(no subject)

Nov 12, 2010 01:18

Друзья! Если не лень будет читать-ознакомьтесь. Мне нужно ваше мнение - какие темы из тех, что звучат в реферате, могут быть интересны не только мне и научнице)

Археология - отрасль исторической науки, изучающая прошлое человечества преимущественно на основе вещественных исторических источников, или археологических памятников в широком смысле слова . Казалось бы, какое отношение эта наука может иметь к современности? И каким образом политические и национальные интересы могут влиять на ее развитие?
Геродот в своем известном рассказе о походе Дария Гистапа в Скифию в конце VI в. до н.э. приводит слова царя Иданфирса, отвечающего, почему скифы не вступили в бой с армией персов: «У нас ведь нет ни городов, ни обработанной земли. Мы не боимся их разорения и опустошения и поэтому не вступили в бой с вами немедленно. Если же вы желаете во что бы то ни стало сражаться с нами, то вот у нас есть отеческие могилы. Найдите их и попробуйте разрушить, и тогда узнаете, станем ли мы сражаться за эти могилы или нет…» «Отеческие могилы» выступают здесь как непреходящая ценность, отражающая живую связь прошлого и настоящего, единственное, за что скифский народ готов сражаться. Этот эпизод прекрасно иллюстрирует тезис о том, что коллективная память зачастую является универсальной составляющей культурной и этнической самоидентификации, создает линию преемственности традиций и способствует сохранению культурного наследия.
Впервые мы находим сильный интерес к древнему прошлому в странах Древнего Востока: вавилонские правители Набонид и Навуходоносор II, помимо прочего, известны тем, что собирали произведения искусства, клинописные «летописи»; письменные свидетельства сообщают и о раскопках развалин древних храмов (целью было обнаружение закладных цилиндров). Для античной цивилизации также характерно пристальное внимание к ископаемым древностям; собственно, впервые термин «археология» (правда, в несколько ином значении) употребил Платон. Римской историографии мы обязаны появлением системы «трех веков» (например, в поэме Тита Лукреция Кара «О природе вещей»). Важной вехой в формировании представлений о прошлом является период Возрождения, когда европейская цивилизация «открыла» для себя античное наследие. Большой интерес к греческой и римской истории предопределил появление «моды» на частные антикварные собрания. Вновь обращаясь к античным ценностям и традициям, Возрождение вернуло в культурный обиход человечества забытое в Средневековье слово «музей», но при этом наполнило его новым смыслом. Сначала это понятие было синонимом слова «коллекция» (такая преемственность не должна удивлять - первые публичные музеи Англии, например, возникали именно на основе коллекций частных лиц).
Вкупе с Великими Географическими открытиями изменения, привнесенные Возрождением, изменили восприятие мира. В европейских странах появляется представление о «всемирности» истории, а, стало быть, и об общности культурного наследия.
Конец XVIII в. увенчался радикальными переменами во всех сферах европейского общества, однако, для нас наиболее существенными являются следующие явления: складывание наций , национальных государств, развитие идей национализма. Появляется идея, занявшая центральное место в идеологии европейских национальных государств, о том, что человечество естественным образом (и божественным порядком) разделено на нации. В идеологии Просвещения, с ее верой во всесильность разума и равенство образовательных возможностей людей, стала формироваться концепция публичного музея. Появление первых общедоступных музеев стало социально значимым событием: «Совершенствование человека путем обращения его чувств и ума к культурному наследию воспринималось в ту эпоху не только как частное дело каждого, но и как социальная ответственность» .
Вопросы, связанные даже с самым отдаленным прошлым, оказываются актуальными вплоть до сегодняшнего времени. В рамках государственной идеологии подчас предпринимаются попытки сконструировать собственное прошлое, используя результаты научных исследований (или, по меньшей мере, ссылаясь на них): «привлекая датировки С 14, региональные типологии, антропологические обобщения в стремлении показать на международном уровне достижения своей цивилизации». Последние события, связанные с визитом В.В.Путина в Великий Новгород лишний раз продемонстрировали интерес государства к археологии. А.А.Авдеев, министр культуры РФ: «Археология у нас выпала из сферы государственного управления. Возвращение археологии под курирование вертикали власти - проблема насущная» .
Несомненно, как политические, так и национальные факторы не могут определять развитие любой науки, однако определенные корректировки вносят. Пример археологии в данном случае весьма интересен, поскольку эта наука теснейшим образом связана с сугубо практической деятельностью (т.е. с археологическими раскопками), которая проходит не без вмешательства общества и государства. Определение того, каким образом происходило это воздействие, на примере истории археологического изучения Месопотамии является основной целью данной работы. Географические рамки работы охватывают территорию современного Ирака, так и северо-восточную часть Сирии. Хронологически памятники, истории изучения которых посвящена работа, укладываются в промежуток от 3500 до 1200 гг до н.э., что соответствует бронзовому веку в традиционной археологической периодизации.

Глава 1. XIX век: рождение археологии.
Исследователи таким образом характеризуют идеологический фон, на котором рождалась в XIX веке археологическая наука: «доминирование национализма, колониализма, откровенного расизма, сексизма и общепризнанного убеждения в превосходстве христианской религии и западной цивилизации» . Именно в этот период происходят события, обозначившие сильный интерес европейской цивилизации к отдаленному прошлому, а также появление самостоятельной науки о древностях - археологии. Это и экспедиция Наполеона в Египет в первой четверти XIX в., и находки «доадамовых людей» во Франции, Англии, Германии, и открытие, раскопки в середине века греческих полисов, ознаменовавшее начало классической археологии. Огромное значение имела идентификация и раскопки библейских стоянок в Святой земле: долгое время археология Месопотамии развивалась как часть библейской критики.
Параллельно с этими событиями во многих европейских государствах ведется активное строительство и формирование фондов национальных музеев. Первым публичным национальными музеем, который финансировался и поддерживался государством, по праву считается Лувр (основан в 1793 г.). Огромную роль в пополнении коллекций этого музея сыграла наполеоновская экспедиция в Египет, открывшая новые горизонты видения культурного наследия. В 1753 г. был основан один из старейших музеев мира - Британский, через шесть лет открывший свои двери публике.
Современные нации стремились собрать в столицах своих государств как можно больше археологических находок, создавая таким образом иллюзию своей преемственности с классическими цивилизациями Древнего мира. Постепенно музеи, созданные по этим принципам, распространяются по всей Европе. Так, например, в Пруссии в 1810 г. выходит указ Фридриха Вильгельма III о создании публичного музея. Прусские ученые и дипломаты получают задание приобретать наиболее яркие произведения искусства и археологические объекты. С 1822 г. в Берлине начинается формирование комплекса Музейного острова.
Со второй половины XIX в. складывание музеев - главной национальной гордости европейских государств - сопровождается началом масштабных археологических раскопок: именно музеи финансировали деятельность первых исследователей древностей Ближнего Востока, тем самым обеспечивая приток огромного количества экспонатов в свои фонды. Этот осуществлялось в форме т.н. «концессий» - получения права на раскопки уникальных памятников. Ярким примером такой «концессии» могут служить работы в Уруке. Немецкие археологи, получившие право на раскопки древнего города в XIX веке, ведут их до сих пор.
В условиях, когда изучение древней истории становится делом государственной важности, происходит оформление «исследовательских» обществ, получавших финансирование как из благотворительных, так и из частных источников. Первые организации такого рода появляются в Великобритании: 11 августа 1824 г. специальной королевской хартией было утверждено Королевское Азиатское общество, на первых порах бывшее детищем Ост-Индской компании.
Археологическое изучение Двуречья начинается именно в это время, и первооткрывателями легендарных ассирийских городов становятся археологи-любители, совмещавшие свои исследования (во многом остававшиеся поиском ценных древностей) с государственной службой. Ярким примером тому служит политика Великобритании, которой принадлежало лидерство в освоении культурного пространства Ближнего Востока. Расширение сферы влияния страны, в соответствии с политикой «тихой аннексии», потребовало привлечения в британскую колониальную администрацию людей, обладавших знанием местной культуры, обычаев, языков. Еще в первых десятилетиях XIX в. торговые интересы Ост-Индской компании привели в Двуречье Клаудиса Джеймса Рича (1784-1821), который помимо своей основной деятельности в Курдистане обследовал холм Куюнжик и предположил, что под ним находятся развалины легендарной библейской Ниневии. Это был первый опыт соотнесения древних, упоминавшихся в письменных источниках городов с современными объектами. Зачастую торговая деятельность теснейшим образом переплеталась с разведкой. Британский чиновник Генри Кресвик Роулинсон (1810-1895), с 1827 г. работавший служащим все той же Ост-Индской компании, был направлен военным советником в Персию. Историкам Древнего Востока он известен прежде всего как человек, открывший Бехистунскую надпись, историкам же XIX в. - как автор книги «Англия и Россия на Востоке». Помимо научных штудий, Роулинсон занимался сбором информации о политике Российской империи в Средней Азии, был назначен официальным агентом в Кандагаре.
К 40-м гг. XIX века в исследования Месопотамии включаются представители Франции. Так, в 1842 г. французский дипломат Э.П.Ботта получает официальное разрешение и начинает работы на уже упоминавшемся холме Куюнжик. Однако отсутствие ярких находок заставило его прекратить раскопки этого объекта и переместиться в район Хорсабада, где в 1843 г. на территории древнего города Дур-Шаррукин были обнаружены остатки дворца ассирийского царя Саргона II. Наиболее интересные находки были переправлены во Францию и составили основу ассирийской коллекции Лувра.
В 1845-1847 гг. английский дипломат Г.А.Лэйярд, ставший в историографической традиции главным конкурентом и заклятым врагом Э.П.Ботты , после официальных переговоров при османском дворе предпринимает раскопки холма Нимруд, под которым им были обнаружены руины ассирийского города Кальху. Находки впечатляли воображение: в царских дворцах было найдено большое количество монументальных скульптур и художественных рельефов. В 1847 г. Лэйярд обратился к раскопкам бесперспективного, с точки зрения Ботты, холма Куюнжик. Так была открыта легендарная Ниневия, в том числе дворец царя Синаххериба и библиотека Ашшурбанапала (VII вв до н.э.). Материалы из раскопок Лэйярда с согласия властей Османской империи были отправлены в Великобританию и сформировали большую часть древневосточной коллекции Британского музея в Лондоне. В середине XIX в. Лэйярд обратил внимание на северную периферию месопотамского мира. В 1850 г. в районе современной Джезиры он обследовал Телль Аладжу - город новоассирийского периода Шадикани, однако данная работа не получила дальнейшего продолжения.
Итак, у истоков археологического изучения Месопотамии стоят две конкурирующие державы - Великобритания и Франция. Подданные этих европейских стран открыли миру древнюю ближневосточную цивилизацию, и прежде всего, материалы, связанные с Ассирийской империей.
В конце XIX - начале XX вв. открывается новый этап в развитии археологических исследований Месопотамии. В это время происходит переход к систематическим раскопкам ключевых шумерских городов долины Тигра и Ефрата. Английскими экспедициями исследованы Урук, Ур, Ларса, Эреду. Поразительные результаты дали французским археологам раскопки шумерского города Лагаша, где были обнаружены статуи его правителей, «Стела коршунов», увековечившая победу Лагаша над соседним городом-государством Уммой, надписи царя Уруинимгины, запечатлевшие его реформы (XXIV в. до н.э.), обширный архив храмовых хозяйственных документов. В рассматриваемый период начинают археологические раскопки в Месопотамии представители США: американская экспедиция исследует город Ниппур. Находки впечатляют воображение: остатки храма общешумерского бога Энлиля, храмовые хозяйственные постройки и библиотека, дворец, жилые дома и др. Как и в остальных случаях, материалы из раскопок вывозились за пределы Османской империи.
Постепенно происходит переосмысление места месопотамской цивилизации в контексте всемирной истории. Ранее исследователи использовали факты, связанные с исследованием Двуречья, лишь для критики библейской традиции, и трактовали ближневосточную цивилизацию как периферию культурного мира. Теперь месопотамский мир выдвигается на первое место. В работах немецких ассирологов Г.Винклера «Вавилонская культура в ее отношении к культурному развитию человечества» и Ф.К-.Г.Делича «Библия и Вавилон» оформилась концепция панвавилонизма. Неслучайным кажется нам и особый интерес к Ассирии и к борьбе между шумерскими городами-государствами - представление о государственном образовании, проводящим сугубо экспансионистскую политику, было как никогда созвучным духу времени.
Итак, в XIX веке европейская цивилизация открывает для себя новый, неизвестный до этого мир. К началу XX в. из колониальной системы управления вырастает «колониальная археология». Первыми исследователями древних памятников Ближнего Востока были, как правило, чиновники колониальной администрации, сотрудники разведки и торговые представители, дипломатические служащие, но никак не специалисты-историки или археологи. Система контроля государства над раскопками и сохранением культурного наследия даже не начинала складываться. В равной степени, и методика раскопок оставляла желать лучшего: они проводились только лишь затем, чтобы получить максимально большое количество произведений искусства, которыми затем можно было бы пополнить коллекции национальных европейских музеев. Ввиду неразработанности собственно научных археологических методов работы общий уровень раскопок был крайне невысоким.
Глава 2. Научное изучение Месопотамии: европейская монополия?
Начало XX в. характеризуется началом подлинно научного исследования археологических памятников Месопотамии. Приоритет в разработке точных методов фиксации археологического материала принадлежит немецким ученым: на исходе XIX в. Германия включается в «борьбу за древности». Активные работы в Двуречье начались после учреждения Немецкого восточного общества, которое в 1898 г. финансировало раскопки в Вавилоне, Фаре и Ашшуре .
С 1899 по 1917 гг. экспедиция под руководством Р.Кольдевея исследует Вавилон, на протяжении тысячелетий являвшийся крупнейшим политическим, экономическим и культурно-религиозным центром Месопотамии. В ходе раскопок обнаружены крепостные стены города, фланкированные башнями, дворец Навуходоносора II (VII-VI вв. до н.э.), т.н. «улица процессий», в комплекс которой включались Ворота Иштар, развалины храма Мардука, зиккурат Этеменанки. Находки отправлялись в Германию, пополняя фонды берлинских музеев.
Помимо Вавилона, исследовались памятники более раннего времени. Коллега Р.Кольдевея В.Андре в 1903-1914 гг проводил работы в древнейшей столице Ассирии - городе Ашшуре, где были обнаружены остатки царских дворцов, храмов, царские некрополи, жилые кварталы. Раскопки также велись в современной деревушке Фара. Там были вскрыты руины шумерского города Шуруппака, библиотека с древнейшими хозяйственными текстами.
В истории археологии имя Р.Кольдевея связано, в первую очередь, с введением в практику ближневосточной археологии стратиграфического метода. По остаткам стен исследователем выделялись строительные горизонты; также производилась строгая фиксация находок и их последующая привязка к стратиграфическим горизонтам. Значительных результатов исследователь добился постоянным сопоставлением письменных и археологических источников: у Кольдевея «было много помощников-архитекторов, которые вступили в своеобразное дружеское соревнование со специалистами по эпиграфике, призванными интерпретировать свидетельства письменных документов» .
Первая мировая война на время прервала раскопки в Двуречье. В послевоенное время произошли существенные политические изменения, определившие развитие этого региона в последующие десятилетия. Распалась Османская империя, на Ближнем Востоке появились новые национальные государства (Ирак, Сирия, Иордания, Ливан, Саудовская Аравия), которые находились либо под колониальной властью, либо сильно зависели в своей политике от европейских стран. Начиная с 1921 г., после Парижской конференции, происходит процесс передела сфер влияния между странами-победительницами. Под прикрытием Лиги Наций, которая, согласно уставу, должна была способствовать развитию сотрудничества между народами, была введена мандатная система. В итоге особенно расширились колониальные владения Англии и Франции.
В пределах новоявленных национальных государств, также, как и в странах, находящихся под протекторатом, европейские «исследовательские школы» стремились к монопольному контролю над археологическими раскопками. Именно европейские специалисты (прежде всего, из Англии и Франции) в первое время имели лидирующее положение в создающихся государственных организациях культуры: так, например, французские археологи занимали руководящие должности советников по культуре в Иране, Ливане, Сирии; британские - в Ираке и Иордании . Германия, ввиду изначально проигрышных позиций, начала активно «проникать» в страны Ближнего Востока с некоторым запозданием. Там, где механизмы влияния недостаточно поддержаны политическим давлением, в ход пускается щедрое финансирование. В качестве примера можно привести деятельность Германии в послевоенном Ираке. В 20-х гг XX в. открывается постоянное представительство немецкого археологического института в Багдаде. Немецкие археологи проводят долгосрочные программы научных исследований при активной финансовой поддержке Немецкого общества чрезвычайной помощи науке (1922 г.), переименованного в 1935 г. в Германское научно-исследовательское общество (DFG).
Однако, сам факт создания самостоятельных государственных структур, в том числе и учреждений, отвечающих за культурную политику, заложил основы будущей самостоятельности. В ближневосточных странах начинают формироваться первые национальные музеи: в 20-х гг. открыт Багдадский археологический музей, из фондов которого впоследствии выросло собрание национального музея Ирака. Самое, пожалуй, удивительное - у истоков Багдадского музея стояла подданная Великобритании, мисс Гертруда Белл (первая, к слову сказать, женщина - офицер британской разведки). При ее деятельном участии принят Закон о древностях - законодательно оформленное право страны, где проводятся раскопки (в данном случае, Ирака) на размещение материалов в собственных музеях.
В первый раз с необходимостью следовать этим принципам столкнулся английский археолог Л.Вулли, исследовавший в 1922-1934 гг. древний Ур: сейчас коллекции из его раскопок находятся не только в Лондоне, Пенсильвании (финансировал проект Пенсильванский университет), но и в Багдаде. В ходе работ на этом известном памятнике были вскрыты слои, датирующиеся от IV тыс. до н.э. до IV в. до н.э.; обнаружены остатки храмов бога луны Наннара и его супруги Нингаль, зиккурат конца III тыс. до н.э., царский некрополь раннединастического времени, жилые кварталы, производственные сооружения, храмовые, государственные и частные архивы.
Первоначально памятники, локализованные на территории Сирии, воспринималась как периферийные, удаленные от месопотамской цивилизации, а следовательно - не представляющие особого интереса. В 30-е гг. ситуация меняется. Огромную роль в становлении археологии Сирии играют исследования французских экспедиций, которые начинают работать здесь уже в рамках долгосрочных исследовательских программ. В 1933-39 гг. экспедицией под руководством А.Парро был исследован город Мари - столица окраинного государства. В результате работ был раскопан дворец царя Мари Зимрилима, датирующийся началом II тыс. до н.э., большой архив документов. Раскопки на данном памятнике, прерывавшиеся лишь на время Второй мировой войны, продолжались вплоть до середины 70-х гг..
В 30-е гг. XX в. на территории Сирии, и прежде всего сирийской Джезиры, также развернулись масштабные раскопки под руководством английского археолога сэра Макса Мэллоуна. Он начал свою работу в 1934 г., обследовав телли на западном и восточном берегах р.Хабур, и зафиксировал целый ряд памятников, в том числе Телль Чагар Базар, Телль Асвад и Телль Брак. Последний памятник раскапывался в 1937-1938 гг., содержал слои от времени убейдской культуры (V-IV тыс. до н.э.) до 1200 г. до н.э.
Методически исследования Мэллоуна выходят на более высокий уровень: в отличие от своих современников, исследователь выбрал для изучения не один памятник, а целую группу теллей, проводил их исследования в течение нескольких лет. В результате был охарактеризован значительный хронологический период в культурно-историческом развитии Северной Месопотамии: от времени неолита (периоды Хассуны и Самарры) до раннединастического времени и более поздних эпох (II-I тыс. до н.э.). Более того, на материалах своих раскопок М.Мэллоун выстроил последовательную хронологическую схему, дав относительную датировку всем горизонтам раскопанных памятников.
Нельзя обойти стороной и работы американских исследователей, продолживших традицию изучения окраинных государств Двуречья. В 1925-1930 гг. проводились раскопки столицы хурритского государства Аррапхе, в ходе которых были обнаружены храмовые, дворцовые, хозяйственные и жилые постройки, а также крупные архивы II тыс. до н.э. В 1930-1936 гг. американскими археологами была открыта Эшнуна - центр небольшого царства в бассейне Диялы.
Глава 3. Расширение археологических горизонтов.
Для археологического изучения Месопотамии в послевоенный период характерно несколько определяющих черт.
Наряду с европейскими и американскими исследователями в археологических работах стали принимать деятельное участие иракские и сирийские ученые. Так, например, сотрудники иракского Департамента древностей и культурного наследия Фуад Сафар и Таха Бакир в 1945-1963 гг. вели раскопки города Шадуппума (находившегося на территории царства Эшнуна). В ходе работ были обнаружены глиняные таблички с текстом одного из древнейших судебников - Законов из Эшнуны. Иракские ученые в сотрудничестве с английским археологом С.Ллойдом начали в 1948 г. раскопки Эреду, древнейшего города Шумера (ныне городище Абу-Шахрайн), где были обнаружены остатки храма позднеубейдского времени.
Происходит рост влияния местных музеев и колоссальная интенсификация музейного строительства. В 1970 г. для публичного посещения торжественно открыт Багдадский музей, к тому моменту наряду с территориальными музеями Ирака и Сирии, существенно пополнивший свои коллекции. Вспомним, что прежде находки увозились в Европу и Америку, распродавались местными жителями. Также в рассматриваемый период местные музеи начинают вести научную и издательскую деятельность: начинают выходить публикации коллекций из фондов Багдадского музея, национальный журнал «Сумер» постоянно публикует материалы раскопок и новые письменные источники. Создается Генеральный директорат древностей Ирака, который направляет и контролирует археологические раскопки в стране. Появляются и первые проекты реставрации и консервации археологических памятников: в частности, планировалось произвести реставрационные работы в Вавилоне и превратить его в музейно-туристический центр.
Начиная с середины 70-х гг. особенно интенсифицируются археологические раскопки на территории Сирии. Столь широкие и широкомасштабные исследования не проводились за отмеченный период ни в одной другой области Ближнего Востока. Особо стоит отметить, что в эти работы оказались вовлеченными экспедиции не только западных стран, но и самой Сирии. Немаловажным фактором развития местной археологической школы стало учреждение в эти годы в г.Хасаке Департамента древностей (с отделением в г.Камышлы) для наблюдения за всеми археологическими исследованиями в долине р.Хабур. Огромное значение имел также международный проект спасательных раскопок: строительство Хабурской системы плотин создало угрозу затопления 60 археологических памятников. Насыщенность этих земель археологическими памятниками не может не поражать воображение: раскопки в районе сооружения Восточного водохранилища проводились на памятниках Нустелль, Кашкашок, Абу Худжейра, Телль Абу Хафуре, Телль Джас аль Гарби и др. Телль Кашкашок II в 1987-1989 гг. исследовался японской экспедицией под руководством Т.Мацутани. В 1988-1989 гг. сирийская экспедиция под руководством А.Сулеймана исследовала Телль Кашкашок I.
В данный период происходит колоссальный рост количества совместных экспедиций. Например, в 1986-1988 гг. совместной сирийско-германской экспедицией был исследован Телль Абу Худжейра I. Зачастую в рамках одной экспедиции работают представители нескольких государств: так, в 1986-1992 гг. совместной с сирийскими археологами экспедицией амстердамского университета и университета Дж.Хопкинса (США) под руководством Х.Курверса и Г.Шварца исследовался Телль Ракаи (раннединастическое время).
После прихода к власти в 1979 г. С.Хусейна и фактического установления в Ираке тоталитарного режима страна стала закрытой для европейских исследователей. Начало войны в Персидском заливе окончательно вычеркнуло Ирак из числа стран, где в принципе возможно проведение археологических исследований.
Второй отличительной чертой развития археологии Месопотамии в 50-90-е гг. является повторное обращение к памятникам, раскапывавшимся в XIX- начале XX в., однако в ходе исследований теперь используются принципиально новые методы. Так, немецкие археологи систематически ведут раскопки в Уруке, где ими исследовались святилище III тыс. до н.э., храм богини плодородия Инанны, древнейшая стена города из необожженных кирпичей («стена Гильгамеша» - легендарного правителя Урука), ремесленные мастерские, погребения с богатым инвентарем, надписи ассирийских и вавилонских царей. Американские ученые возобновили раскопки Ниппура, которые вновь дали в их распоряжение обилие письменных документов. В середине 70-х гг. после почти сорокалетнего перерыва возобновились исследования Телль Брака - одного из крупнейших историко-археологических объектов Сирии и всей Северной Месопотамии с мощными культурными отложениями, датирующимися временем от неолита до конца бронзового века.
Третья особенность периода - это обращение археологов к древнейшим эпохам Месопотамии, к ее доистории. Уже не монументальные руины, привлекавшие с давних пор кладоискателей и путешественников, а более скромные памятники попадают в центр внимания. В результате реализации многочисленных проектов были обнаружены палеолитические пещерные стоянки Шанидара, неолитические поселения Джармо, Хассуна. Несомненно, миру открылись новые неизвестные страницы истории Двуречья.
Российская археология с заметным отставанием от западной науки приступила к полевым исследованиям в Месопотамии. В течение 1969-1980 гг. на северо-западе Ирака российская археологическая экспедиция провела широкомасштабные раскопки целой группы раннеземледельческих поселений, датируемых от времени докерамического неолита до урукской культуры (VIII-IV тыс. до н.э.) и отражавших основные этапы культурно-исторического развития дописьменной Месопотамии. Исследованные ею поселения Телль Сотто, Ярымтепе I и Ярымтепе II уже стали эталонными для таких раннеземледельческих культур Северной Месопотамии, как хассунская и халафская .
В последние два десятилетия на территории Месопотамии (почти исключительно на территории Сирии) работает огромное количество экспедиций, как сирийских, иракских, так и зарубежных, в том числе Англии, Бельгии, Германии, Голландии, Италии, Канады, Польши, России, Швейцарии, США, Японии. При этом в некоторых случаях над раскопками памятников трудятся несколько различных коллективов из одной страны. Проводятся долгосрочные исследовательские программы, позволяющие восстановить историческое развитие изучаемых территорий на протяжении тысяч лет.
Основные работы экспедиции Института археологии РАН в Сирии ведутся с 1988 г. на Телль Хазне I к северо-востоку от г.Хасаке. Его 16-метровый слой содержит остатки поселений убейдской и урукской культур (V-IV тыс. до н.э.) и древнейшего в Северной Месопотамии культово-административного центра конца IV- начала III тыс. до н.э., то есть раннединастического 1 периода. Раскопки этого важнейшего памятника Джезиры продолжаются. Но наряду с ним, российская экспедиция исследовала и другой памятник - Телль Хазна II - со слоями таких известных раннединастических культур Северной Месопотамии как хассунская и халафская (VI-V тыс. до н.э.) и более позднего времени. Таким же широким хронологическим диапазоном исследований отличаются работы и других экспедиций в долине р. Хабура.
Заключение.
Итак, в работе были рассмотрены основные вехи развития археологии Месопотамии. Еще с середины XIX в., на заре формирования самой археологии, наметился огромнейший интерес европейской цивилизации к древней истории Ближнего Востока. В это время колониальная политика европейских стран породила и «колониальную археологию». Ее характерными чертами являлся низкий методический уровень, приводивший в итоге к разрушению памятника в погоне за произведениями искусства, отправка всех материалов из страны в европейские музеи, стремление к монополии в исследованиях в пределах своей «сферы влияния». С начала XX в. постепенно складываются собственно археологические методы работы с памятниками, что выводит исследования на принципиально другой уровень исследований.
В 20-е-30-е гг. закладываются основания для развития самостоятельных археологических школ в Ираке и Сирии, происходит отказ от доминирования какой-либо одной национальной школы: открываются собственные музеи (например, музей в Багдаде), вводится правовое регулирование, направленное на сохранение культурного наследия в пределах страны (в 1927 г. принят Закон о древностях). В послевоенное время начинается эпоха международных исследований, существенно совершенствуется методика работ. В последние несколько десятилетий, в результате региональных конфликтов в районе Персидского залива археологические работы на территории Ирака почти полностью прекратились; большая часть экспедиций работает на территории Сирии. Благодаря активным исследованиям памятников различных эпох, современный археолог может видеть историческую картину более полно.
Список литературы.
1. Археология. Учебник под ред. В.Л.Янина. М., 2006.
2. С.Ллойд. Археология Месопотамии. М., 1984 г.
3. DAI in Iraq. Berlin, 2004.
4. Музееведение. Учебник под ред. Т.Ю.Юреневой. М., 2006.
5. C. Lamberg-Karlovsky. Beyond the Tigris and Euphrates: bronze age civilizations. Beer-Sheva, 1996.

учеба

Previous post
Up