Фрейя

Sep 24, 2015 17:19

Фрейя - богиня любви, творчества и магии

Фрейя - дочь Ньёрда и сестра (возможно, близнец) Фрейра. Они из рода богов - ванов, богов плодородия. Имя Фрейи означает "госпожа".

Фрейя обвиняется в любовной связи со своим братом, Фрейром но Ньёрда, ее отца, также обвиняют в связи со своей сестрой. Таким образом, в роду ванов могли присутствовать пары божеств разного пола, но со схожим именем, сиблинговыми любовными связями и аналогичными функциями.
Животное Фрейи - свинья (а одно из ее имен - "Сюр" и означает "свинья"). В этом она подобна своему брату - Фрейру, чьим зверем являлся вепрь (дикий кабан); вепрь Золотая Щетинка был его ездовым животным. Неодомашненная свинья и вепрь - символы плодовитости (функция всех ванов), и опасной дикости.
У Фрейи есть муж - Од. Он - странник, некоторые считают, что это одна из ипостасей Одина. От него она родила две дочери: Хнос ("Драгоценный камень") и Герсими ("Сокровище").
"У Фрейи много имен, это потому, что она по-разному себя называла, странствуя по неведомым странам в поисках Ода. Она зовется Марделль и Херн (Her(j)- "армия, войско; воин"), Гевн ("Дающая") и Сюр ("Свинья"). Фрейе принадлежало ожерелье Брисингов. Ее зовут также богиней ванов."
После четырех ночей именно с Фрейей карлики - цверги создали ожерелье Брисингамен. (Это спорный вопрос, спала ли она с ними за ожерелье, или после тех ночей они это ожерелье создали. Но современные язычники склонны полагать, что скорее это Фрейя вдохновила цвергов на создание шедевра. Тем более, что она богиня творчества и страсти.)

Также полагают, что существом Гулльвейг ("Власть Золота") была тоже Фрейя. Она была из ванов и с ее действий началась первая война между асами и ванами. Фрейя, в силу всех своих качеств - объект вожделения Трюма, Грунгнира и Тьяцци - строителя Асгарда.

Фрейя - прежде всего возлюбленная (возможно, многих богов - мужчин), подруга; она забирала мертвых с поля боя наравне с Одином; занимается практическим колдовством и превращениями.

"Она всех благосклоннее к людским мольбам, и по ее имени знатных жен величают госпожами. Ей очень по душе любовные песни. И хорошо призывать ее помощь в любви".

Фрейя управляет удовольствием женщины от любви и красоты, сексуальности и чувственности. Роль возлюбленной накладывает мощный отпечаток на женщину; становясь ее внутренней силой. Каждая женщина, которая влюбляется в того, кто сам в нее влюблен, превращается на время из обычной смертной женщины в богиню любви.

Когда чувственность и сексуальность в женщине порицается ,женщина, воплощающая Фрейю - любовницу, считается соблазнительницей и блудницей.

Фрейя порождает желание познать и быть познаваемым. Если это желание приводит к физической близости, то следует зачатие и новая жизнь. Иногда союз также соединяет умы, сердца и души, или хотя бы что-то из этого. Тогда возможен всплеск нового вдохновения и творчества.

Ожерелье (или пояс) Фрейи называется Брисингамен. Его сделали для нее карлики - цверги. За это сокровище Фрейя, по словам Локи, заплатила всем четверым любовью. Видимо, неслучайно в результате любовных связей Фрейи рождаются или дети, чьи имена означают разные рукотворные сокровища, или артефакты реальные. Ее любовь сродни творческому вдохновению, необходимому при создании шедевров.

Брисингамен как атрибут богини любви (или любви и войны) находит своих "собратьев
Прежде всего это известный "пояс Афродиты", который она даже одалживала Гере, чтобы та вновь сумела привлечь к себе на ложе царственного, но охладевшего супруга. Это и пояс амазонки Ипполиты, данный ей Аресом - добыть который предстояло Гераклу.

Фрейя - свободная женщина
Мужем Фрейи считается - Одд, странник. О нем более ничего неизвестно, так, что полагают, что это одна из ипостасей Одина. Но Фрейю с Одином связывают совсем другие отношения - она его научила магии оборотничества и прорицаний. Муж же для нее - повод скитаться в его поисках и плакать.
Другие полагают, муж у этой богини появился из каких-то "моральных" соображений - в то время, когда существование красивой, способной к деторождению женщины без мужа казалось немыслимым. Это положение мне кажется тоже немного сомнительным. Правда, возможно, в том, что муж является доказательством способности Фрейи на длительную любовь и привязанность к мужчине (когда он уходит, то Фрейя оплакивает его своими слезами, которые становятся потом золотом, или янтарем), одновременно не мешая ей вести себя как абсолютно свободной женщине.
Ее качеству независимой женщины может соответствовать и такой атрибут как колесница, запряженная кошками. Это доказывает и существование ее любовников среди асов и альвов (заметим, что только не великанов).

Фрейя - богиня распрей.

Таким образом, Фрейя соответствует образу богини любви-и-войны. Как вавилонская Иштар (которая была богиней любви, войны и распрей). Это не казалось неестественным древнему человеку - не зря лучший любовным союзом античной мифологии был союз Ареса и Афродиты (Марса и Венеры). А их дочь зовут - Гармония. Любовь и агрессия сходны в своей страсти. Потому богини любовной страсти могут заниматься еще и провокацией распрей.

Фрейя считается покровительницей магии сейд. Слово seidr означает буквально "кипение", с оттенком сильного возбуждения. Известно, что магия сейд считалась недостойной мужчин и ею занимались большей частью женщины. Возможно, эта практика сопровождалась длительными неконтролируемыми состояниями сознания. Потому мужчины прибегать к ней остерегались. Вряд ли здесь дело в состояниях "временной слабости, что было неприемлимым для воинов", как полагает Фрейя Асвинн. "Временную слабость" переживало время от времени большинство воинов неумеренно потребляя пиво и тогдашнюю "бормотуху". Это было сравнительно пристойно. А вот неконтролируемое спонтанное поведение, под влиянием тех или иных методик или даже веществ, могло действительно для тогдашнего мужчины быть неуместным.

Итак, сейдом занимались большей частью женщины и некоторые профессиональные колдуны - мужчины. Сейд включал в себя предсказания, по технике близкие к шаманизму и современному спиритизму. Вёльва Торбьорг, практиковала подобное.,Торбьорг была прорицательницей, и ее называли "Маленькая Видящая". У нее было девять сестер. Все они были прорицательницами, но в живых осталась одна она. Зимой Торбьорг имела обыкновение посещать пиршества: ее приглашали главным образом те, кто хотел узнать либо свою судьбу, либо что им готовит грядущий год." Очевидно, что практика сейда могла передаваться в некоторых семьях из поколения в поколение, особенно по женской линии. Тем более, что в те давние времена в подобного рода колдовстве (предсказаниях) не видели предосудительного. Говорят, что группы женщин - вёльв, прорицательниц ходили от селения к селению и предлагали свои услуги. Состояние транса провидицы обеспечивалось хором женщин, иногда часами повторявших свою песню. Для шаманских техник Севера вообще характерен женский хор, помогающий шаману или шаманке в путешествии. А Фрейя, по всей видимости, и была покровительницей таких seidhkonar (женщин, практикующих сейд)

Фрейе как богине колдовских превращений соответствует соколиное оперение. Соколиное оперение Фрейи - и ее способность обращаться в эту птицу может символизировать ее способность не только к оборотничеству, но и к смене пола. Ведь сокол - традиционно связан с мужской символикой у индоевропейцев.

В Мифах и знаниях есть любопытный эпизод, когда Фрейя приезжает к мудрой великанше, а та ей говорит:
…Ты, хитрая Фрейя,
меня испытуешь:
взоры твои
о помощи просят,
ведь милый твой здесь,
на дороге мертвых,
юноша Оттар
Иннстейна сын".
Фрейя сказала:
"Ошиблась ты, Хюндла,
грезишь во сне ты,
милого нет
на дороге мертвых,
то вепрь сияет
щетиной из золота,
вепрь Хильдисвини,
его мне когда-то
карлики сделали
Даин и Набби.

Здесь предполагается, что Фрейя превратила своего возлюбленного Оттара в вепря с золотой щетинкой, на котором и добралась до Хюндлы.
Ангантюр спорит
с юношей Оттаром, -
вальский металл
им служит закладом;
помочь я хочу
юному воину
наследье добыть,
что оставили родичи
Алтарь для меня
из камня сложил он,
и камень в стекло
переплавлен теперь;
обагрял он алтарь
жертвенной кровью:
в асиний верил
Оттар всегда.

Оттар служил Фрейе. И теперь Фрейя хочет помочь юноше и выясняет его родословную у Хюндлы. Так Фрейя помогает своим любимцам, превращая их на время в животных, а потом и обратно. Что как не это, лучше всего может символизировать шаманские превращения? А возможно это результат служения Оттара Фрейе и богиня помогает своему почитателю. При этом, служители Фрейи могли считаться как бы возлюбленными богини.
Превращение ведьмой мужчины в ездовое (и любое другое) животное -является то, что Фрейя это делает не для собственного удовольствия, а для пользы Оттара.


Ода богине ФРЕЙЕ

Богиня красоты, любви и наслажденья!
Давно минувших дней, другого поколенья
Пленительный завет!
Фолькванга страстного - любимое созданье,
Какою негою, каким очарованьем
Твой светлый миф одет!

Ты наша вуйма! Не только , пылким детям Юга
Одним дано , испить любовного недуга
Палящее вино!
Созданьем выразить душе родное чувство
В прекрасной полноте изящного искусства
Судьбой тебе дано!

Но нам их бурный жар и чужд и непонятен;
Язык любви, страстей нам более не внятен;
Душой увяли мы.
Они ж, беспечные, три цели знали в жизни:
Пленялись славою,
На смерть шли за отчизну,
Всё забывали для любви.

В роскошном Асгарде загадкою покрытой,
Где небо так светло, там только ты ,как Афродита,
Явиться вдруг могла...

Как я люблю тот миф прекрасный!
Был день; земля ждала чего-то; сладострастно
К равнине облаков
Припал зефир: в тот миг таинственный и нежный
Родилась Красота из пены белоснежной -
Возник прекрасный образ твой...

И вот тогда, в томительном желаньи,
К тебе, как будто бы ища твоих лобзаний,
Нагнулся неба свод;
Зефир тебя ласкал эфирными крылами;
К твоим ногам, почтительно, грядами
Стремились асы ,словно бездна вод!

И принял тебя Асгард! Плененный Од тобою
И неба и земли назвал тебя душою,
Богиня красоты!
Прекрасен был твой храм - в долине сокровенной,
Ветвями Иггдрассиль и яся осененный -
В сиянии луны,

Тогда же хор Богинь твоих (меж тем как фимиама
Благоуханный дым под белый купол храма
Торжественно летел,
Меж тем как тайные свершались возлиянья)
На языке родном, роскошном, как лобзанье,
Тебе Восторга гимны пел!

Уже давно во прах твои упали храмы;
Умолкли хоры дев; дым легкий фимиама
Развеяла гроза.....

Но вновь, из -под графита возникла ты, богиня!
Когда в последний раз, как будто бы святыня,
Трепещущим штрихом
Художник -Автор своего созданья,
Вдохнул он жизни дух в бесчувственном ваяньи:
Стал образ- Божеством!

И снова мы к тебе стекаемся толпАми;
Молчание храня, с пОднятыми очами,
Любуемся тобой;
В Фольфванге царствуешь! В Чертоге той страны далекой,
Ты покорила нас -пластической, высокой -
Своей бессмертной красотой!


боги, размышлизмы

Previous post Next post
Up