№1069: "Поп с гранатой" и Посещаемость богослужений на РХ в Эрэфии

Jan 10, 2009 15:29


МОНИТОРИНГ СМИ:

Поп с гранатой.

Нигде в мире, кроме как в России, православие больше так тесно не переплелось с милитаристским по преимуществу государством

Сергей Путилов (Портал-credo.ru)



На днях включаю телевизор, рекламируют очередной ура-патриотический сериал. Все как обычно - война, русские чудо-богатыри бьют фрицев. Вдруг из окопа во весь рост, подымается православный батюшка - с крестом на груди, в рясе и начинает из автомата "кропить" супостатов, да метать в них гранаты. Бред? Скорее диагноз.

После недавнего молебна в храме Христа Спасителя  во славу ядерной мощи Руси, уже ничему не удивляюсь. И все же как-то странно, вроде как христиане мы. То есть заповеди "не убий", "любите врагов ваших" - должны быть не пустым звуком. И тут такое. Мне как православному всегда было дико слышать от протестантов вопросы типа: "а правда, что православные - тоже христиане?". Теперь понимаю, почему возникают столь нелепые на первый взгляд предубеждения.

Нигде в мире, кроме как в России, православие больше так тесно не переплелось с милитаристским по преимуществу государством. Огромные просторы и разнородность населения всегда вынуждали нашу страну иметь сильную армию и крепкую власть. Но только причем здесь Церковь? Разве должны церковники благословлять одних людей на насилие против других, пусть даже и в "благочестивых", патриотических целях? У нас же это повсеместно. Иду в воскресенье в храм, на двери объявление: "Проводим набор в православные кружки изучения Закона Божьего, духовных песнопений и  "русского рукопашного боя". "Православный" рукопашный бой, конечно не атомная бомба. Но с этого все и начинается, буквально со школьной скамьи. Военно-патриотическое воспитание стало важнейшей с точки зрения государства функцией Церкви. В школе, затем - в армии. Вместо политруков в полки пришли батюшки. В Донском монастыре в Москве, прямо на территории обители развернута экспозиция бронетехники - танки, пушки, броневики и прочие грозные атрибуты войны, кругом несут дозоры бдительные казаки. От кого, и главное как могут с помощью всего этого защитить себя люди, без того, чтобы не нарушить Божьи заповеди:  "не противиться злому", блаженны миротворцы", "не убий"?

Вместо того, чтобы помогать людям жить в мире и любви друг с другом, Церковь поставлена на службу государству. А главный жизненный принцип любого государства прост  - агрессия, насилие: "мы должны быть сильными, чтобы одолеть окружающих нас ото всюду врагов". Вот и получается, что никак не возможно христианину быть хорошим патриотом, то есть в смысле, что идти бойкотировать эстонское посольство по первому зову из Кремля,  ругать проклятый Запад и громить его "пособников" внутри страны в лице протестантов и прочих "сектантов". А что же Церковь? Каково должна быть ее роль в отношениях между человеком - образом Божиим и государством, пытающимся этот самый образ втоптать в грязь, чтобы заставить служить себе, а не Богу? Вроде бы как именно дело Церкви напоминать верующим, что один у них царь - Небесный, а все что противоречит заповедям данным этим самым Небесным Царем, включая убийства, ненависть к другим народам и странам, - чего требуют от своих подданных земные владыки - должно отвергаться. Куда там, задрав рясу попы, пусть пока и на телеэкране, бегут в атаку с гранатой в руках и, уже во вполне реальной жизни, поют хоралы прославляющие атомную бомбу в храме Христа Спасителя.

Обычно православные на обвинения в прислуживании государству возражают, что дескать со времен падения Византии именно Россия стала оплотом "истинной веры". Стало быть, дело Церкви всячески крепить русское государство и армию. На это хочется возразить, что "Дух дышит где хочет". И вряд ли Дух будет дышать там, где звучат проклятия в адрес врагов (пусть даже отечества) и кропятся святой водой ядерные арсеналы. По логике православных "державников" получается, что поддерживать и благословлять надо и режим палача Сталина. Многие "православные" не стесняются так и делать.   Победа над фашизмом в их глазах - это чуть ли не настоящий "православный джихад". Вспоминают, что на собранные Церковью деньги была даже создана целая танковая колонна "Дмитрий Донской". Однако не забудем и того, что на пряжках немецких солдат тоже была выгравирована надпись "С нами Бог!". Но едва ли кто будет спорить, что Гитлер и его оппонент - Сталин равно были далеки от христианства.   Сталин, уничтожил больше русских людей, чем враг России - Гитлер. Так что русский народ нужно было защищать от самого Сталина и его придворных палачей. Должна ли Церковь должна благословлять "своего" палача только ради того, что он победил другого изверга? По мысли авторов телесериала, где поп идет в атаку с криками "За родину, за Сталина" - так и получается.

Когда Церковь отождествляет себя с государством, она неминуемо становится соучастником преступлений и злодеяний, творимых светскими правителями. Даже царь Давид совершал ошибки. И задача Церкви, священства напоминать царям и их подданным, что над всеми ними есть еще другой Царь. Который единственно Праведен и однажды спросит с нас за все. Становясь подпоркой государства Церковь не только дискредитирует себя, но и делает медвежью услугу правителю. Потакая ему во всем и закрывая глаза на прегрешения властителя, Церковь тем самым развращает его. Это скользкий путь, слепо идя по которому церковь и государство опять упадут в яму. Как уже однажды было в 1917 году, когда огосударствленная и превращенную в бюрократическую фикцию Церковь оказалась не в состоянии стать нравственным противовесом революции. Только следование за Христом, а не за кесарем сделает Русскую Церковь сильной. Только Церковь, которая обличает злые дела правителей,  а не идет за них в атаку с гранатой в руке ради убийства других людей, пусть даже наших врагов - будет угодна Богу.

Война и Церковь - две вещи взаимоисключающие. Как бы ни хотелось русским православным с подачи официозной пропаганды видеть себя "правильными" и "хорошими", а весь остальной мир - проклятыми "еретиками, извращенцами и империалистами", которых нужно бояться и ненавидеть, мы должны найти силы, чтобы  устоять перед этим величайшим соблазном. Как нельзя ненавидеть ближнего и быть христианином, так и Церкви невозможно быть военно-патриотической подпоркой государства. Учитывая, что во внешней политике России все больше набирают силу агрессивно-эспансионистские устремления, связанные с попыткой реванша за крах СССР, близость Церкви к власти будет означать и ее совместную ответственность за все, что будет происходить в дальнейшем. Чтобы потом не было стыдно, иереям пора задуматься - куда их заведут благословения российских ядерных арсеналов, кропление святой водой оружия солдат воюющих в Чечне, и телесериалы рекламирующие батюшек идущих в штыковую.

Сергей Путилов
08 января 2009, 18:59 Портал-credo.ru Число молящихся в православных храмах Украины на Рождество более чем в два раза превысило аналогичный показатель в России
Почти 5,5 миллионов человек посетили богослужения по случаю Рождества Христова в православных храмах Украины. Это почти 12 % от общего числа жителей страны, сообщает корреспондент "Портала-Credo.Ru".

По информации Департамента по связям с общественностью и международной деятельности МВД Украины, охрану общественного порядка и безопасность граждан во время праздничных религиозных мероприятий обеспечили более 18,7 тысячи работников милиции и 830 военнослужащих внутренних войск МВД Украины.

Вместе с тем, по данным "Первого канала" российского телевидения, на рождественские богослужения в православных храмах России пришло лишь "более двух миллионов человек", что составляет примерно 1,5 % населения страны.
Previous post Next post
Up