На машине по Финляндии, часть 3: Верла

Oct 04, 2010 02:25

Пять лет назад во время путешествия по Норвегии в Ставангере нами был посещен совершенно уникальный музей - музей консервов. Он располагался в здании одного из первых в стране (и вообще в мире) консервных заводов, посетители могли ознакомиться с полным циклом производства рыбных консервов в стародавние времена. Аналогичного рода «индустриальный музей» есть и в Финляндии.


Расположившаяся в живописной долине реки Кюмийоки картонная фабрика «Верла» была основана в 1872 году и функционировала вплоть до 1964 года, когда была закрыта по причине морального устаревания и экономической нецелесообразности модернизации. Однако в год своего столетия фабричный комплекс начал новую жизнь - уже как музей, а через некоторое время был занесен в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Машины и механизмы бережно сохранены и до сих пор находятся в рабочем состоянии - все можно посмотреть, про каждый подробно расскажут. Фабрика уникальна тем, что ее миновала волна «индустриализации» - даже в эпоху электричества здесь по-прежнему большая часть работ выполнялась вручную, а некоторые машины до самого закрытия фабрики функционировали от энергии водяного колеса, вращаемого водами Кюмийоки, для чего рядом с фабрикой на реке была сооружена плотина.



Вода вращала колесо, аналогичное колесу водяной мельницы, а колесо в свою очередь через сложную систему механических передач приводило в движение рабочие механизмы. В XX веке часть машин все-таки была переведена на электрическую тягу - это облегчило нагрузку на водяное колесо и позволило расширить производство, поставив большее количество работающих одновременно машин. В то же время для самих рабочих мало что поменялось - что раньше выполнялось вручную, по-прежнему нужно было делать так же собственными руками.

Осмотр фабрики возможен только в составе экскурсии - однако одиночным путешественникам пугаться не стоит - экскурсионные группы собираются прямо на месте. Несмотря на относительную труднодоступность в транспортном отношении и вроде бы «нераскрученность», недостатка в посетителях здесь не наблюдается. Кроме того местные гиды готовы провести интереснейшую экскурсию даже для «группы» из одного-двух-трех человек. На стоимости билета это никак не отражается. Знакомство с фабрикой начинается с небольшого фильма, где рассказывается об истории фабрики и технологии изготовлении картона в XIX веке. Фильм был по-фински, однако специально для нас включили русские субтитры. По окончании фильма большая часть группы (финны) отправилась с финскоязычным гидом, а для восьмерых русскоязычных туристов (мы, плюс еще четверо москвичей, оказавшихся в «Верле» одновременно с нами) взяла к себе русскоязычный гид. Кроме того, нам раздали небольшие буклетики, где вкратце было рассказано о каждом из этапов производства картона - тоже по-русски. Вообще наличие русскоязычных гидов, информации на русском языке и прочие удобства языкового плана для русскоговорящих туристов были приятным сюрпризом не только в «Верле», но и во многих посещенных нами в этом путешествии музеях. К огромному сожалению во внутренних помещениях почему-то запрещено фотографировать. Поэтому остается только постараться на словах описать то, что мы увидели.



Экскурсия началась с большого ангара, где производилась первичная обработка сырья - распилка еловых стволов на небольшие «кусочки» длиной около 50 см и обточка их от коры. Обточка от коры была крайне важным этапом, ибо никаких красителей и отбеливателей не использовалось и чистота получаемого картона целиком и полностью зависела от качества обточки ствола. Попавшая в перемолотую древесную массу кора могла сделать целую партию картона более темным или (что хуже) неравномерным по цвету. Вместе с тем этот процесс был одним из наиболее травмоопасных - работник брал древесный брусок (довольно увесистый - попробуйте удержать в руках среднестатистический кусок елового ствола длиной в полметра) и, держа его фактически на весу, обтачивал при помощи большого быстро вращающегося диска-рубанка. С одной стороны нужно было обточить брусок как можно чище, с другой - делать это аккуратно - так, чтобы ножи не отхватили вместе с корой еще и пальцы. И так изо дня в день - с раннего утра до вечера. Кстати, рабочий день был в те времена существенно дольше, нежели сейчас. Привычная нам 40-часовая рабочая неделя - это достижение профсоюзов XX века (в Финляндии это достижение случайно или неслучайно совпало с обретением страной независимости от России). В стародавние времена рабочий день начинался в 6 утра и заканчивался в 6 вечера.

После обточки белые «бревнышки» поступали в следующий зал, где заправлялись в специальную машину-измельчитель. Представьте себе огромное колесо, в центре которого вращается абразивный диск, а по периметру загружаются деревянные поленья, которые по мере стачивания прижимаются к центру. Получающиеся деревянные опилки вымываются из измельчителя проточной речной водой и вот такая «деревянная кашица» самотеком спускается на этаж ниже, где поступает на станки с огромными круглыми металлическими барабанами.

«Деревянная кашица» выливается на вращающийся барабан и налипает на него ровным слоем. Лишняя вода отводится. Когда слой древесной массы на барабане достигает определенной толщины, вдоль барабана (во вполне конкретном специально обозначенном месте) делается разрез и свежий влажный лист картона аккуратно снимается и кладется в стопку. Листы перекладываются довольно массивными металлическими прокладками - они служат как для предотвращения слипания листов между собой, так и в качестве «разглаживающего» элемента. По накоплению стопки определенной толщины их грузят на тележку и отвозят под пресс - для удаления лишней влаги.

После пресса свежеизготовленные листы картона поступают в сушильню, где подвешиваются на специальных прищепках - почти как белье после стирки. В сушильне поддерживалась температура порядка 70 градусов. В те часы, когда там работали люди, температуру снижали до 50 градусов - однако даже при такой «пониженной» температуре работа в сушильне была достаточно тяжелой - к слову сказать, работали на этом участке женщины. В качестве «бонуса» за тяжелый труд прямо за воротами сушильни есть спуск к озеру с небольшим пляжем - возможность искупаться после окончания смены на столь «горячем» участке производства была очень кстати.



Сейчас туристы имеют возможность посмотреть только на «всесезонную» сушильню - четырехэтажное кирпичное здание, где производственный процесс шел круглый год.



Раньше существовала еще и летняя сушильня, именовавшаяся среди работников «дачей». Это было деревянное строение, под крышей которого также были оборудованы подвесы для картона - она не отапливалась, летом погода позволяла без дополнительных усилий обеспечивать достаточные для сушки картонных листов условия. Незадолго до закрытия фабрики «дача» была разобрана за ветхостью.

Три дня в сушильне (если «на даче» - то неделя) - и вот мы имеем готовые листы картона. Теперь осталось отсортировать их по толщине, аккуратно подрезать края и упаковать - этим занимались в зале, где завершилась наша экскурсия. Здесь же за небольшой перегородкой были предусмотрены «конторские» рабочие места - для бухгалтеров и управляющего. На этом мы говорим огромное спасибо нашему экскурсоводу, а сами идем гулять вокруг. В отличие от интерьеров, экстерьер зданий фабричного комплекса фотографировать можно - и оно того стоит! Построенное в 1893-м году архитектором К.Э.Диппелем главное здание очень красиво.







Не менее красив расположенный рядом дом владельца фабрики - зайти внутрь пока что нельзя - объявление на двери гласит, что музейная экспозиция здесь пока что «closed for renovation» - есть надежда, что через некоторое время посетители «Верлы» смогут ознакомиться не только с фабрикой, но и с бытом ее владельцев.





Между зданием фабрики и домом владельца раскинулся необычайно красивый цветущий сад, где можно долго любоваться разнообразными цветами, наслаждаясь их ароматом.





А можно погулять по окрестностям - и наслаждаться видами безумно красивой природы.



Путеводитель утверждает, что рядом с фабрикой на отвесной скале сохранились доисторические наскальные росписи, однако мы их так и не нашли.

Во времена, когда Финляндия была частью Российской Империи большая часть продукции фабрики поступала в типографии Санкт-Петербурга и Гельсингфорса (Хельсинки), где использовалась для изготовления книжных обложек. Так что если у Вас есть дореволюционные книги, изданные в этих городах, есть ненулевая вероятность, что их обложка изготовлена именно из картона с «Верлы».

А мы направляемся в сторону города Миккели, где нас ждет забронированный отель. К слову сказать, несмотря на то, что мы провели в Миккели две ночи и отель был расположен в самом центре рядом с собором, по самому городу мы практически не погуляли - оба раза приезжали довольно поздно, уже уставшими и к тому же голодными. Поэтому вечера были посвящены изучению - нет, не финской - мексиканской кухни. Мы нашли в Миккели довольно хороший мексиканский ресторанчик, где нас за вполне приемлемые деньги очень вкусно накормили два вечера подряд.

Продолжение следует...

Финляндия, фото, путешествия

Previous post Next post
Up