В 2008 году, когда Паршуков начал строить свой первый самолет, друзья у виска пальцем крутили, но будущий авиатор игнорировал приглашения подлечиться. На строительство первого самолета ушло всего 1,5 года, что достаточно быстро для новичка. Наш герой смог в такой сжатый срок не просто приобрести необходимые знания, навыки и опыт, и построить крылатую машину; не имея специальной подготовки, он просто сел в него и полетел. Получилось так, что Паршуков стал и авиастроителем, и летчиком-испытателем в одном лице.
Михаил Паршуков
Выбор аэродрома
- На пробные полеты мы выезжали в Уксянку. Все равно была нужна полоса, - рассказывает Михаил Александрович. - На закате социалистических времен для АН-2 строили в таких крупных колхозах, как Уксянка, аэродромы. 700 метров прекрасной, заасфальтированной взлетно-посадочной полосы (ВПП). Инфраструктуры уже, конечно, никакой, и бетонка вообще уже вся заросла. Мы немного ее почистили, и туда выехали. Палатку поставили армейскую 10-местную, друзья со мной, старые авиаторы (дедки), помогавшие мне строить самолет. У нас все было заготовлено, чтобы приехать, собрать самолет, покататься, дождаться летчика. Он прилетит, и мы галочку поставим.
Первый самолет
Первый полет
Первый полет у Михаила случился как первый снег для коммунальных служб - неожиданно и непроизвольно. Неопытный летчик решил газануть против ветра, катаясь по «взлетке» в ожидании настоящего пилота, и самолет поднялся в воздух, оторвавшись от земли на целый метр. От испуга авиатор отдал ручку управления от себя, - машина клюнула вниз и подпрыгнула уже на пятнадцать метров, застав Паршукова врасплох. Весенний ветерок нежно сносил крошечный самолетик в сторону от маленького аэродрома. Внизу бороздилась пашня, а сердце новоиспеченного летчика наполнял восторг и сжимал страх. Судорожно вспоминая необходимые для посадки манипуляции, наш герой храбро маневрировал в сторону ВПП. Разбиваться совсем не хотелось - полет не должен был закончиться так же скоропостижно, как тает первый снег. Жалея потраченные на постройку аэроплана деньги, Михаил упорно тянул на посадку.
Будущие крылья
Вдруг авиатор понял, что не слышит мотора, но ощущает ветки, скребущие по фюзеляжу и винт, залихватски рубящий листву. «Я же не в тракторе!» - опомнился летчик, и утопил «подсос», бездумно вытянутый по механизаторской привычке. Мотор взревел, вынося Михаила из опасных зарослей в чистое небо.
Беда отступила, но подступили друзья, снующие по «взлетке» с вытаращенными глазами в надежде поймать новоиспеченного Икара. Уподобляться мифологическому герою совсем не хотелось, и Паршуков принял решение садиться на выкошенное поле, чтобы случайно не задеть крыльями товарищей, и ровненько-тихонечко приземлился на пашню. Дедки, вышедшие из палатки, и друзья на ВПП изображали финальную сцену гоголевского «Ревизора»... Так закончился первый испытательный полет и родился новый летчик.
В мастерской от самолетов не протолкнуться
Замечания по ходу
Приехавший впоследствии сертифицированный пилот из Ялуторовска отчитал Михаила за неосторожное обращение с самолетом и предложил пройти несколько уроков пилотирования. Предложение Паршуков самонадеянно оставил без внимания. Летчик-испытатель, как и задумывалось изначально, обкатал аэроплан и вынес вердикт: годен к полетам, все летные характеристики соответствуют заявленным. Михаил сотоварищи еще некоторое время провели подле Уксянки, развлекая зевак. На диковинку приходили поглядеть не только многочисленные родственники Паршукова (наш герой родом из села Новопетропавловского, что неподалеку от Уксянского; на самолете пара минут лету), но и молодежь из обоих населенных пунктов. Жить в поле, развлекая односельчан, скоро прискучило, и решили вернуться в Шадринск, прихватив с собой самолет - 300 килограммов алюминия в чистом поле недолго простоят.
Страх
Рассказывает Паршуков:
- Вывезли самолет в Шадринск. Позже нашли полянку такую, более-менее ровненькую, где снова собрались друзья. Взлетел, а сделать-то это оказалось проще всего. Газ добавил, ручку на себя, и ты летишь. А приземлиться - это уже опыт, навыки, знания. Вот я поднялся в воздух, один заход (на ВПП) сделал, и понял, что не смогу здесь приземлиться. Второй, на другую полянку - опять не могу. Третий, уже колесом одним коснулся земли, и понимаю, что нет, не приземлюсь. Уже на четвертый заход иду… Не хватает места, полянки маленькие. Сверху вообще все кажется маленьким (полосу-то позже расчистили). Захожу по глиссаде (траектория самолета при приземлении) и смотрю - она маленькая, ну вот малехонькая! Как я туда попаду? А потом снижаешься все ближе, ближе, полоса становится все больше и больше - приземлишься, а там еще впереди четыре пятых ее длины.
Михаил Алексеевич заново переживает захватывающие моменты полета, едва не ставшего финальной точкой в карьере пилота.
- На второй год полетов появился страх приземлений, страх потерять аэродром, не попасть на полосу. Как можно приземлиться на такое вот? ВПП как спичка - ее видно, но она маленькая. Потом привыкал два года к ощущениям. Чтобы без паники. А позже уже спокойно взлетал. Эта модель самолета короткого взлета-посадки - взлететь и сесть опытному пилоту ровной полянки нужно метров 150, плюс метров 300 для подъема без препятствий (деревьев, столбов).
Пилот Паршуков
Дорога в небо
- Когда я первый самолет строил, ни жена не верила, ни сын Кирилл. У меня два сына - Кирилл и Андрей, девятую школу оба с золотой медалью закончили. Я детальки делаю, дома, сын придет и на видео шоу снимает а-ля «Как построить самолет в подвале». А когда увидел, что я построил его и полетел, загорелось ретивое!
Кирилл заканчивал в Челябинске ЮУрГУ, на экономиста-управленца учился. Говорит мне: - Папа, меня научи летать.
Отвечаю: - Я тебя как научу? Я сам неграмотно летаю, как я тебя буду учить? Хочешь на пилота - иди, учись.
- Куда я сейчас пойду? Да там денег столько!..
- Хотел сын на пилота учиться ехать в Канаду - визу не дали. Ну не дали и, слава Богу, не поехал, а то отсылал бы я этим канадцам бешеные деньги», - поясняет Паршуков.
В ЮУрГУ есть аэрокосмическое отделение, там дают профессиональное образование от авиакомпании «ЧелАвиа». Кирилл окончил школу пилотов. В программу обучения входило 250 часов налета, первые 42 часа - это пилот-любитель. Сын налетал положенное время, приехал, говорит: «Папа, я - пилот-любитель, полетели»! Я ему говорю: «Садись, лети, вот мой самолет». Кирилл стал упрашивать меня, мол, давай вдвоем, садись рядом. Однако я был непреклонен и строг: «Нет, ты пилот, лети один». Вижу, в глазах у сына испуг, но решения не меняю, позволяя ему самостоятельно справиться с волнением и страхами, преодолеть робость и нерешительность.
Будущая реплика старинного самолета, модель 1:2
Тот вспомнил руководство летной эксплуатации, то, что запомнил со слов отца, особенности пилотирования, приборы, органы управления. Сел, уехал в конец полосы, развернулся, и минут пять стоял на холостых, планировал полет. А в голове у Паршукова роились мысли: «Хватит ли решимости отважному отпрыску? Сможет ли покорить отцовский самолет? Не струхнет ли под пристальным взором покорителя Уксянки?»
Но не сдал смелый юноша, дал взлетный режим и взлетел. Пролетел туда, сюда, проходы делает, на посадку заходит, все хорошо. Приземлился, идет счастливый. Жена звонит Михаилу: «Там Кирилл к тебе уехал, ты ему не давай летать!» А Паршуков гордо отвечает: «Так он вот только приземлился…»
Сейчас Кирилл переучивается на «Боинг-737», на линейного пилота. Потом пилотская замена, и после нового года - в рейс. Младший, Андрей, учится в Питере на инженера, еще не закончил магистратуру, последний год остался - работает над проектом. Уйдет в науку. Жена домом занимается, домохозяйка, вырастила двух сыновей.
Построить самолет и полететь - что еще для счастья надо?
ноябрь 2018 года
Фото автора.