несёт дальше, давно не писала, вот и решила зайти сюда - просто так, написать что-нибудь. Культурное.
С января хотела написать о книге Кадзуо Исигуро «Остаток дня». Но книга настолько насыщена смыслами и при этом легка и коротка, что, чтобы в рецензии сохранить пропорции, нужно написать рецензию из одного простого слова - а я это слово ещё не нашла.
Зато могу написать о «Повелителе мух» Уильяма Голдинга. Вообще-то я эту книгу должна была прочитать ещё в первом университете к экзамену по иностранной литературе, и только когда она сама легла мне в руки, я поняла, почему не читала её все эти годы. Я её боялась. Я боюсь книг, в которых смакуется человеческое внутреннее уродство - а мне её так пересказали: дети попадают на необитаемый остров и издеваются друг над другом. Но боялась зря - эта книга столь же правдива хотя мой педагогической опыт подсказывает, что попавшие на необитаемый остров мальчишки перебили бы друг друга уже в первые два дня, а не за несколько недель, сколь прекрасна и по-особому поэтична.
Как метафора книга ложится на любую тему. Если взять актуальную политическую ситуацию - то вот она: имея в начале "слабую демократию", из-за куска жареного мяса мальчишки один за другим уходят в альтернативное тоталитарное «племя». Или человечество в целом: дети попадают в райский уголок, где есть всё: еда, вода, море, солнце... В конце книги остров охвачен огнём и непригоден для жизни. Что-то похожее, увы, происходит с этой планетой. Герои очень настоящие (ха-ха, опять вылазит мой давний опыт работы с детишками), к некоторым я привязалась: Ральфу, Пигги и особенно Симону - первой узнанной жертве, единственному, кто догадался, что чудовище, которого боятся все дети - внутри них самих. И я благодарна автору за то, что он не дал Ральфу ни стать монстром (чего здесь больше - случайности или выбора? боюсь, случайности), ни погибнуть - помощь извне пришла в самый жуткий последний момент.
Гораздо проще и светлее - фильм Ann Hui (кириллицей писать лучше не буду:)) «Тао Джи - простая жизнь» (Tao Jie - ein einfaches Leben). О домработнице, всю жизнь проработавшей на одну семью. Семья рассеялась по миру, в Гонконге остаётся только один из взрослых сыновей. После инсульта Тао Джи решает переселиться в дом престарелых. Фильм не сентиментальный, но очень человечный - много бытовых и светлых деталей, простой сердечности и легчайшего юмора. Тема для меня сейчас актуальная и вообще люблю хорошее азиатское кино.
Перечитывала Кафку - «Der Verschollene» («Пропавший без вести» или «Америка»). Наверно, Кафка так и останется самым близким (даже не самым любимым, а именно близким) мне писателем. Хотя любые попытки интерпретаций его текстов кажутся мне надуманными. Интеллектуалы знают, что им положено любить Кафку, и отчаянно пытаются зацепиться хоть за что-то. Но чтобы понять, нужна еврейская (или любая другая - «другая») кровь, нужна путаница в религиозной и этнической самоидентификации. Это нужно прожить - потому что на самом деле Кафка очень простой и точный писатель. Как ясно он предсказал Холокост.
Были на выставке графика Рольфа Эшера (Rolf Escher). Из его работ прямо-таки сквозило Кафкой, так что я не удивилась, когда в биографии прочитала, что он Кафку иллюстрировал (эээ... я противоречу себе: Эшер вроде бы чистокровный немец). Особенно мне понравились библиотеки Эшера... К сожалению, именно то, что мне наиболее пришлось по душе, в сети не нахожу. Но вот две его работы. Кстати, среди библиотек была и библиотека в рабочем кабинете Пушкина.
И напоследок о себе-любимой. В журнале
«Homo Legens» вышел мой длинный рассказ «Регенерация солнца». Правда, номер мартовский, увидел свет в апреле, а до меня дошло только в мае... Что полностью соответствует моему несовременному замедленному восприятию времени. В свободном доступе пока нет, но поздравления принять могу :).