Big or small?

Nov 09, 2009 00:36

Не так давно по необходимости мне пришлось возобновить давно прервавшееся отношение с одним очень крупным международным банком. Собственно, дел-то было на 5 минут - оставить заявку на перевыпуск карты. И вот набираю я заветный номер и в течение 20 минут слушаю вот такой текст:

Добрый день, вы позвонили в .... банк, ваш звонок очень важен для нас, пожалуйста, оставайтесь на линии. ....банк предлагает своим клиентам новые услуги по денежным переводам.... чтобы узнать подробнее наберите 1. ..... банк очень заботится о качестве обслуживания клиентов, для повышения качества обслуживания мы предлагаем вам пройти анкетирование по телефону, для этого наберите 2. Если вы хотите .....

Я упорно ждал 20 минут, ожидая-таки ответа оператора, но так его и не дождался. Пришлось идти пешком в ближайшее отделение, ждать в очереди и писать заявление на перевыпуск в офисе этого несчастного банка. Вот интересно, какие придурки придумали голосовое меню продолжительностью 20 минут? Видимо, заботящиеся о благе клиента и заставляющие этого клиента ехать к ним в офис под дождем и снегом.

Я все больше убеждаюсь в том, что чем больше компания, тем она хуже. Она хуже во всех отношениях - общение между сотрудниками этой компании мало напоминает общение людей, это скорее обмен важной информацией между серверами; общение сотрудников с клиентами заменяется общением клиента с телефонным информатором; люди-роботы, соблюдающие дресс-код, пьющие сублимированный кофе и работающие "на проектах". Сегодня на snob.ru прочитал заметку о том, что в Японии 30% семейных пар не занимаются сексом - причина кроется как раз в том, что они просто работают как роботы, а роботам удовольствия не нужны. Они же машины.

И вот эти крупные, огромные и гигантсткие компании заполонили все пространство. От них никуда не деться. Простые примеры:

- вот хочется в Москве выпить кофе - а все удобные места, все пространство в пешей доступности от метро оккупировано Кофехаузами и Шоколадницами.
- или поесть - вот вам Il Patio и Планеты хрюши.
- или купить каких-нибудь дурацких шмоток - и везде будут Mexx, Zara и такая же хрень
- или купить машину - да как же тут выбрать, у них же одна платформа, один двигатель и все похожи друг на друга как двойняшки
- или найти хороший банк - ну да, счаз, вот вам подборочка - Сбер, ВТБ и Сити. Все три будут активно компостировать мозг
ну и так далее по списку. Все остальные от них не отличаются.
- или даже выучить иностранный язык - BKC, Mr.English and EF. Самые прекрасные курсы в мире.

А хочется по-другому! Хочется, чтобы на каждой улице была своя пекарня и какая-нибудь кафешка, чтобы в банк можно было позвонить и поговорить с человеком, а не с компьютером, чтобы вокруг были разные магазины, а не черно-бело-серая гамма Zara-Mexx-Benetton.

Ну, в общем, куда ни плюнь, везде эти монструозные организации, зацикленные на EBITDA, human recources development, leveridge, due diligence and corporate culture. Куда идем, товарищи? А, главное, почему?

А все из-за нашей скупости. Мы все с каждым годом зарабатываем все больше и больше, а тратить хотим все  меньше и меньше. Все хотят экономить, все ждут распродаж даже в Заре - ну это уж ни в какие ворота, ладно бы еще Chanel или Dior, но Зару? Все зациклены на издержках, на дешевом пластике в салоне автомобиля, на акриле вместо шерсти в свитере, на полированном шпоне вместо резьбы, на сублимированном кофе вместо обжаренных зерен и т.д. Мы зарабатываем все больше, покупаем все больше, но всякого дешевого дерьма. А маленькие семейные компании не могут, конечно, соревноваться в сокращении издержек с монстрами, и получается замкнутый круг. Потребители не хотят платить, все "индивидуальное и маленькое" умирает, и остается ширпотребное дерьмо. Пора бы уже одуматься и начать платить адекватные деньги за хорошие вещи, а не искать bargain prices. Нельзя же в сравнивать свитер ручной вязки за 300 евро с акриловым мешком из Бенеттона за 20, или деревянный кубик из Икеи со сделанным на маленькой семейной фабрике буфетом. Они по определению не могут стоить сопоставимых денег. И выбор нужно делать в пользу маленького и семейного, а не бездушного и корпоративного.

Я, конечно, не могу призывать всех вдруг все бросить и начать покупать штучные вещи, но все же. Когда я путешествовал по Индии в феврале, я видел мебель ручной работы, скажем шкаф, резной, из пахучего дерева, тяжеленный - и стоил он долларов 250. Или шерстяной ковер за тысячу. Ну и кучу всего еще. И потом видел в Икее на распродаже некий шкаф Пакс - 6 дспэшных плит и стеклянная дверь - за 15990 рэ. А рядом стояла семейная парочка и радостно обсуждала, сколько им надо Паксов - 2 или 3.

Конечно, то Индия, а то Россия. У нас кустарное, ремесленное, семейное производство, услуги убили почти полностью после Революции, потом все чуть-чуть оживили  в НЭП, ну и прикончили к концу 20-х. Но даже если не брать нашу страну, этот процесс идут везде. Люди не хотят покупать фарфоровые кружки ручной работы, а покупают штамповку. Мелкие фабрики разоряются, потребители не хотят покупать мебель, одежду, ковры и еду. Все постепенно превращается в эти дикие монструозные конструкции. И это ужасно.

корпоративное зло

Previous post Next post
Up