Пару лет назад, в Тамбове обсуждали новость о восстановлении сторожевых башен "Воронежской заставы".
Проект был разработан и, даже, выставлен на торги. Стоимость строительства составляет 3, 3 миллиона рублей. Располагаться две башни были должны на своем историческом месте, представляет собой согласно документам сайта государственных закупок - прямоугольные сторожевые сооружения, высота которых составит 10 метров.
Новость была хорошо встречена деятелями культуры, краеведами, общественниками - Игорь Николаев - директор музейно-выставочного центра Тамбовской области так высказал свое мнение ИА "Онлайн Тамбов.ру" : «Я считаю, что восстановление таких интересных конструкций, как "Воронежская застава" - это отличная инициатива. Все, что способствует восстановлению забытых, но таких важных страниц в истории тамбовщины - это очень полезно»
Считалось, что строительство башен продлится около двух лет, но за прошедшие 2 года, строительство даже не было начато.
Плохо это, или хорошо? Мне, кажется что не плохо. Ведь фактически не были возведены постройки, назначение которых было не понятно даже историкам, если верить той же статье: «историки до сих пор имеют несколько мнений на счет того, для чего были воздвигнуты эти башни. Наиболее распространенная версия воздвижения - это дань традициям, как атрибут обороны Тамбова и могущества России.» Т.е. наших «глупых» предков «медом не корми», дай пару башен в дань традициям на дороге построить. А что, кирпича то завались, рабочая сила бесплатная, только и остается, что дань традиции отдать. Не египтяне конечно, на пирамиду Хеопса не замахивались, но пару башенок слепить, это завсегда...
В прочем, я думаю, что большинство историков и краеведов не разделяют такого мнения, и знают (на худой конец догадываются) о назначении этих башен.
Давайте узнаем, у наших предков то - что они думали по этому поводу? Спиритических сеансов устраивать не будем, а откроем газету «Тамбовские губернские ведомости» № 76 за 1881 год:
«При старом до реформенном строе государственной жизни, заставы в городах устраивались с административною целью. При заставах были устроены караульные дома, а караул в них содержащийся, должен был осматривать письменные виды и удостоверяться по ним в личности проезжающих, прибывающих, и выбывающих из городов, что было необходимо при тогдашних условиях жизни общества. Кроме того, заставы соединенные между собой рвами или земляными валами служили границами земли отведенной по города.
Благодатная реформа прошедшего царствования и стремление самого общества к прогрессу изменили и вызвали общество к новой жизни. В числе прочих улучшений жизни, явились улучшения в способе передвижения, - возникли железные дороги, где нет никакой возможности удостовериться в личности каждого проезжающего по письменному виду. По дорогам, на которых при въезде в город построены заставы, стали мало ездить, а следовательно заставы потеряли административное значение, - караул, как не нужный упразднен.
В настоящее время, заставы при постоянных расширениях поселений служат указанием бывших границ городов. Но ведь такое назначение застав совершенно бесполезно. В Тамбове есть три заставы, из которых одна - Воронежская может служить украшением красивой улицы - Дворянской. Прочие заставы Моршанская и Астраханская, кроме того, что занимают место, но и обезобразят местность своею невзрачною архитектурою - каждая состоит из двух сужающихся к верху столбов.
По нашему мнению заставы Астраханскую и Моршанскую давно бы следовало бы разобрать и материал этот употребить на более полезное дело.»
Оказывается, наши «глупые» предки ставили вопрос о сносе застав. Не из вредительства, а из утилитарных соображений. Правда не снесли. Через 140 лет, «умные» потомки поставили вопрос о восстановлении заставы, при этом не очень понимая, а зачем? Правда не построили. Вероятно оно и к лучшему.