Все мы знаем о собаках Павлова; или бихевиоризме, популярном в 20 веке и убеждающем, что ребёнка нужно "дрессировать", чтобы добиться "хорошего" поведения. Многие пользуются именно этим методом при воспитании детей.
Однако не все знают о таком понятии как ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ. Не все осознают, что чрезмерно увлекшись дрессировкой, можно дойти до опасных крайностей. Выученная беспомощность - общепризнанное, доказанное понятие; а означает оно, что живое существо, подвергшееся неоднократному повторению ситуации с невозможностью её изменить, просто смиряется, перестаёт действовать (даже если появляется возможность для преодоления), впадает в депрессию; от тяжёлой эмоциональной подавленности возможно даже ускорение наступления собственной смерти.
Открыто это понятие было совершенно случайно, в ходе очередных экспериментов над собаками в духе того же бихевиоризма. Результат шокировал учёных, ожидавших требуемого поведения, но получивших вместо этого депрессию, однако был подтверждён дальнейшими экспериментами. Можно подробнее почитать об этом
на вики - там описаны интересные эксперименты, проводившиеся вначале на собаках, затем в доме престарелых и другие. В частности, одним из выводов после эксперимента с пожилыми было то, что "в жестких условиях невозможности выбирать, пожилые пациенты могут проявлять саморазрушительное поведение (отказываться от еды и лекарств), так как это единственное, что они еще могут выбирать". И одним из главных выводов был следующий: "По всей видимости, ощущение самостоятельности и способности контролировать собственную жизнь влияет не только на ощущение счастья, безопасности и самоэффективности, но и на психическое и даже физическое здоровье человека, что необходимо учитывать в вопросах воспитания, управления, обучения и других сферах межчеловеческих отношений."
Постоянное "нет".
Если постоянно долбить ребёнку "какой у тебя отвратительный почерк", это вовсе не будет стимулом к работе над собой, напротив, будет восприниматься удручающим фактом "у меня отвратительный почерк". Не говоря уже о всяких многократно повторяемых "какой же ты неряха/тупой" или "лучше бы я тебя не рожала". Ребёнок не только смиряется с мыслью, что он ничтожество, эта ситуация сказывается на его дальнейшем эмоциональном состоянии, характере и здоровье.
Постоянное "да".
Нескончаемое умиление, радость некоторых родителей от вообще любого жеста и звука детей приводит к тому же негативному результату - выученной беспомощности. Растущая личность точно так же, как и в случае запугивания и постоянных отказов смиряется с тем, что ни на что не влияет. Вот откуда зачастую берётся криминальный элемент или зависимости (алкоголизм, игромания) у "хороших" родителей. Ведь речь всё о том же "за меня всё решат", даже если это означает "отмажут от тюрьмы".
Разнообразие результатов и свобода выбора. Важность осознания "от меня многое зависит, хотя я и не всесилен".
Растущая личность с самого рождения должна видеть, что результаты бывают разными. Но нельзя ограничиваться методом "хвалим хорошее поведение, ругаем/игнорируем плохое поведение", потому что такой метод хоть и может показаться разумным, но уходит от дрессировки недалеко. Ведь решения продолжают принимать за ребёнка взрослые, он всё так же ни на что не влияет. Предоставляя ребёнку право самому выбирать и самому сталкиваться с последствиями своих действий, мы воспитываем здоровую личность, которая сможет органично вписаться в общество. Конечно мы не скажем двухлетке "играй на открытом окне, упадёшь с седьмого этажа - будешь знать!". Речь идёт о разумном праве выбора, соответствующем развитию. Тем не менее, хоть что-то ребёнок должен выбирать сам на любом отрезке своей жизни; он должен знать, что способен влиять на что-то, что он не абсолютно беспомощен. Пожалуй, не считая первые месяцы жизни, когда он действительно беспомощен. Но когда ребёнок уже ползает или даже сам переворачивается, или хватает ручками желаемое - уже тогда он может выбирать направление своих действий. Ну и конечно никто не оспаривает существование действительно необходимых границ. Даже взрослые люди осознают, что их свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. "От меня многое зависит, хотя я и не всесилен" - разумная позиция взрослого человека, но она не возьмётся в нём ниоткуда, просто так, если её не демонстрировать юной личности с детства.