Вчера val000 посоветовал мне медитировать. Прочитав его комметнарий, я тут же послушно откинулась на спинку стула и закрыла глаза. Что делать дальше, мне было не известно. Через какое-то время в голове всплыла формула
( Read more... )
Нет, конечно, не забылось. Разве ж 20 лет своей жизни забудешь?) Из них 12 - в монастыре.
В православии "созерцание" рассматривается как неотъемлемая часть духовной жизни, находящаяся в неразрывной связке с "деланием". Делание - это активное очищение сердца (ума) от страстей, путем молитвы и исполнения заповедей, а созерцание - некий естественный плод этого делания, постепенно созревающий и возрастающий в результате этого делания. Вот что-то типа этого пояснения современного греческого автора: https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/1373 Но вообще, литературы по этой теме - море; как древней, так и более современной.
А что касается "100-процентного атеизма"... Атеизм ведь не есть некая "другая вера". Это же не "пророческая" проповедь в духе "веруйте мне, ибо мне открылось, что Бога на небе нет!" ))
Нет, атеизм (для меня) - это мужественный отказ от самообмана, нежелание жить сказками, пусти и очень древними и почтенными сказками. Твердое осознание (в том числе и на основе громадного личного опыта) иллюзорности религиозного взгляда на мир, иллюзорности "духовного опыта" религий. Преимущество нашего времени в том, что этот личный опыт сомнений можно дополнить громадным опытом других людей - таких же духовных искателей, в том числе и гораздо более умных и глубоких, чем я сам.
Мне все-таки не понятно, о каком духовном опыте атеиста может идти речь. Если верующий стремится так или иначе наладить связь с богом, то чего ищет атеист? По-видимому, он все-таки смутно ощущает, что настоящий мир намного богаче того, с которым мы непосредственно соприкасаемся. Странно было бы с уверенностью утверждать, что за гранью этого мира нет ничего принципиально нового для нас. Есть люди, которые руководствуются принципом: "пока не потрогаю - не поверю", но мне их логика совершенно непонятна. Ведь возможности восприятия человека чрезвычайно ограничены.
Давайте и я спрошу вас. К какой конкретно духовной традиции принадлежите вы? Вы верующая во что именно? Сколько лет вы лично провели в реальных духовных практиках вашей религии? (Или нескольких религий, если вы меняли свое исповедание). Только после ответов на эти вопросы можно отвечать предметно.
-- Странно было бы с уверенностью утверждать, что за гранью этого мира нет ничего принципиально нового для нас.
А зачем мне делать такое странное утверждение? Я атеист - в том смысле, что потратил реальных 20 лет своей жизни на "духовный поиск" и "духовную жизнь" в рамках конкретной реальной религии - христианства - и убедился в том, что т.н. "духовный опыт" является клубком когнитивных искажений и откровенных сказок.
Ваш вопрос "а чего ищет атеист" звучит для меня сейчас примерно как вопрос "а о чем фантазирует взрослый, если он уже не верит в детские сказки?"
Передо мной, как и перед любым верующим, распахнут один и тот же мир, одна и та же колоссальная Вселенная. И эта Вселенная не становится для меня беднее только потому, что у меня в голове больше нет древних сказок о ней.
Странный вы атеист. С таким же успехом можно назвать атеистом любого язычника, у которого свои сказки. Впрочем, тут еще надо разобраться, что в Библии является сказкой, а что нет. Там же наверняка много реального материала.
-- С таким же успехом можно назвать атеистом любого язычника, у которого свои сказки
Так это правда - ведь любой реальный верующий является атеистом по отношению к тысячам богов других религий, которых он категорически и рьяно отрицает:)
Проблема в том, что я отрицаю все религиозные сказки.
И разумеется, в Библии (как и у Димитрия Ростовского) полно реального исторического материала. Но я не об этом материале, а о религиозном содержании этих текстов.
В православии "созерцание" рассматривается как неотъемлемая часть духовной жизни, находящаяся в неразрывной связке с "деланием". Делание - это активное очищение сердца (ума) от страстей, путем молитвы и исполнения заповедей, а созерцание - некий естественный плод этого делания, постепенно созревающий и возрастающий в результате этого делания.
Вот что-то типа этого пояснения современного греческого автора: https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/1373
Но вообще, литературы по этой теме - море; как древней, так и более современной.
А что касается "100-процентного атеизма"...
Атеизм ведь не есть некая "другая вера". Это же не "пророческая" проповедь в духе "веруйте мне, ибо мне открылось, что Бога на небе нет!" ))
Нет, атеизм (для меня) - это мужественный отказ от самообмана, нежелание жить сказками, пусти и очень древними и почтенными сказками. Твердое осознание (в том числе и на основе громадного личного опыта) иллюзорности религиозного взгляда на мир, иллюзорности "духовного опыта" религий.
Преимущество нашего времени в том, что этот личный опыт сомнений можно дополнить громадным опытом других людей - таких же духовных искателей, в том числе и гораздо более умных и глубоких, чем я сам.
Reply
Reply
Давайте и я спрошу вас.
К какой конкретно духовной традиции принадлежите вы? Вы верующая во что именно?
Сколько лет вы лично провели в реальных духовных практиках вашей религии? (Или нескольких религий, если вы меняли свое исповедание).
Только после ответов на эти вопросы можно отвечать предметно.
-- Странно было бы с уверенностью утверждать, что за гранью этого мира нет ничего принципиально нового для нас.
А зачем мне делать такое странное утверждение?
Я атеист - в том смысле, что потратил реальных 20 лет своей жизни на "духовный поиск" и "духовную жизнь" в рамках конкретной реальной религии - христианства - и убедился в том, что т.н. "духовный опыт" является клубком когнитивных искажений и откровенных сказок.
Ваш вопрос "а чего ищет атеист" звучит для меня сейчас примерно как вопрос "а о чем фантазирует взрослый, если он уже не верит в детские сказки?"
Передо мной, как и перед любым верующим, распахнут один и тот же мир, одна и та же колоссальная Вселенная.
И эта Вселенная не становится для меня беднее только потому, что у меня в голове больше нет древних сказок о ней.
Reply
Reply
Reply
Reply
Так это правда - ведь любой реальный верующий является атеистом по отношению к тысячам богов других религий, которых он категорически и рьяно отрицает:)
Проблема в том, что я отрицаю все религиозные сказки.
И разумеется, в Библии (как и у Димитрия Ростовского) полно реального исторического материала. Но я не об этом материале, а о религиозном содержании этих текстов.
Reply
Reply
Leave a comment