О страшных москалях и коррупционных традициях

Jun 13, 2015 22:21

Страх, нелюбовь и враждебность характеризуют отношение Украины к России и русским. Однако, это не ново. Демонизация России и соответствующая пропаганда среди жителей Украины имела место уже в XVII веке. Уже тогда казацкая старшина пугала народ московскими воеводами, представляя их людьми жестокими, алчными, бессердечными; говорили, будто они запретят малороссам ношение сапог и введут лапти, что все население погонят в Сибирь, местные обычаи и церковные обряды заменят своими москальскими, крестить младенцев прикажут посредством погружения в воду, а не обливанием... Такими россказнями москвичам создали репутацию задолго до их появления в крае.
Характерно для всей второй половины XVII века обилие жалоб на всевозможные москальские насилия. Но тщетно было бы добираться до реальных основ этих жалоб. Всегда они выражались в общей форме, без ссылок на конкретные факты и всегда исходили от старшины.
Ни в московских, ни в малороссийских архивах не найдено делопроизводств и расследований по поводу обид или притеснений учиненных над малороссами царскими чиновниками, нет указаний на самое возникновение таких документов.

Тем не менее, обиды и притеснения малороссов бывали, вот только происходили они не от «москалей». С. М. Соловьёв пишет следующее: «Весь народ кричит, плачет: как израильтяне под египетскою, так они под казацкою работою жить не хотят; воздев руки молят Бога, чтоб по-прежнему под вашею государскою державою и властию жить; говорят все: за светом государем живучи, в десять лет того бы не видели, что теперь в один год за казаками". (С. М Соловьев - "История России", т. XI, М. 1961, кн. VI, стр. 54.)

Столь любимые и почитаемые современными украинцами казаки и гетманы на самом деле сильно отличаются от созданного впоследствии искусственного романтичного образа, в котором предстают в украинской пропаганде.
Период с 1665 по 1676 г., в продолжении которого Дорошенко оставался у власти, был для правобережной Украины временем такого опустошения, с которым могут сравниться только набеги Девлет Гирея в середине XVI века. Дорошенко привел в Малороссию трехсоттысячное турецкое войско и разрушил Каменец Подольский, в котором все церкви обращены были в мечети. Под конец, там начался голод, так как люди годами ничего не сеяли из-за татарского хищничества.

Спасение от этой напасти для малороссов могло прийти лишь с одной стороны. Соловьёв приводит такую цитату из письма нежинского протопопа Максима Филимонова боярину Ртищеву: "Изволь милостивый пан советовать царю, чтоб не откладывая взял здешние края и города черкасские на себя и своих воевод поставил, потому что все желают, вся чернь рада иметь одного подлинного государя, чтоб было на кого надеяться; двух вещей только боятся: чтоб их отсюда в Москву не гнали, да чтоб обычаев здешних церковных и мирских не переменяли... Мы все желаем и просим, чтоб был у нас один Господь на небе и один царь на земле. Противятся этому некоторые старшие для своей прибыли: возлюбивши власть не хотят от нее отступиться". (С. М. Соловьев - "История России", т XI. М. 1961. кн. VI, стр. 21.)

Ему вторят и другие источники.

В июне 1658 г., когда воевода В. Б. Шереметев шел в Киев, жители на всем пути приветствовали его, выходили навстречу с иконами, просили прислать царских воевод в остальные города. (Русский Биографич. Словарь, т. 23, стр. 145. СПБ, 1911.)

Когда воеводы стали прибывать в малороссийские города, жители говорили казацким старшинам в лицо: "Вот наконец Бог избавляет нас; впредь грабить нас и домов наших разорять не будете". (Н. И. Костомаров - "Руина". "Вестн. Европы", т. III, июнь 1879, стр. 449.)

А грабить и разорять ради собственной прибыли и власти - это давняя малороссийская и особенно казацкая традиция.
Уже в XVIII веке малороссийские помещики оказываются гораздо богаче великорусских, как землями, так и деньгами. Злоупотребление властью, взяточничество, вымогательство и казнокрадство лежат в основе образования всех крупных частных богатств на Украине.
Величайшими стяжателями были гетманы. Нежинский протопоп Симеон Адамович писал про гетмана Брюховецкого, что тот "безмерно побрал на себя во всей северской стране дани великие медовые, из винного котла у мужиков: по рублю, а с казака по полтине, и с священников (чего и при польской власти не бывало) с котла по полтине; с казаков и с мужиков поровну от сохи по две гривны с лошади, и с вола по две же гривны, с мельницы по пяти и по шести рублев же брал, а кроме того от колеса по червонному золотому, а на ярмарках, чего никогда не бывало, с малороссиян и с великороссиян брал с воза по десять алтын и по две гривны; если не верите, велите допросить путивльцев, севчан и рылян..." (Соловьев - т. XII, стр. 384.)



Больше же других преуспел в как нигде распространённой на Украине коррупции один из наиболее почитаемых ныне гетманов - Иван Мазепа.
Мазепа имел возможность в изгнании дать взаймы 240.000 талеров Карлу XII, а после смерти гетмана при нем найдено было 100.000 червонцев, не считая серебряной утвари и всяких драгоценностей. Петру, как известно, очень хотелось добиться выдачи Мазепы, для каковой цели он готов был пожертвовать крупными суммами на подкуп турецких властей. Но гетман оказался богаче и перекупил турок на свою сторону (Н. И. Костомаров - "Гетман Ив. Степ. Мазепа". Русская История в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Вып. VI. СПБ. 1876.)

В то время как доходы текущего гетмана увеличиваются в 7 раз за год президентства, пока гривна стремительно падает, тарифы и цены растут, а льготы урезаются, украинцы считают «триллионы Путина» и рассуждают об убожестве и агрессивности России. Многовековая антироссийская пропаганда всё-таки имеет эффект.

История украины

Previous post Next post
Up