Страшные-страшные сериалы: "Jordskott" и "Au-delà des murs"

Oct 02, 2016 14:22

Страшное кино начинается для меня со страшной горы неглаженного белья. За неизбежной глажкой я смотрю ТВ. Так как телевизор у нас в гостиной, то есть там же, где попугайчики, которые а) не переносят испарений тефлона, б) не переносят, когда какой-то прибор издаёт звуки более громкие, чем они сами, - глажу я в спальне с ноутбуком и с каналом ARTE, который даёт возможность просматривать интересные фильмы и передачи минимум 7 дней после официального показа.

Это начало... а заканчивается всё тем, что от белья не остаётся даже несчастного кухонного полотенца, а клетка с птицами беспощадно накрывается. Имею же я право в собственном доме посмотреть кино на нормальном экране (ноут и меня старый, бликующий и искажающий картинку). И без всяких хозяйственных отговорок смотрю 10 серий.

Так было со шведским многосерийным триллером "Jordskott - Месть леса".





Такой сильной атмосферной мистики не было со времён "Твин Пикса". Начинается всё довольно традиционно: комиссар полиции Ева Тёрнблад, классически отстранённая от службы за неправильное поведение, едет в родной городок Сильверхойд на похороны отца, с которым много лет не общалась. В этом же городке семь лет назад пропала без вести её маленькая дочь...

Пропала странно: вдвоём отдыхали на природе, Ева только на секунду отвернулась, чтобы расправить покрывало для пикника - а когда снова подняла глаза, Йозефинны не было (вот они, тайные материнские кошмары!).

Теперь в городе снова пропадают дети... За Евой бродит седая старуха с вороном на плече и пытается подсунуть какие-то мази. Местный коммиссар предлагает Еве подключиться к следствию, но явно морочит ей голову. Очень странные люди (люди ли?) появляются и пропадают, а принадлежавший отцу Евы завод целлюлозы готовит взрывы в лесу. Быстро становится ясно, что детективом здесь не отвертишься - лес живёт своей тайной жизнью.

Что мне особо понравилось (кроме туманных шведских пейзажей и экологического пафоса)... Во-первых, режиссёр мастерски балансирует на лезвии бритвы - "показать и разрушить тайну" и "не показать и разочаровать зрителя": мистическое напряжение держится до конца, но не опошляется чёткими картинками в стиле "Чужого". Во-вторых, я не большой кинофанат, но это первый известный мне полностью "родительский" триллер. Рано или поздно все запутанные ниточки мотиваций выводят в эту часть нашего сердца, к вопросу: на что мы готовы ради своих детей? От ответов становится неуютно. Даже самый неприятный персонаж имеет печальную тайну в прошлом, даже главная героиня Ева "подставляет" чужого ребёнка ради спасения своего. А "главного злодея" нет - есть всего лишь люди... и не только люди. В-третьих, детей найдут (это не спойлер, это чтобы мамы тоже могли смотреть). Вообще развязка отличная, что редкость для триллера. Не оставляет недосказанности, но оставляет тайну (и возможность продолжения))), не слащаво-счастливая, но не уныло-трагичная.

Единственное, что меня напрягало в сериале - уж больно много событий. За одну сорокаминутную серию расклад меняется полностью... Но, может, в этом и прелесть.

image Click to view



Второй страшный сериал, на который я в той же ситуации (с утюгом) "запала" несколько дней назад "Au-delà des murs" - "За стенами". Честно говоря, не понимаю, почему этот бельгийский триллер от Hervé Hadmar и Marc Herpoux назвали сериалом - три серии от сорока минут до часа - по-моему, это полнометражный фильм.

Если "Йордскотт" начинается как детектив, а оказывается мистикой, то "За стенами" начинается как мистика, а оказывается глубоким сюром очень в моём стиле, просто как по заказу :). Логопед Лиза ведёт замкнутый образ жизни, избегает общества, отговариваясь тем, что её ждёт дома муж. На самом деле у неё нет даже кота, зато есть связанная с неким озером тайна, возвращающаяся к ней ночными кошмарами, вплоть до недержания мочи.


В один прекрасный день Лизе сообщают, что она унаследовала заброшенный дом на другой стороне улицы. Хозяин дома умер 30 лет назад, но его тело нашли только сейчас. Лиза переселяется в дом. Ночью она слышит странные звуки из-за стен. Находит тайный коридор и идёт на звук, видит свечи, грамофон... и человека с головой кабана, протягивающего к ней руки. Пугается, бежит и окончательно теряется в доме - в котором тысячи комнат, но нет окон. (Ну вот, настолько моё, что в этом доме я узнала бесконечный дом без окон из собственной повести "Гости Норы".)



Лиза встретится в доме не только с чудовищами и милой, много лет назад утонувшей в озере сестрой, но и с Жюльеном - молодым человеком, путешествующим по дому уже три года... Это он ответит ей на вопрос, умерла ли она. Нет. Он жив. И она жива. Поэтому они должны искать выход. "Красную дверь", о которой говорится в цитате из Библии... Хватит о событиях, скажу только, что я ничего ещё не (рас)сказала. Только маленький намёк: в конце сюрреалистический кошмар неожиданно обернётся прозрачной лирикой. И окажется, что во всём была своя логика...



Оба фильма заслуживают отдельного поста, но я, как всегда, раз уж добралась до ЖЖ, пишу обо всём :) Очень рекомендую всем любителям "другого кино".

Понравилось, Кино

Previous post Next post
Up