Фильм „The Road“ - „Дорога“

Nov 23, 2014 17:11

Режиссёр: Джон Хиллкоут, 2009.

Одна из многочисленных антиутопий (в кино и литературе) последних лет, и исходные данные - будущее и всё очень плохо - стандартные. И в то же время этот фильм другой, совсем другой.

В обычной антиутопии «всё плохо» становится необходимым условием для начала приключений в диком, страшном, но интересном мире, в котором можно найти, например, любовь или настоящую дружбу, и который попутно (при благоприятных обстоятельствах) можно спасти. А если обстоятельства не благоприятны, можно хотя бы спасти хороших и наказать плохих.

В «Дороге» всё иначе. Всё проще, достовернее и страшнее. Пейзажи мира «Дороги» не фантастичны, они мало отличаются от серых ноябрьских пейзажей - мёртвые деревья, серое небо, серая земля. Холод. В то же время от этих картин, особенно в конце, когда появляется море, тревожно тянет внутри, словно эта безрадостность знакома.




Мир будущего. Экономическая и экологическая системы приказали долго жить, а люди остались. Без еды. И стали есть других людей. Те, кто не перешёл эту черту, стали потенциальными жертвами. Причём катастрофа была не внезапной: по воспоминаниям главного героя (Вигго Мортенсен) понятно, что всё начиналось, когда его жена (Шарлиз Терон) была ещё беременной и они жили в уютном доме, ходили на концерты, читали книги, играли на рояле. Сейчас мальчику - его сыну - лет десять.

Воспоминания - вспышки нежности и цвета в сером мире - разбавляют безысходность. Но женщины больше нет, мальчик и мужчина вдвоём идут на юг, где должно быть лучше и должны жить "хорошие" люди. Это очень важно, что хорошие, мужчина напоминает мальчику: мы не такие, как другие, мы хорошие... Мальчик время от времени с сомнением спрашивает у отца: «Мы всё ещё хорошие?» «Враги», которые зарятся на их (по большому счёту тоже украденные) запасы - такие же голодные люди, как они сами. Они не могут, но и не пытаются помочь другим, пленникам «преуспевших» в новом мире или просто голодным путникам, а если и помогают (по настоянию мальчика), помощь скорее символическая. Настоящая помощь была бы равна самоубийству. И всё это очень печально. Но отношения отца и сына привносят в фильм светлые тона. Они нужны друг другу, они заботятся друг о друге, они любят друг друга. И в мире насилия сын растёт добрым. Это очень странно, если учесть, что мальчику приходится видеть, тем более что отец при всём желании не может оставаться добрым. Но это и закономерно, потому что любовь и забота делают людей добрыми.

Визуально сильный фильм. Путешествие по заброшенным домам, в которых человеческие кости не только не удивляют, но и не пугают (в этом фильме пугают живые). Ночёвка и утро в заброшенной церкви (мне почудилась перекличка с кадрами из «Андрея Рублёва» Тарковского). Радуга над водопадом, в котором купаются отец и сын. Нос корабля, возвышающийся над морем.

И глубокая невесёлая ирония: в одном из «флешбэков» герой, на берегу ещё синего моря, говорит возлюбленной: «Если бы я был Богом, я создал бы мир точно таким же. Потому что у меня есть ты». А потом его «выбрасывает» в мир - какой есть.

Но концовка фильма даёт любви, заботе, взаимопомощи ещё один шанс, и, если и она грустная, то не безнадёжная. Наоборот - в ней надежда.

В общем, не тот фильм, который стоит смотреть ради отдыха и развлечения, но тот фильм, который стоит смотреть.

Понравилось, Кино

Previous post Next post
Up