Сейчас будет никому, кроме меня, не нужная запись про то, как ребёнок пережил вынужденное первое расставание, когда я уезжала в роддом. Не уверена, что этот опыт пригодится даже мне самой - ведь с следующий раз будет другая ситуация, ребёнок другого возраста и ребёнок с другим характером. А всё это проходит ну очень индивидуально.
Вика ни разу не ночевала без родителей и мне нужно подготовить её к тому, что меня не будет дома неделю. К тому же, вернусь я не одна, а с другим ребёнком. В этот момент ей будет год и 9-10 месяцев. Реакция может быть любой, а находится она в таком возрасте, когда понятия «семья» или «сестра» в голове ещё не укладывается. Читаю в интернетах разные истории, например, о том, как переживающий малыш в слезах по телефону сказал маме, находящейся в роддоме, «я тебя больше не люблю, не приходи» и материнские переживания закончились экстренным кесаревым. Смотрю фильм «Джон» и призываю на помощь весь свой разум, чтобы здраво относиться к ситуации, ведь мы никуда не сдаём Вику и к нам эта ситуация отношения не имеет. Но в итоге всё прошло довольно благополучно.
Как мы готовились.
Обстановка.
Начиталась (да и сама не сомневалась), что в первую очередь принципиально важно сохранить по-максимуму ту же обстановку, которая была с мамой. Поэтому варианты из серии «пожить у бабушки» я даже не рассматривала. Место пребывания остаётся прежним. К тому же нам очень повезло - папа работает дома, поэтому его постоянно присутствие так же остаётся отличным бонусом - постоянный близкий всегда рядом. И спать на ночь укладывает он же. Сразу две бабушки, с которыми у дочки были близкие отношения и привязанность, изъявили желание помочь мужу и во время моего отсутствия сменяли друг друга, приходя через день.
Что ей говорить?
Про семейно-родственные отношения объяснить не удалось. У меня было несколько попыток, когда я показывала семьи на картинках в книжках или семьи в парке или по-соседству, с разных сторон подходила к теме сестёр, к тому что в семьях бывает больше одного ребёнка, но на всё это у Вики отклика не было. Рановато. Что ж, не страшно, а может, так даже лучше - меньше поводов для ревности.
Появление из живота. До историй про то, что Вика тоже появилась из живота, с демонстрацией фотографий беременной мамы (а теперь оттуда появится ещё одна девочка), дело не дошло - на это отклика так же не появилось до самых родов. Но где-то до 1,8 она сумела просто осознать, что у мамы в животе кто-то есть, и стала показывать на мой живот, произнося «де» - девочка и «мани» - малышка. (Последующие выводы о том, что эта девочка будет жить с нами, она не воспринимала). Потом показывала на свой живот, на живот папы, бабушки, мишки и куклы, говоря, что там малышки нет, а вот у мамы есть! Вике вообще нравится сравнивать, обсуждать, что у кого есть, а чего нет. Например, у кошки есть хвост, а у папы нет. Или у дяди есть усы, а у Вики нет. Поэтому тема с малышкой в животе органично вписалась именно в Викины представления о мире, именно в данном возрасте, но без всяких высших смыслов. Думаю, это не идеальный вариант для любого возраста, более старшему ребёнку я бы объясняла по-другому. Но в конкретной ситуации всё получилось хорошо. Зато после нашего возвращению домой она очень даже сумела понять, что та малышка, которую мы привезли - и есть та девочка, которая жила в животе!
Самыми сложными мне виделись объяснения того, что меня не будет с Викой неделю. Спасение пришло в виде фразы «придёт в другой день», которую мы три месяца отрабатывали на бабушках :) За это время Вика вполне успела хорошо усвоить, что значит «баба сейчас уйдёт и придёт в другой день». Она уяснила, что это означает, что человек никуда не пропал, а обязательно вернётся и спокойно к этому относилась. И это действительно сработало! Перед отъездом я посадила её на колени и несколько раз повторила «мама сейчас уйдёт и придёт в другой день». Вика внимательно слушала, отнеслась к этому сообщению с тревогой, тем не менее, сказала «всё» - так она обозначает мысль «ок, я поняла». Хоть и не хотела со мной расставаться, но когда я уехала, ей только один раз повторили «мама придёт в другой день» и она успокоилась.
Что получилось.
За первые два дня Вика ни разу про меня не вспомнила, отрывалась и веселилась с бабушками :)
Но третий день (именно в этот день я рожала) она провела в депрессивном состоянии, постоянно спрашивая, где мама. После ответа "придёт в другой день" вроде успокаивалась, понимала, но всё равно грустила.
С четвёртого по шестой день депрессивных настроений не было, но про маму спрашивала регулярно. Нашла в мягких игрушках кошку, которую я ей дарила, и не расставалась с ней - спала, ходила в обнимку, вспоминая вслух, что эту кошку подарила мама.
Хочется верить, что минимизировать стресс удалось. Но всё-таки ребёнок грустил и обижался. Когда я вернулась, обиженная Вика сказала "уйди". Я несколько минут просто посидела рядом (новорождённая в этот момент спала в другой комнате, Вика её не видела), а когда Вика немного успокоилась, подарила ей заранее заготовленную ходячую и мяукающую кошку, которая, как и ожидалось, ей очень понравилась.
В итоге Вике всё-таки потребовалось отогревание. Ей очень нужно было получить от меня то тепло, которое она не получила; убедиться в том, что я больше не исчезну; потребовалось время, чтобы она смогла "простить" меня за свои переживания. Видимо, в частности этим объясняется её тяжелое эмоциональное состояние в первые полтора месяца, т.к., вместо того, чтобы посвятить большую часть себя ей, я "делила" её с новорождённой. Думаю, если бы у меня была возможность вернуться на третий день, а не шестой, всё прошло бы гораздо более гладко.
Из позитивного - мы не столкнулись с ревностью непосредственно к сестре, все сложные Викины чувства я взяла на себя.