Originally posted by
igor_torick at
Евреи и иудеиИМХО - интересный опрос получился, учитывая, в особенности, разговоры в комментариях. Результаты опять-таки совершенно ожидаемы в глобальном смысле, меня только удивило, почему практически никто из моих френдов - ортодоксальных евреев вообще не поучаствовал в опросе. Меня не удивило, то что большинство респондентов на понимают, что такое иудаизм и этому понятию приписывают собственные определения, часто очень далекие от формального. Зато меня удивило то, что значительная часть народа ответила не на тот вопрос, который я задал, а на тот, который им показалось, что я задал, то есть, я спросил "про иудаизм", а они ответили "про евреев".. :):)
Короче говоря, по результатам это опроса мне, видимо, придется написать этот программный пост "Кто такие евреи и кто такие иудеи". Пост этот будет состоять из двух четко разделенных частей первая часть объективная история и традиция, вторая часть - мое сугубо личное ИМХО, и я очень надеюсь, что эти две части вы не перепутаете :):):)
ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЯ.
Что такое евреи.
Слово "еврей" ("иври" в оригинале) впервые появляется в истории Авраама и означает этимологически, очевидно, "пришедший из-за", "ми-эвер", из-за реки, из Междуречья, издалека. ПО смыслу это слово определяет переход Авраама в новую веру, в новую религию, для пользы дела назовем ее монотеизмом. Процедура принятия новой религии, кроме декларации веры в Единого Бога, заключалась в обрезании и получила название "гиюр", а люди, ее принявшие "геры". Авраам обрезал себя, всех своих домочадцев, слуг и рабов мужского пола. Таким образом, самый первый в мире еврей, был одновременно и самым первым в мире гером. Первыми евреями-герами стали и все, им обрезанные, включая даже рабов. То есть, изначально, самые первые евреи уже не были объединены общей генетикой, а, вполне возможно, и национальностью - кто знает, каких национальностей были его слуги и рабы? Но все они стали евреями.
Затем общность "евреи" размножилось до 13 колен, попутно принимая в себя все новых и новых геров, во времена Объединенного Царства, при царе Давиде, иудаизм стал агрессивной миссионерской религией, в него обращались побежденные народы - например, филистимляне, мака, гешур и прочие. Лишь позже агрессивное миссионерство сменилось пассивным, и лишь только после Иудейской Войны (70 год нашей эры) миссионерство было запрещено.
Кстати, именно после Иудейской войны, в результате того, что масса еврейских женщин, изнасилованных римскими солдатами, стали рожать бастардов и был принят временный (!) закон, считать евреев по матери, дабы избежать огромного конфликта внутри общности и сохранить ее целостность. Обращаю ваше внимание: впервые за уже ДВУХТЫСЯЧЕЛЕТНЮЮ к тому моменту историю евреев, заговорили о "генетике", то есть о родственной, кровной связи евреев. До этого момента евреем считался тот и только тот, кто находился в лоне монотеизма. Вне зависимости от генетического происхождения вообще. Только в период, последовавший за разрушением Второго Храма, в период Мишны и Талмуда евреи начинают приобретать характеристики генетической общности. И, разумеется, во все эти времена, еврей, ушедший из лона монотеизма, сменивший религию, евреем быть переставал. А как же иначе, если единственное определение еврея было "тот, кто верит в Единого Бога"?
Однако процесс кооптации новых членов, гиюра, происходил и далее, так же как и процесс отказа от еврейства, добровольного (ассимиляция) или насильственного (марраны, например). С периода Мишы и Талмуда общность "евреи" носит одновременно и религиозные и национальные черты, однако с подавляющим приматом религиозных. Евреем (точно так же как и христианином, мусульманином, синтоистом) можно стать путем гиюра и можно перестать быть, сменив веру. Человек, родившийся от матери-еврейки, автоматически считается евреем, если он не сменил веру. Но он ничем не более еврей, чем прошедший сегодня утром гиюр Ваня или Джон. Так продолжается на протяжении двухтысячелетнего периода вплоть до середины 19 века.
В середине 19 века, впервые за все почти 4 тысячи лет существования еврейской общности, появляется новое, ранее неизвестное явление "нерелигиозный еврей". С одной стороны, человек, родившийся от матери-еврейки, то есть еврей автоматически, и, даже, не уверовавший в других богов (то есть, не совершивший предательства Единого Всевышнего), но, с другой стороны, не признающий Бога вообще. Ситуация запуталась еще больше. Как определить такого еврея? И тогда впервые (в России, кстати), еврей стали определять как национальность - для простоты. Однако, по-прежнему, религиозная составляющая понятия еврей превалировала, евреем по-прежнему (и до сего дня) можно было стать, и можно было перестать быть.
Однако погромы, антисемитизм, гонения на евреев, геноцид евреев, совершавшийся и римскими императорами (Титом, Адрианом) и испанскими властями средневековья и современным Гитлером, сплотил эту общность еще и по признаку жертвы, по признаку "вечно" гонимого народа. Таким образом, евреи - это некая общность, социум, народ (да, я считаю, что это слово абсолютно легитимно, потому что народ объединяет далеко не только общая генетика), имеющий общую судьбу, общую историю, отчасти - лишь отчасти - общую генетику и, прежде всего, и больше всего ОБЩУЮ РЕЛИГИОЗНУЮ КОНЦЕПЦИЮ. Назвать евреев народом - можно, а вот национальностью - в гораздо большей степени неверно, чем верно. Хотя доля истины есть и в этом.
Что такое иудеи.
В 721 году до нашей эры ассирийский царь Саргон Второй нападает на северное царство Израиль и угоняет в плен 10 колен израилевых. Остается, собственно, только одно-единственное колено - колено Иегуды. Левиты к тому времени рассеялись среди остальных 12 колен, а колено Шимона еще при Давиде полностью ассимилировалось в Иегуде. Таким образом, в результате перипетерий истории, от всех евреев выжили только потомки колена Иегуды (с редкими вкраплениями левитов-коэнов), иегудиты, иегудеи, или, как принято говорить - иудеи. Иудеи, как подмножество всех евреев, имеющие происхождение от потомков одного определенного колена, понятие в огромной степени генетическое и ни в малейшей степени не религиозное, в религиозном смысле иудеи - наследники всей общности евреев. Но, поскольку сохранилось лишь это колено, и потомки его исповедовали определенную религию, то эту религию стали называть по национальному названию ее исповедующих иудаизмом.
Таким образом, произошла подмена понятий "с точностью до наоборот". Иудей (в оригинале национальное происхождение) становится религиозным определением, а еврей (понятие религиозное), наоборот, национальным.
Однако крайне важно отметить следующее: два разных слова (еврей и иудей) существуют фактически только в русском, из всех известных мне языков. А уж в оригинале - а оригинал ведь наиболее важен для определения! - то есть, в иврите, хотя слово "еврей" и существует ("иври"), оно не употребимо по отношению к ныне живущим людям, это исключительно исторически-библейское понятие. В иврите всех называют "иегуди" - "иудей". Вне зависимости от религиозности человека (ортодокс, просто верующий в Единого Бога, агностик или атеист - неважно), если он не перешел в другую веру. Если перешел - то он "ноцри" (христианин), "муслеми" (мусульманин) и так далее. Но не "иегуди". В других языках - аналогично. Jew и Judaism на английском, никаких других терминов, Hebreo на итальянском или французском и так далее. То есть, на всех языках кроме русского - еврей и иудей - это синонимы, просто одно и то же слово.
Значит, невозможно быть иудеем и при этом не быть евреем, а быть евреем и не быть иудеем можно только и исключительно если ты - левит (потомок колена Леви). Рассуждать о понятийной разнице между "евреи" и "иудей" - просто неграмотно, если не иметь в виду исторический аспект.
А вот теперь то, что я думаю сам для себя на основании вышерассказанного. Эта часть гораздо короче :)
ЧАСТЬ 2. МОЕ МНЕНИЕ.
Исходя из всего вышеизложенного, конечно, правы те (большинство), кто отметил что иудаизм как свою религию может отметить любой еврей, даже светский, ничего не исполняющий, при условии, что он не перешел в другую религию. Я лично отметил "и который соблюдает хоть что-то", но ИМХО это практически одно и то же, поскольку, опять-таки ИМХО, человек, идентифицирующий себя как еврея уже исполняет некую важную заповедь.
Что касается определения, кто же такой все-таки еврей - каждый имеет право давать свое. Для ортодокса обязательна мать-еврейка, для кого-то что-то еще... Мне же более всего импонирует определение (Герцля, если я не ошибаюсь) что "еврей - это тот человек, который сам себя считает евреем и которого таковым считают окружающие", с добавкой если он не перешел в другую религию. И я еще бы добавил "а также те, кто воевал, погиб или страдал за еврейский народ".
Надеюсь, этот текст поможет кому-то разобраться с терминологией, а кому-то, возможно, разобраться с собой.
Спасибо за внимание!