Dragon Age крайне несправедливо долгое время оставался без своего ЖЖ поста, хотя, как и всякая игра от Bioware, был пройден на одном дыхании и вызвал бурю неподдельного восторга. Достаточно сказать, что было только две игры, из-за которых я собиралась обновлять компьютер - Beyond Good & Evil 2 и Dragon Age. Еще не купив ни нового PC, ни самой игры, я посетила
healbot , где мне показали только что вышедшую новинку. …Через месяц новый компьютер был у меня на столе. Dragon Age был куплен во всех возможных вариантах со всеми возможными DLC.
Про долгожданный проект уже написаны миллионы отзывов и статей, так что об огромном мире, живых персонажах, глубоких романах и искрометных бантерах сказано, мягко говоря, немало. Но как не поделиться самыми яркими впечатлениями с дорогим журналом? Так что обо всем по порядку.
Что запомнилось больше всего, вызвало глубочайшие сопереживания, живые эмоции, слезы восторга на глазах?
1. Новый огромный мир.
Bioware отказалась в очередной раз покупать лицензии на существующие миры и сотворила свой. Детально проработанный, наполненный легендами и сказаниями, со своими религиями и обычаями, континентами и нациями. Не всегда привлекательный, местами циничный и жестокий, но реальный и живой. Большинство стран в Тедасе имеют реальных «двойников» - в Ферелдене легко узнается Англия, в Орлее - Франция, в Антиве - Италия. Персонажи из этих стран и говорят с соответствующим акцентом (правда, жители Антивы - с испанским). Bioware создавала этот мир долгих семь лет (работы начались сразу по окончанию NWN) и представила нам первые скриншоты на E3 в 2004. Вот этот я, например, отлично помню по одной из журнальных публикаций. Видите что-нибудь знакомое?))))
Можно даже предположить, что это Алистер и наш Grey Warden))))
2. Главная героиня.
Начиная с Baldur's Gate, я всегда отыгрывала магов. Еще в громадной статье в одном из старых игровых журналов, посвященной BG, я прочитала, что играть надо только магом - это де умно и изящно (не говоря уже о том, как красивы сполохи хитроумных заклинаний), а играть воином - грубо и прямолинейно. Смысл в этом, без сомнения, был - дополнительные опции диалогов и решения некоторых квестов были завязаны именно на intelligence (и еще харизму), которая являлась приоритетным статом именно у магов, но никак не у воинов. И, играя воином, человек сильно ограничивал себя в возможных вариантах решения проблем. Обычно в сторону силовых методов))
Тем не менее, маг - это глубоко не мой класс. Я обожала dual-wield DPS персонажей. Я отрывалась на партийцах, норовя каждому всунуть в руку второй меч, а сама продолжала каждый раз создавать мага. А потом пришел Dragon Age и подарил мне ожившую мечту. Так как речевым скиллом там являлся cunning - основной стат у рог. Более того, Dragon Age позволил мне наконец создать аватара, которая действительно нравилась мне внешне. Ощущение сопричастности, ассоциации с персонажем в Dragon Age было сильнейшим из всех игр, мною пройденных.
3. Компаньоны.
Bioware всегда уделяет исключительное внимание своим персонажам и их озвучке, но никогда работа еще не была настолько масштабной. Озвучена каждая строчка диалога, графика завораживает, наши персонажи наконец имеют лица, которые не нужно представлять исключительно по портретам, мимику, движения губ, синхронизированные с речью. И это только внешний лоск, проработка же внутреннего мира персонажей как всегда выше всяких похвал. Bioware мастерски создает сложных, многогранных, по-настоящему живых спутников, не зацикливаясь на развитии стереотипных образов. Особенно сильно это заметно во второй части Dragon Age, но и в первой персонажи уникальны и их все меньше хочется сравнивать с NPC из других игр студии. Простой пример. Со времен Baldur's Gate любимым типажом у меня была харизматичная, лукавая разбойница Имоен, и после роскошного трейлера Sacred Ashes у многих создалось впечатление, что Лелиана - ее полная копия. Как оказалось, образ Лелианы из трейлера очень далек от внутриигрового. Жеманную, утонченную Лелиану на форумах Bioware никто даже не пытается сравнить с Имоен, разве что отмечают внешнее сходство.
Роль партийной язвы исполняет у нас Морриган - маг-отступник, дочь легендарной ведьмы Флемет. Cоглашаемся поискать дочку кузнеца, она воздевает руки к небу: "О, ну давайте теперь еще котят с деревьев снимать будем")))) В башне магов Морриган, нежно припав к моему плечу, посоветовала оставить всех умирать :-D В Убежище я попросила ее посмотреть ногу брата Дженитиви, а она предложила ступню ампутировать.. так что Морриган была фактически бессменной моей спутницей - должен же хоть кто-то со мной не соглашаться?))
Одна из любимейших сцен в игре: благословление в церкви. Мы с Алистаром стоим и почтительно внимаем,
Лелиана бухнулась на колени, а Морриган сложила руки на груди и ехидно качает головой.
Роль мальчика для битья у Морриган досталась Алистеру, Серому Стражу и незаконнорожденному принцу по совместительству: «Once the Wardens flourished, their ranks full, their calibre certain. Now they even accept people like you, Alistair». Алистеру вообще не везет с острыми на язык спутниками: даже наш партийный хилер Винн перемыла ему все косточки. Начала с вопросов, на что это он так уставился, следуя за мной, а закончила поучительной беседой "откуда берутся дети" (ведь храмовников этому не учат?") :-D Обожаю Винн :-D
Позже к нам присоединятся суровый кунари Стэн, дварф Огрен (самые непристойные бантеры, жизненные интересы - выпивка и все что шевелится женского пола), наемный убийца из Антивы Зевран (жизненные интересы - все что шевелится, независимо от пола) и гроза голубей Шэйл. У каждого - своя история, жизненная позиция, тараканы в голове и скелеты в шкафу.
Партия в полном составе
Bioware использовала море приемов и наработок, как уже виденных нами, так и новых, для углублений наших взаимоотношений с персонажами. Тут и approval scale - у меня шло по линейке Алистер +2, Лелиана +2, Морриган -5 =))) Тут и подарки для персонажей - причем каждый из них имеет свои предпочтения, а есть подарки уникальные, для конкретного партийца, ведущие к скриптовым сценкам. Тут и изменение обращения персонажа, в зависимости от его к тебе отношения. Восторженное «your desire is my command» от Алистера-обожателя так резко контрастировало с небрежным «something you need, my dear?» от влюбленного Алистера, что стало предметом шуток на форумах:
(c) savagesparrow
4. Романы
It's a good thing I have no hand whatsoever in ME2, or else it'll become 100% dating sim IN SPACE. (c) Aimo
Несмотря на то, что цитата талантливейшей художницы Ирмы Ахмед, работающей под псевдонимом Aimo, относилась к ME2, она в полной мере выражает, чем для нас стали ролевые игры от Bioware. Первое, что интересует в новой игре - персонажи и с кем из них возможен роман. Доходит до смешного: первые данные о Dragon Age II, в числе прочих - у главного героя будет сестра. Торопливая приписка: "You won't be able to romance your sister Bethany. Just in case you were...you know...wondering." Хохотала как ненормальная - да, поклонники биоваровских творений скоро на любой движущийся объект будут спрашивать: "Is it romancable?".
Романы - это такая же фирменная фишка Bioware, как бантеры между партийцами или сюжетный разворот в конце. Они великолепно выписаны, глубоки, красивы и искренни. Они позволяют еще лучше узнать любимых персонажей. И в корне изменить их судьбу.
5. Бантеры
Oghren: "So, what are you doing tonight?"
Sigrun: "Sleeping. Alone. With a knife under my pillow."
Oghren: "Hot."
Со времен Baldur's Gate в играх Bioware мы наслаждались бантерами. С тех пор переругивание персонажей за твоей спиной было возведено в искусство, а яркие и ехидные диалоги между партийцами стали характерной чертой всех творений студии. Как всегда море искрометного юмора и бесподобная озвучка прилагается.
6. Поющий бард
Давайте-ка вспомним, в каких играх у нас были барды? Haer’Dalis - в Baldur's Gate. Дикин - в Neverwinter Nights. Гробнар - в NWN2. Ну и Бард - в умопомрачительно смешной The Bard's Tale. И кто из этих бардов нам что-нибудь пел? Гробнар при первом знакомстве мычал какой-то мотив - целых секунд пять мычал. В Bard's Tale полно забавных песенок, только сам Бард к их исполнению не имеет никакого отношения. Haer’Dalis нам запомнился разве что разыгрыванием театральных сценок с Аэри. Дикин был очарователен, но тоже не спешил продемонстрировать вокальное искусство.
Лелиана поет. И как поет! Впервые услышав ее песню, я залила слезами всю клавиатуру. Еще не поставив игру я знала, что этот персонаж будет в моей партии бессменным. Самая красивая сцена в игре. Самая чарующая песня в саундтреке.
Sister Nightingale назовут Лелиану во второй части Dragon Age. Вполне заслуженно.
7. Музыка
Композиции с божественным вокалом Обри Эшберн. Leliana’s Song, I am the One, Ferelden in War, Dragon Age: Origins. Бесподобные, чарующие песни, сразу занявшие первые места в плейлисте.
Click to view
8. Прощальные речи
Один из самых сильных и эмоциональных моментов в игре - прощание с партийцами перед финальной битвой с Архидемоном. Самые проникновенные речи, самые искренние слова. Уникальная возможность услышать доброе напутствие от Морриган, не пропустите!
Отдельно о двух DLC, посвященных нашим партийцам - Leliana's Song и Witch Hunt.
Leliana's Song выделяется прежде всего свой музыкой - это единственное дополнение, к которому вышел официальный саундтрек. Историю барда невозможно представить себе со слабым музыкальным сопровождением - и Айнон Зур расстарался на славу, создав настоящие шедевры для этого маленького приключения. Достаточно сказать, что саундтрек отправился в мой плейлист полностью, не потеряв ни единого трека в процессе прослушивания - большая для меня редкость.
Юная Лелиана и один из ее спутников - маг-отступник Скетч. В своем камео в DA2 он будет слезно
жаловаться на сказителей, распускающих о нем всякие сомнительные слухи =))))
Witch Hunt вдохнуло вторую жизнь в наших партийцев. Видно, с какой любовью и дотошностью Bioware делала завершающую DLC к игре: персонажи там по-настоящему ожили и зажили своей жизнью. Я помню, как мы ходили по разрушенному тайгу гномов, а Финн отрывался от партии и останавливался, чтобы полюбоваться какой-нибудь древней стеллой (Ариане возмущенно шипела, чтобы он немедленно возвращался в строй), а иногда во время поисков огней Арлатана, не дожидаясь нашей подсказки, сам начинал палить из посоха по углам и сильно изумлялся, что ничего не находит: "Надо же, а я был так уверен...". К тому же нам вернули нашего верного мабари, с которым персонажи тоже вели содержательные беседы (и потом жаловались, что мой пес читает им нотации).
Мой Мастинго опять со мной и рад видеть старых друзей
Ощущение от Witch Hunt осталось, как от вылизанной Маски для NWN2 или HotU - в значительно меньшем масштабе, конечно, но разработчики очень постарались реализовать все интересные идеи.
Морриган рядом с Элувианом
А теперь разбавим-ка это медовое море дегтярным корабликом. Над чем брюзжать будем?
1. Основной сюжет
Если абстрагироваться от хитросплетений сайдквестов, то основной сюжет поразительно прост. Мы, натурально, спасаем мир от зла. От зла чистого, незамутненного, клыкастого и сметающего все на своем пути. Для спасения мира нам надо заручиться поддержкой четырех фракций союзников и разобраться с главгадом-Архидемоном. Все. И это известно нам буквально с первых часов игры - ничего ошеломляюще нового мы к концу игры не узнаем.
Образцом великолепно выписанной истории для меня до сих пор является КОТОР - до сих пор никто даже близко не подобрался к изяществу и неожиданности сюжетного поворота в конце игры. До самой последней секунды я так и не смогла догадаться, кто же такой Реван и почему так ехидно смеется надо мной Малак... Конечно, дополнительным положительным фактором являлось отсутствие у меня тогда интернета - я не могла вдохновенно зачитываться спойлерами на ночь, еще даже не начав играть. Гм.
Тем не менее, фирменные сюжетные твисты весьма измельчали со времен Старой Республики. В Dragon Age открываемая нам в конце *ужасная правда* не меняет в понимании проблемы и методах ее устранения вообще ничего - она только добавляет неприятных ощущений Серому Стражу лично.
2. Музыка
Да, как это ни странно, но музыка попала в оба списка. Если для Обри Эшберн Айнон Зур написал бесподобные композиции, то оставшиеся треки для основной кампании, за исключением буквально одного-двух, дотягивают до уровня максимум крепких середнячков. Они не запоминаются, не западают в душу, не создают настроения и не вызывают желания слушать их отдельно от игры. А ведь когда-то Зур писал саундтреки для серии Icewind Dale, из которых в постоянный плейлист отправлялась каждая вторая композиция!
И тем не менее. Dragon Age - шедевр. Как и все, что делает Bioware. Их игры уникальны и неповторимы. Им нет аналогов. Так что искренне желаю им процветания и признания. И новых неповторимых творений.
The Grand Oak. Поэтически настроенный Дуб . Ученый Кот не прилагается
Один из самых красивых квестов в игре, Nature of the Beast. Именно после него Лелиана поет нам песню.
Архитектор и Ута (Awakening). Надо сказать, Архитектор в игре куда более разумен, чем в конце "The Calling".
Похоже дракоша уже успел закусить Лелианой.