Люди, которые играют в гены: фильм Винченцо Натали «Splice» - «Химера».
Хороший фильм, честно снят. Молодость, пьянящие научные успехи, дрожь любопытства. Супружеская пара молодых учёных-генетиков создаёт «химерный» организм, комбинируя гены разных живых существ, в том числе и человека. Существо появляется на свет, растёт, развивается... Его необходимо прятать (эксперимент, был мягко, говоря неофициальным), в нём просыпается сознание... В чём-то похожее на наше, а в чём-то непохожее, непонятное. Ко всему прочему «растёт ребёнок там не по дням, а по часам» (с).
Фильм не только об этике в науке, но и, как ни странно, о материнстве. Не зря именно с Эльзой, женщиной-генетиком, во время появления на свет химеры происходит несчастный случай... Крики её подозрительно похожи на крики роженицы. Именно она настаивает на том, что существу надо сохранить жизнь, приручает его, то есть её, а потом наряжает в симпатичные платьица, учит читать, даёт имя «Дрен». Даже учит краситься в какой-то момент... Но как только Дрен выходит из-под контроля, обретает собственную волю, «мать» низводит её до уровня научного объекта, отбирает одежду и имя... Очень жизненно.
Совершенно иначе развивается отношение к Дрен «мужской части команды», Клайва. Ничего похожего на отцовство здесь нет. От полного неприятия и попыток избавиться от «объекта», Клайв в какой-то момент переходит к сдержанной симпатии, на фоне которой видна вся ущербность некогда столь волшебной материнской установки Эльзы, которая теперь постоянно «лучше знает», что нужно «дочери». Потом что-то меняется и в этих отношениях... посмотрев на картинку, все всё поняли.
Не понравились обязательно-банальные в столь небанальном фильме сцены «драки-погони» в конце. Зато «драка-погоня» получала неожиданное завершение. Странная мысль: до катастрофы доходит не из-за ошибок в генетике, а из-за ошибок в воспитании.
Гены, которые играют в людей: книга Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня».
Я нередко перечитываю книги, но так, два раза подряд - в первый раз. И не то чтобы после первого прочтения было ощущение, что я чего-то не поняла или не почувствовала, скорее было ощущение, что надо понять и почувствовать ещё раз, глубже. Во второй раз я удивлялась - как могла в первый не заметить этого слова... или удаляющихся деревьев в зеркальце заднего вида... И не скажу, что не хотелось перечитать после второго прочтения...
Я долго не обращалась к Исигуро, потому что по многим рецензиям у меня создавалось впечатление, будто романы его - что-то вроде «мысленных экспериментов» на актуальные темы. Спасибо
6utra, её умению чувствовать книги. После её слов о "Не отпускай меня" я поняла, что читать необходимо.
Тематика на самом деле актуальная - клонирование и донорство (органов). Но книга гораздо глубже - это фантастика о нас всех. О нашей обречённости и нашей так называемой этике. О любви. Хотя Исигуро вырос в Англии, мне кажется, в романе есть что-то японское, как в хайку: в трёх простых строчках рассказать всё, сигануть на такую глубину, на какую не доходят подводные лодки «западных» поэм. Сдержанно, спокойно, естественно.
Как всегда с хорошими книгами, не обошлось без совпадений, связывающих их с реальностью: герои в Норфолке заходят в магазинчик «Вулворт», я читаю, и именно в этот момент мой поезд проезжает мимо огромного склада этой сети. Почему-то я чуть не расплакалась. Может, потому что я всегда говорила «Волворт», на немецкий лад - неграмотная...
Нужно бы сказать пару слов об образах - но какие образы, Рут, Кэти, Томми - живые люди. Возможно, именно в том, как Кэти принимает всё происходящее - тайна книги. Возможно, я отчаянно хотела бы этому научиться.
Для нелюбителей фантастики - здесь фантастики практически нет. Есть заданные условия: клоны людей выращиваются для донорства. Подробности не обсуждаются, даже само клонирование нужно не для высокотехнологичных целей, а для того, чтобы провести демаркационную линию между людьми и нелюдьми. Ведь если речь не идёт об организме-оригинале, разницы между донором-клоном и обычным донором нет. Но линия получается очень жирная и печальная.