Часть 1 Поезда и электрички.
Добраться до Выборга из Москвы можно двумя путями - напрямую на поезде Москва-Хельсинки или через Питер. От Финляндского вокзала Питера до Выборга ходят электрички (в отличие от московских, они почему-то почти все поголовно "со всеми остановками" и до конечного пункта назначения идут аж 2,5 часа) или скоростные электрички (3 раза в день, идут 1,5 часа). Испугавшись "понтового" международного поезда, мы сначала хотели предпочесть вариант "через Питер". Однако тратить на электрички целых 5 часов драгоценного времени, которое можно с большей пользой провести непосредственно в Выборге, было жалко. Поэтому хотелось попасть на скоростные электрички. Проанализировав расписание поездов Москва-Питер и электричек Питер-Выборг, нами был сделан вывод, что из Москвы нужно ехать на поезде "Смена". Других вариантов просто не было - либо приезжаешь в Питер где-то около 5 утра, либо до Выборга добираешься не раньше 11-12 часов дня. Поезд, конечно, фирменный, только купейные вагоны и т.д. Однако больно уж удобно по времени. В общем, мы решились принести экономию финансов в жертву удобству по времени и комфорту в пути. Приехав на вокзал за билетами, я ради интереса решил посмотреть, сколько же будет стоить "прямой" билет до Выборга на хельсинский поезд (точнее в прицепные вагоны к этому поезду, которые ходят до Выборга). Разница с билетами на "Смену" всего примерно в 30 рублей резко поменяла наши планы дороги туда. В общем, были приобретены билеты на "прямой" поезд. На обратной дороге мы все-таки решили сэкономить и взяли плацкартные билеты из Питера на "Афанасия Никитина". Да и в любимом Питере хотелось побыть хотя часок.
Часть 2. Утро в поезде.
Около 5 утра весь вагон проводник начал активно будить. Это вызвало недоумение - ведь время прибытия - 7.20 (примерное время, точное просто не помню). В вагоне активно забегал народ, все начали срочно собираться. Я начал подозревать, что меня серьезно переглючило. В расписании написано 7 с минутами, в билете - тоже 7 с чем-то. За 2 с лишним часа проводники никогда не будят. Единственным разумным объяснением была санитарная зона Питера… Как выяснилось, все было еще более просто. Оказывается, около 70% едущих в вагонах Москва-Выборг поезда "Лев Толстой" на самом деле едут далеко не в Выборг, а в Питер. Это стало понятно, когда в Питере вышел почти весь вагон. До Выборга мы ехали почти в пустом вагоне.
Примерно за 30 минут до Выборга местность за окном резко меняется. Огромные валуны, принесенные ледником, хвойные леса, перемежаемые болотами. Вдоль железной дороги видны оставшиеся со времен советско-финской "зимней войны" надолбы - противотанковые укрепления, полоса из почти прямоугольных гранитных плит, установленных на расстоянии где-то в метр друг от друга в 4 ряда вдоль железной дороги.
Часть 3. Первое знакомство с городом.
И вот в 7 с минутами утра поезд привез нас в этот древний город. Выйдя из вагона, мы помянули недобрым словом синоптиков Рамблера, которые обещали на 10 апреля в Питере около 10-13 градусов тепла. "Минус" ощущался очень четко. Притом именно "минус", а не "около нуля". Стоит отдать должное, днем все-таки потеплело. Правда, думаю, что градусов до 5 - не больше. Впрочем, сделаем еще скидку на 180 километров на северо-северо-запад от Питера, погоду по которому мы смотрели.
Сверившись с расписанием электричек и отметив, на какой возвращаемся, мы отправились гулять по городу. Первым делом, конечно, хотели увидеть выборгский замок (подробнее о нем чуть позже - когда до него дойдет повествование). И мы его даже сразу увидели - вид на замок открывается почти сразу - нужно только пройти метров 200-300 к берегу залива Салакка-Лахти (
фото1). На берегу этого залива нами были замечены две ладьи, стилизованные под суда древних викингов (подскажите, как они назывались - в голове вертится слово "карра", однако, это из ирландских саг :-/). Наверное, летом в сезон всяческих фестивалей эти корабли спускают на воду и на них можно покататься. Или же, возможно, они являются плавучей сценической площадкой. А вот, собственно, говоря, и сами они (
фото2,
фото3).
Обогнув залив Салакка-Лахти, мы направились в сторону исторического центра города. По пути замечаю несколько вывесок, где надпись по-русски продублирована еще и по-фински. Вот пример такой вывсески - (
фото4). Близость к Финляндии ощущается еще и по большому количеству автомобилей с финскими номерами. Про автомобильное движение в Выборге можно сказать особо. После суетной, вечно куда-то спешащей Москвы очень непривычно. Здесь спокойно можно перейти улицу, не боясь, что тебя тут же собьют. Движение не интенсивное и довольно спокойное. Впрочем, это вообще специфика небольших городов.
Первым местом остановки была рыночная площадь - старая городская площадь, окруженная очень красивыми зданиями. Площадь вымощена булыжниками. Не знаю, это сохранилась старинная мостовая или уже более поздняя стилизация, но выглядит очень красиво. Рыночная площадь выполняет те же функции, в честь которых названа, и поныне. Хотя лучше бы все-таки это было не так. Собственно рынок очень мешал осмотру. Впрочем, не так уж сильно, ибо рынок все-таки по московским меркам очень небольшой :-). На площади стоит очень колоритное сооружение, обозначенное в путеводителях как "Круглая башня". Башня эта на самом деле скорее овальная нежели круглая, но не суть важно. А вот интересно, что же она делает именно здесь - на рыночной площади? По внешнему виду - здание явно "вырвано из контекста". Такая башня могла бы стоять внутри замка или являться частью стены какой-нибудь крепости. Какую роль она выполняла в те стародавние времена? Сфотографировать ее, к сожалению, не получилось. С удачного ракурса нам мешало восходящее солнце - оно било прямо в объектив фотоаппарата. С другой же стороны в кадр попадали рыночные палатки. Из остальных примечательных зданий на рыночной площади можно отметить, собственно, здание рынка с часами наверху
(
фото5 ) и еще одно здание (
фото6). Отложив фотографирование башни до вечера, мы направились вглубь города - по маленьким улочкам. В историческом центре города почти все улицы - узенькие, с крутыми спусками-подъемами, мощеные булыжниками, что создает неповторимый колорит североевропейского города. Конечно, такие же и еще более красивые улочки есть и в Праге, и в Таллинне, и в Риге. Но из российских городов Выборг в этом плане уникален. Центр города застроен "клеткой", что сильно упрощает ориентировку в городе. Особенно когда на каждом перекрестке хочется пойти по всем четырем направлениям. Ощущения - неповторимые. Думаешь, что разом перенесся на несколько столетий назад. Старинные дома, где по-прежнему живут люди. Городские фонари - стилизованные "под старину" светильники, подвешенные на цепях над дорогой между домами. И только проезжающие время от времени машины да современные вывески на стенах напоминают, что на дворе на самом деле все-таки начало 21-го века.
Продолжение следует...