(no subject)

Mar 29, 2011 13:15

Навеяно постингом Семёна...

Ушла "Аббатская дорога",
Ушли "Орбита" и "Сайгон",
Нам остается так немного
От наших сказочных времен;

Остались цифры телефонов,
В которых нас не узнают;
Осталось в улицах знакомых
Опять искать себе приют...

Эти строчки были написаны Борисом Борисовичем в далеком начале 1970-х. Он тогда был младше, чем я сейчас, а меня еще и на свете не было. Однако чем старше становишься, тем более остро воспринимаешь такие слова, тем сильнее чувствуешь щемящее чувство в районе сердца... Мир меняется. К лучшему ли, к худшему ли - просто меняется. И что-то, столь дорогое и любимое, символы "сказочных времен", когда ты был счастлив, безвозвратно уходят в прошлое. Увы - иногда оставаясь лишь в памяти.

Еще одно безумно древнее - уже из Джорджа Гуницкого...

Когда мы были молоды,
Мы все носили бороды,
Мы все растили волосы
И пели ясным голосом.
Теперь другой расклад,
Дороги нет назад...



Недавно среди френдов была серия постингов про "письма себе в прошлое"... Оставим в стороне размышления о физической невозможности отправить такое письмо. У Ричарда Баха в "Мосте через вечность" получалось передать "себе прошлому" послания - и "он прошлый" просто не понимал их. Впрочем, некоторые послания "мы в прошлом" вполне могли бы понять. Однако хорошо, что их физически невозможно было доставить: "Какая горькая память, память о том - о том, что будет потом"...

Холодный октябрь (или это был ноябрь?) 1993-го. Мне 15 лет - прекрасный возраст, когда пока что еще хочется становиться старше. Групповая экскурсионная поездка со школой. Первое свидание с городом, который уже очень скоро станет самым-самым любимым в моей жизни - навсегда. Впрочем, почему "скоро станет"? Уже садясь в поезд, я был заочно в него влюблен. Влюблен в том числе и благодаря тому, что именно тут появились на свет песни, которыми я в то время жил, и к которым по-прежнему отношусь с особой нежностью. Встречи с городом я ждал, как материализации чуда - и чудо свершилось. Чудо продолжается и по сей день. Открыв городу свою душу, впустив город в себя, растворившись в нем - воспринимаешь его совершенно иначе. Я думаю, что за прошедшие 18 лет мы стали с ним близкими друзьями. Я чувствую, что моя любовь не односторонняя - город отвечает взаимностью. Этому есть множество знаков, которые я, пожалуй, не буду тут раскрывать - пусть они останутся между нами.

Много позже, уже в эпоху интернета, я как-то встретил фразу "Так любить Питер может только тот, кто в нем не родился"... Не знаю, может быть... Впрочем, несмотря на безумную любовь к этому городу, не уверен, что хотел бы переехать туда жить. Боюсь, что очарование, которое дарит мне город при каждом посещении, развеется как сигаретный дым, как утренний туман... Может быть это сам город мне намекает, а может быть просто еще "время не пришло".

Когда-то давно я говорил, что, посетив множество прекрасных городов и написав про некоторые из них "путевые заметки", фоторассказы или просто настроенческие зарисовки, мое перо никак не решится взяться за самый главный город... Действительно, в моем LiveJournal до сих пор нет рассказа про Питер... И дело не столько в необъятности темы, сколько в том, что сам город, частичка которого живет в моей душе, видимо, еще не считает, что я узнал его настолько, чтобы поведать о нем. Или мастерства пока что не хватает. Однако неправда, что моих "путевых заметок" про Питер нет в природе. Тогда, в 1993-м, по возвращению, я написал рассказ "3 дня в городе мечты", который по сути был самым первым моим произведением в жанре, который ныне преобладает в моем творчестве. Только недавно я осознал, что уши всего моего нынешнего творчества растут именно из тех трех зеленых школьных тетрадок по 18 листов.

Но сегодня несколько более узкая тема... Грустная... В рассказе, на который я ссылался выше, Семён (ещё один знак времени - у меня как-то уже язык не поворачивается называть преподавателя МГУ, кандидата географических наук и уже довольно известную личность в кругу российских путешественников по старому когда-то ролевому имени... "Боже, как давно это было, помнит только мутной реки вода...") писал про питерские дворы-колодцы... Не обойден вниманием и дворик легендарного питерского рок-клуба... Помню, что тогда, в 1993-м, в первый приезд в Питер, главным местом, которое я хотел непременно посетить, был именно рок-клуб. Это была достопримечательность, гораздо более важная, чем Эрмитаж, Исакиевский собор и Петропавловка вместе взятые. Что-то совершенно иррациональное, сродни паломничеству к святым местам. Одному было несколько страшно. Тем более, что свободное время для прогулок нам дали уже ближе к вечеру, а темнеет осенью рано. Уговорив одноклассника составить компанию, мы сворачиваем с Невского на улицу Рубинштейна. Нужный двор нашелся не сразу - но вот оно! Фотографии делались еще "Сменой-8М" на черно-белую пленку "Тасма", причем печатал я ее потом тоже сам (о-о-о, это же целый ритуал был в свое время - впрочем, фотография тех времен - это тема другого не менее ностальгического рассказа). Кадры смазанные - сумерки спускались над городом. Мало что видно - но это запечатленное мгновение именно тех "сказочных времен".



Я в позе Кости Кинчева с обложки альбома "Блок Ада"... Да, это были времена активного "алисоманстсва"... Одежда, конечно, совершенно не соответствует "образу" - но это были также времена, когда одежду выбирать не приходилось.



А это уже мой одноклассник... По-моему, он по тем временам русский рок не слушал. Просто разглядывает надписи на стенах и, наверное, недоумевает, что же я в них такого нашел.

А теперь прыгнем во времени сразу на 16 лет. На дворе май 2009-го. К этому времени у меня появились друзья в Питере, пообщаться с которыми я и приехал. "Оффлайн" компании, некогда выросшей из постоянных посетителей форума http://tolkien.su/ Поезд приехал рано и до назначенного времени встречи у "московской" части "оффлайна" было несколько часов для того, чтобы погулять по городу. Не помню, я сам вызвался или меня попросили показать город, однако в ходе "экскурсии" я решил не ограничиваться "протокольными достопримечательностями" и, коли уж мы шли по Невскому в сторону Аничкого моста, я завернул на знакомую улицу Рубинштейна... Светило яркое весеннее солнышко, которое не предвещало ничего плохого. Однако в легендарном дворе, который стоило бы законсервировать, сохранить для потомков и может быть даже сделать здесь музей (ведь есть же музей The Beatles в Ливерпуле)... полным ходом шел ремонт. Практически все стены кроме одной (впрочем, самой "расписанной") были завешены полиэтиленовой пленкой, стояли леса, во дворе штабелями были сложены стройматериалы. Как только мы зашли, откуда-то тут же появился дядечка в черной форме охранника ЧОП-а. Справедливости ради надо сказать, что он нам не препятствовал спокойно ходить, смотреть и фотографировать сохранившиеся пока что графити на стенах. Однако осознание того, что за тобой постоянно пристально наблюдают, следят за каждым твоим шагом - не позволяло полностью отдаться своим чувствам, было просто неприятно. Кроме того, думаю, что если бы мы решили "оставить свой след" и добавить свои надписи на священной стене, дядечка вряд ли остался бы безучастным наблюдателем... И еще, глядя на противоположную стену в строительных лесах, приходило осознание, что видишь этот двор таким какой он есть, в последний раз. В это не хотелось верить, но разум подсказывал, что так и будет. Сейчас в ответ на мой комментарий, Семён написал, что осенью 2010-го легендарный дом на улице Рубинштейна был в лесах, а вход во двор - и вовсе закрыт. Может быть по окончанию ремонта в этот двор и можно будет зайти... Только что там будет? Да и, увы, открытых дворов-колодцев в историческом центре Питера становится все меньше и меньше - все чаще можно увидеть на входе в арку большую металлическую дверь с замком и домофоном - жители всеми силами стремятся оградить свое privacy от посторонних глаз. А ведь дворы-колодцы - это не только "Петербург русского рока"... Это и "Петербург Достоевского", это и уникальные памятники городской застройки XIX века... Что-то уходит из этой жизни... Мир меняется...

Посмотрите на эти фотографии. Скорее всего того, что на них изображено, уже нет.

Когда же, наш мимолетный гость,
Ты умчался, новой судьбы ища,
Мне было довольно того, что гвоздь
Остался
После плаща.
Теченье дней, шелестенье лет,
Туман, ветер и дождь...
А в доме событье - страшнее нет:
Из стенки вырвали гвоздь!
Туман, и ветер, и шум дождя..
Теченье дней, шелестенье лет...
Мне было довольно, что от гвоздя
Остался маленький след.
Когда же и след от гвоздя исчез
Под кистью старого маляра,
Мне было довольно того, что след
Гвоздя был виден вчера.
(С) Новелла Матвеева









Среди граффити преобладают портреты Виктора Цоя. Причем порой нарисованные очень даже хорошо...





Однако встречается и юный Борис Борисович...



Ну и, конечно, текстовые выражения признательности своим кумирам. Как цитаты из тектов песен, так и свои собственные стихи-посвящения...











Некоторая дрожь пробирает, когда видишь вот такое...



Наверняка тому, кто написал это, было лет 14-16... В этом возрасте ранняя смерть окутана ореолом романтичности. Да еще "если также как Витя..." Однако когда возраст подходит к той планке, которая обозначена, вдруг понимаешь, что прав скорее БГ:
"Жить быстро, умереть молодым" -
Это старый клич; но я хочу быть живым.

Ну и напоследок...



All you nedd is Love!
Love is only need!

Питер, ностальгия, размышления, Россия, фото, музыка, путешествия

Previous post Next post
Up