И еще об июне 1940 го

Dec 11, 2017 22:52

Так иногда случается, что работая над  одной задачей, случайно решаешь другую.

В июне 1940 ситуация с беженцами на юге Франции была катастрофической. Вот что пишет Г. Армстронг в книге «Падение Франции»: «Тысячи лиц, прошлая деятельность которых вызывает особое недовольство нынешних правительств Германии и Италии, и лица, которые могут оказаться в затруднительном положении при новом режиме во Франции, пытаются покинуть страну. Многие стремятся уехать в Испанию или Португалию. Консульства обеих стран осаждаются просьбами о выдаче виз. На испанской границе царит хаос. Среди лиц, получивших визы, находятся бывшая австро-венгерская императрица Зита и ее сын эрцгерцог Отто, а также трое детей бельгийского короля Леопольда. Другие беженцы стремятся попасть в Англию на грузовых судах или английских военных кораблях. Один пароход, прибывший сегодня из Бордо в Фальмут, привез 1300 беженцев, среди которых находятся известные французские политические деятели и публицисты, а также многие английские журналисты, находившиеся во Франции во время войны».

Зарывшись в архивах в поисках технической информации о визах выданных  беженцам в июне 1940 года в Бордо, я открыла для себя несколько историй-судеб, достойных отдельного рассказа.




Luiz Martins de Souza DANTAS. (1876 - 1954) Посол Бразилии во Франции с 1922 по 1944 гг. Этого человека называют бразильским Шиндлером. В начале войны бразильское правильство приняло ряд законов, усложняющих въезд в страну евреев. Дантаз ездил по консульствам Бразилии в Бордо, Перпеньяне, Лионе, Марселе и подписывал документы, не требуя от подателей ни дополнительных справок, ни подтверждения банковских счетов, ничего, что могло бы усложнить получение визы. Более того, он выдавал дипломатические визы, которые позволяли избежать дополнительных проверок при въезде в Бразилию. И делал это до декабря 1941 года. Он спас около 800 человек. Это были не только евреи, но и коммунисты и гомосексуалисты.



Aristides de Sousa Mendes (1885-1954) Португальского консула в Бордо. Происходил из аристократического рода. Отец 14 детей. Успешный дипломат. Карьера шла в рост.

11 ноября 1939 года все посольства и консульства Португалии получили циркуляр №14, который запрещал выдавать визы « «иностранцам неопределённого или оспариваемого гражданства, без гражданства, или евреям, изгнанным из страны их происхождения»

Но и до этого каждая виза еврею должна была согласовываться с Лиссабоном. В июне 1940 в Бордо приезжает раввин Крюгер с семьей. У него рекомендательные письма от друзей Мендеша. И никакого шанса, никакой надежды получить визы. Однако Мендеш выписывает ему документы. Но Крюгер отказывается уехать сам, т.к. на улице тысячи людей, которые погибнут, если останутся во Франции.

Вот так выглядел Бордо в июне 1940 го



С 14 по 16 июня 1940 консул Мендеш не выходит из своего кабинета, ни с кем не разговаривает, не отвечает на телефонные звонки из Лиссабона. А 16 июня он начинает выдавать визы. Всем. В первый день он выдал 40 виз. В том числе семье Ротшильдов. Но 40 виз - это очень медленно и они переходят к конвейерному способу. Раввин Крюгер собирает паспорта, с сыновьями Мендеш быстро оформляет документы. Отменен консульский сбор. Тоже для ускорения процесса. Они работают практически круглосуточно, с короткими перерывами на сон. Тем, у кого нет вообще никаких документов, Мендеш выписывает португальские паспорта.

20 июня 1940 Испания перестает выдавать транзитные визы для евреев и прочих нежелательных лиц.

Испанские газеты глумятся:
« На границе выстроились караваны беженцев, жаждущих перейти границу всеми правдами и неправдами, причем в основном это не французы, которые пока еще не переварили происходящее и ждут плодов собственного поражения, а шведы, поляки, голландцы, бельгийцы и люди неопределенных национальностей. Они пытаются убедить представителей испанских властей на границе разрешить им въезд, но гражданская гвардия говорит им твердое нет, ибо их документы не соответствуют необходимым требованиям. И кто на коленях умоляет, кто давит на условное испано-румынское кровное родство, а кто-то настаивает на собственной значимости»

В Байонне, портовом городе недалеко от Бордо, скопилось огромное количество беженцев без виз, но местное отделение португальского консульства всем отказывает, прикрываясь циркуляром №14. Мендеш едет в Байонн и начинает выдавать визы на улице. Делает это 3 дня, даже скорее 3 суток.

23 июня 1940 Салазар отстраняет Мендеша и его подписи на визах объявляются недействительными. На пограничные пункты французско-испанской границы отправлены телефонограммы. На те пункты, где есть телефоны….

Мендеш узнал, что его подпись недействительна на пограничном переходе Франция-Испания. Он мог перейти, но за его спиной в ловушке оставались люди, которым он выдал визы и обещал спасение. Тогда он возвращается и уводит людей в горы, на крохотный пограничный переход, на котором не было телефона, и что его подпись недействительна там никто еще не знал.

8 июля 1940 Мендеш возвращается в Португалию. Он успел выписать 30 000 виз. Да, тридцать тысяч виз. 11 тысяч выдал евреям. А также Ротшильдам и Габсбургам.

В Португалии он был лишен всех привилегий, пенсии, лишен права работать на государственных должностях. Это наказание распространилось и на его детей. Дети были вынуждены покинуть страну. До самой смерти он пытался восстановить свое имя. Умер в 1954 году в ужасающей нищете в монастырской больнице. Похоронили его в монашеской одежде, т.к. у него не было даже приличного костюма.
В 1961 его назвали Праведником мира.

Франция

Previous post Next post
Up