Продолжаю рассказывать про путешествие по Финляндии.
Котка - старый портовый город. Здесь все связано с морем - яхты и катера, высокие краны у причалов,
модели парусников, парящие над головами прихожан городского собора.
Мариенариум - большой аквариум, где можно полюбоваться на все виды богатой водной фауны Финляндии (а если повезет со временем - то и на обслуживающий персонал, заплывающий в аквариум к большим рыбам с аквалангами, дабы их покормить).
Огромный морской центр «Велламо» поражает не только снаружи - авангардным зданием, своей формой напоминающим накатывающуюся морскую волну, но и изнутри - прекрасной экспозицией. Кроме того, с его крыши, на которую от набережной ведет длинный пологий подъем, открывается прекрасная панорама порта.
Здесь разместились два музея - Морской и Кюменлааксо. В морском музее можно узнать много интересного об истории мореплавания, развитии кораблестроения, морской торговле, грузовых и пассажирских перевозках.
Отдельные выставки посвящены таким важным аспектам мореходства как навигация и связь. Книги Ильфа и Петрова вряд ли сильно популярны у финнов - поэтому они не считают, что «спасение утопающих - дело рук самих утопающих». И, соответственно, посвященная спасению на водах экспозиция также занимает в музее подобающее ей место.
Причем есть также экспонаты, учитывающие «национальные особенности» - например, плакат, предупреждающий об опасности купания в ледяной воде сразу после сауны.
Учитывая, что Финляндия - северная страна, и о сложностях навигации в зимнее время здесь знают не понаслышке, посетители могут расширить свои знания о ледокольном флоте. Для меня было интересной новостью то, что на ледоколах гребные винты устанавливаются как на корме, так и на носу - чтобы было сподручнее выполнять столь частые во льдах маневры «два шага назад - шаг вперед».
Лично мне морской музей Котки в какой-то степени напомнил похожий музей в датском замке Кронборг. Не возьмусь их сравнивать - оба крайне интересны и дополняют друг друга. Если Вы неравнодушны к морю, очень рекомендую посетить.
Музей Кюменлааксо рассказывает нам об истории Котки - от найденных в результате археологических раскопок на территории города древностей до исторических документов, фотографий и реконструкций жизни и быта горожан. Естественно, что в жизни портового города море занимает одно центральных мест - поэтому этот музей смотрится как органичное продолжение морского (или морской музей смотрится как органичное продолжение Кюменлааксо). А, учитывая, что фактической границы между экспозициями двух музеев нет - то и вовсе можно гулять - с берега в море, потом возвращаться опять домой на берег - вслед за многими поколениями людей, чья судьба так или иначе была связана с надувающим паруса ветром, солеными брызгами и криками чаек. Можно ли познать жизнь портового города, не зная моря? Можно ли полноценно познать море, ни разу не заходя в порт?
Наконец, рядом с «Велламо» пришвартован самый старый в мире ледокол «Тармо», по которому можно полазать: подняться на капитанский мостик,
заглянуть во все каюты и служебные помещения, где воссозданы интерьеры повседневной жизни моряков ледокольного флота.
Можно даже спуститься в машинное отделение и в подробностях рассмотреть механизмы, приводящие этого проводника зимней навигации в движение.
Гуляя по городу совершенно случайно натыкаемся на памятник А.С. Попову,
а пройдя чуть подальше по живописному садику, названному в честь изобретателя радио,
обнаруживаем мемориальную табличку. Котка сыграла очень важную роль в истории телекоммуникационных систем - именно между Коткой и островом Гогланд (не путать со шведским Готландом) была установлена первая в мире линия беспроводного телеграфа. Символична и первая успешно принятая по этой линии радиограмма - благодаря ей были спасены человеческие жизни. И вновь - море в этой истории сыграло далеко не последнюю роль. Интересующимся подробностями описываемых событий рекомендую почитать, например,
вот эту статью.
Вот такой предстала перед нами Котка - первый на нашем маршруте город в Финляндии. Продолжение следует...