Преображенское еврейское кладбище в Санкт-Петербурге

May 05, 2015 12:08

Недавно мы решили совершить нестандартную прогулку - по Преображенскому еврейскому кладбищу в Санкт-Петербурге. Многие кривятся и считают, что прогулки по кладбищам - это что-то из разряда тоскливо-мрачного. Но ведь при поездке в Париж половина туристов идут в Пер-Лашез и две трети посещают Сен-Женевьев-де-Буа. Почему же кладбища с своем городе бывают обделены вниманием?

Мы побродили по аллеям Преображенского еврейского кладбища в Санкт-Петербурге и сравнили. И узнали много интересного.







Основное отличие христианских и еврейских кладбищ, если верить Википедии, состоит в:


«ненарушении могил»: мощи усопших должны навсегда остаться в том месте, где были преданы земле. Христианское понимание позволяет нарушать существующие захоронения после определенного времени для выполнения новых. Христианское кладбище, которое не используется в течение длительного времени, может быть ликвидировано. Согласно принципам иудаизма каждое надгробие и целое кладбище неприкосновенны, к тому времени, пока известно о его местонахождении. К исключениям относятся случаи, когда выполняется эксгумация для переноса останков на Святую Землю или в семейную могилу, для переноса с нееврейского кладбища или когда кладбищу угрожают профанация или подмыв водой»

Очень много надписей на иврите. Очень много надгробий без фотографий. На половине старых могил отсутствует дата рождения. Два последних пункта нас очень заинтересовали, но мы решили - фотографий нет по той причине, что раньше фотоснимки были редкостью (а многие могилы датированы 19 веком). Отсутствие даты рождения мы объяснили себе тем, что родственники могли не знать этой самой даты. Мы оказались неправы.




Дату рождения было писать не принято - главной датой у иудеев считается именно дата смерти. Точно так же по вере не положено украшать надгробие фотографией и цветами. На могиле могут быть только камни. Кремация считалась великим грехом.

Сейчас, правда, и цветов много, и фотографии есть, и даты рождения присутствуют. Но не на всех могилах.







Преображенское еврейское кладбище в Санкт-Петербурге было основано в 1870 году по обеим сторонам Николаевской железной дороги. В 1874 году кладбище разделили, и одну часть отдали еврейской общине. В 1875 году был построен деревянный Дом омовения. До его постройки молельня для отпевания находилась на Волковском лютеранском кладбище, где иудеев хоронили с 1812 года. В 1912 году деревянный дом омовения на Преображенском кладбище стал каменным. Вот он, виднеется в глубине аллеи:




Кладбище изначально называлось Преображенским по названию церкви Преображения Господня. Однако после разделения кладбища на две части иудеи стали считать, что название кладбища происходит от чуда, произошедшего с Иисусом на горе Тавор.

Тогда, в 19 веке, на Еврейском кладбище было много склепов и шикарных могил. Сейчас многие из них разрушены временем или падающими деревьями. Старых могил крайне мало.
















Как хоронили истинных иудеев?
Умершего сначала омывали в 40 литрах воды. Затем тело облачалось в специальную, шитую вручную, одежду и приносилось в зал для отпевания. Дом омовений, где читались молитвы, имел две галереи - женщины и мужчины входили в зал прощания с разных сторон. После отпевания, тело покойника несли к вырытой могиле без гроба. После погребения читалась еще одна иудейская молитва - кадиш.




Интересно, сколько евреев сейчас соблюдают эти обычаи? Судя по фотографиям и датам рождения на надгробиях - далеко не все. Также большим грехом считалась кремация. В 1968 году на Преображенском кладбище новые захоронения были запрещены, но есть могилы, в которые подхоранивают урны с прахом родственников. Хотя большинство дореволюционных могилы «оформлены» (если это слово здесь уместно) с полным соблюдением правил. Жаль, но таких могил уже мало. Много вполне обычных.




Огромные склепы:










Вероисповедание порой можно угадать лишь по характерной звезде или фамилии:







После Октябрьской революции многие могилы и склепы были разграблены. Представители еврейской общины уехали из Петербурга. Но кладбище и сейчас посещаемо родственниками. Лишь центральная, самая старая часть выглядит одинокой. Не заброшенной, а именно одинокой. Высокие надгробия (многие выше человеческого роста) с еврейскими фамилиями, без дат рождения и фотографий. Поросшие травой и покосившиеся…













Иосиф Бродский: Еврейское кладбище
Еврейское кладбище около Ленинграда.
Кривой забор из гнилой фанеры.
За кривым забором лежат рядом
юристы, торговцы, музыканты, революционеры.

Для себя пели.
Для себя копили.
Для других умирали.
Но сначала платили налоги,
уважали пристава,
и в этом мире, безвыходно материальном,
толковали Талмуд,
оставаясь идеалистами.

Может, видели больше.
А, возможно, верили слепо.
Но учили детей, чтобы были терпимы
и стали упорны.
И не сеяли хлеба.
Никогда не сеяли хлеба.
Просто сами ложились
в холодную землю, как зерна.
И навек засыпали.
А потом -- их землей засыпали,
зажигали свечи,
и в день Поминовения
голодные старики высокими голосами,
задыхаясь от голода, кричали об успокоении.
И они обретали его.
В виде распада материи.

Ничего не помня.
Ничего не забывая.
За кривым забором из гнилой фанеры,
в четырех километрах от кольца трамвая.

1958 год
Статья также размещена на ДЗЕНЕ

в свободное от работы время, Питер

Previous post Next post
Up