"...У меня железное правило - даже с господом богом я не стану спать в первый же день знакомства!.." Фраза меня зацепила. Я не настолько категорична и принципиальна. Каюсь, грешки бывали. Но - легко сказать . А когда этот отнюдь не Христос хочет развернуться и уйти - тут же хочется за ним вдогонку побежать и себя предложить. Потому что тоска заела. И такое бывало тоже.
И зачем мы, дуры-бабы, бежим и удержать пытаемся тех, кому жилеток для выплакивания своих неудач не хватает?...
Сходила я давеча на спекталь "Двое на качелях" по одноименной пьесе Уильяма Гибсона. Пьесу не читала, фильм не смотрела. Теперь хочу исправиться. Начало спектакля показалось слегка занудным. Слишком обыденные разговоры двух одиноких людей. Обыденные и сумбурные.
Он - находящийся в процессе развода, бросивший адвокатскую практику в Омахе и переехавший в Нью-Йорк. Она - непризнанная и не слишком талантливая танцовщица. Они познакомились на какой-то вечеринке.
"ДЖЕРРИ: Вчера я решил, что в этой жизни мне больше нечего делать.
ГИТЕЛЬ: Что-что?
ДЖЕРРИ: А сегодня я передумал и начинаю новую жизнь. Одним словом, сегодня великий день. Для начала решил заглянуть к вам."
Телефонные разговоры перетекают в более плотное знакомство, плавно перетекающее в сожительство. У нее - язва, у него - развод и неумение найти работу без помощи бывшего тестя. Финал предсказуем.
Вроде бы самый обычный спектакль, в котором задействованы всего два актера. Не слишком яркие характеры героев, слишком мало жизни вне отношений. Они вроде бы и зациклены друг на друге, но, в то же время, у каждого есть какие-то свои интересы. Живут и живут, как сотни и тысячи им подобным. И передача этой обыденности актерам удалась. Поначалу, повторюсь, казалось занудно и скучно. Но обыденность она сама по себе штука скучная. То, что Он вызвал отвращение своим желанием усидеть на двух стульях и скрытием некой части жизни, под конец вызывало легкий рвотный рефлекс. Я возненавидела Его к концу спектакля. А что это значит? Это значит, что актер сыграл на отлично. Ее жалко с начала о конца. Жалко - в ее попытках найти себя в танце, жалко - в стремлении обрести женское счастье, жалко - когда напилась и с тоски и случайно одновременно.
Почему "качели"? Нет никаких качелей на сцене, есть диваны. Да потому, что качает обоих в разные стороны. То дерутся, то в любви признаются. Обыденная будничность без единого праздника. При этом тяжелых чувств после спектакля нет.
И восхитительные стихи Асадова:
Любить - это прежде всего отдавать.
Любить - значит чувства свои, как реку,
С весенней щедростью расплескать
На радость близкому человеку.
Любить - это только глаза открыть
И сразу подумать еще с зарею:
Ну чем бы порадовать, одарить
Того, кого любишь ты всей душою?!
Любить - значит страстно вести бои
За верность и словом, и каждым взглядом,
Чтоб были сердца до конца свои
И в горе и в радости вечно рядом.
А ждет ли любовь? Ну конечно, ждет!
И нежности ждет и тепла, но только
Подсчетов бухгалтерских не ведет:
Отдано столько-то, взято столько.
Любовь не копилка в зашкафной мгле.
Песне не свойственно замыкаться.
Любить - это с радостью откликаться
На все хорошее на земле!
Любить - это видеть любой предмет,
Чувствуя рядом родную душу:
Вот книга - читал он ее или нет?
Груша... А как ему эта груша?
Пустяк? Отчего? Почему пустяк?!
Порой ведь и каплею жизнь спасают.
Любовь - это счастья вишневый стяг,
А в счастье пустячного не бывает!
Любовь - не сплошной фейерверк страстей.
Любовь - это верные в жизни руки,
Она не страшится ни черных дней,
Ни обольщений и ни разлуки.
Любить - значит истину защищать,
Даже восстав против всей вселенной.
Любить - это в горе уметь прощать
Все, кроме подлости и измены.
Любить - значит сколько угодно раз
С гордостью выдержать все лишенья,
Но никогда, даже в смертный час,
Не соглашаться на униженья!
Любовь - не веселый бездумный бант
И не упреки, что бьют под ребра.
Любить - это значит иметь талант,
Может быть, самый большой и добрый.
И к черту жалкие рассужденья,
Все чувства уйдут, как в песок вода.
Временны только лишь увлеченья.
Любовь же, как солнце, живет всегда!
Спектакль студенческий, поставленный на сцене студенческого театра на Васильевском. Спасибо актерам! По слухам, играют эти актеры (Никитина Юлия и Воронков Александр) лучше, чем Татьяна Арнтгольц и Григорий Антипенко.
Узнала о спектакле
ЗДЕСЬ. И не жалею, что сходила.