В этой статье я постараюсь донести до родителей, что для дистанционного образования детей нужно создавать соответствующие условия, при которых дети будут действительно учиться и получать, таким образом, знания и развитие, а не просто сидеть в интернетах и портить себе осанку и зрение.
До Министерства образования и до нашей мэрии я пыталась донести нечто подобное с 2009 года, но не смогла. Возможно, родители смогут донести. Ведь это ваши дети - это единственная настоящая ценность, которая у вас есть. Я постараюсь описывать все очень простыми словами, чтобы всем людям, независимо от их уровня образования, было понятно, о чем я говорю. (простите меня, научные специалисты, вы сами меня вынудили)
Для организации процесса дистанционного обучения
у каждого ребенка должен быть специальный гаджет, пускай планшет, или ноутбук, но специальный - его личный инструмент, на котором будет набор учебных и развивающих материалов, и выход не во всю сеть интернет к сериальчикам, соц. сетям и видеоиграм, а выход в специальную сеть, где будут только полезные материалы для ребенка, соответствующие его возрасту и его уровню познания. Вместо портфеля родитель в первом классе будет покупать ребенку этот гаджет и подключать его к «Программе знаний». Под «Программой знаний» я имею в виду такую облачную технологию, созданную нашим государством за счет бюджета, которая позволит содержать в себе огромное количество учебного материала (и основное образование и дополнительное образование), развивающего материала и систему контроля. В первом классе ребенок получает первый уровень доступа к «Программе знаний» и этот доступ предусматривает все его уроки, задания. Фильмы и мультфильмы ребенок тоже там может посмотреть, но только те, что ему будут там доступны: о дружбе, о подвиге в ВОВ, исторические, научно познавательные… «Пироженки», «смайлики», «соц. опросы», «смешарики», «анекдотики» - этот мусор там не нужен. Поделиться с другом ребенок сможет ссылкой на фильм про войну, или ссылкой на видео по рукоделью, или ссылкой на видео, где понятней рассказано, как сделать домашнее задание. Видео, как дети играют в Майнкрафт (или другую игру) тоже там не нужно, лучше пускай там будет видео, как автор эту игру Майнкрафт сделал, как создал героев, как написана программа…
Только эту самую технологию «Программу знаний» нужно еще создать! У нас ее нет, у нас в России пока создана только система контроля и учета в образовании, да и та оставляет желать лучшего.
У нас 11 летнее образование, каждый год дети сдают переходной экзамен в следующий класс. Вот и на этих специальных гаджетах пускай будет предусмотрена сдача специального переходного экзамена на следующий уровень. Если такой умный, что в первом классе уже выучил и таблицу умножения, и писать научился, - Молодец! - получаешь доступ к более старшему классу с большим выбором сопутствующих приложений для просмотра, с большим набором функций, и соответственно, с программой следующего класса. Не сдал - значит, уровень ниже и доступа к информации меньше. И так дальше. Закончил все 11 летнее обучение за пять лет, - так Замечательно. Сдавай свой ЕГЭ. И, раз такой сознательный, то теперь родитель дает тебе доступ к своему компьютеру, смотри что желаешь, поступай в любой институт. Не можешь, - значит, рано еще тебе, подрасти нужно еще, перед тем, как свое «умное» мнение про «сиськи» в интернетах писать.
Почему я так думаю? Давайте рассмотрим, что происходит с дистанционным образованием сегодня:
Есть факт - Образование у нас в России принудительное. Если Обязательность среднего образования отменить, то в школы своих детей приведут далеко не все родители. Многие дети не захотят, не пойдут, и родители уступят своим детям, - ладно не учись, захочешь - тогда пойдешь. Я сейчас не говорю о тех семьях, где образование ребенка считается естественным и о тех детях, которые воспитаны так, что учиться им нравится. Такие будут учиться хоть очно, хоть дистанционно, хоть вовсе школы закроем, все равно им родители найдут способы дать образование. Мы говорим о большом количестве детей обычных людей, которые и сами в свое время не особо любили посещать школу, и у детей их такого желания нет.
Почему нет? - Потому что ребенок не видит и не понимает, зачем ему это нужно. Маленькому ребенку нужен интерес и активность, и школа, в его понимании, не лучший вариант получения желаемого. Просто его туда привели и там оставили, и ему - ребенку деваться некуда. Допустим, он не пошел в класс, а пошел бродить по коридорам, - день побродил, два, на третий день ему эти коридоры надоели, все углы в здании он уже выучил и… больше заняться нечем - нужно идти в класс, там другие дети. С другими детьми можно общаться долго и не надоест, но там есть учитель, который запрещает болтать и велит слушать тему, писать задания… У ребенка варианты: либо сидит и ничего не делает - скучает (никому не мешает) или начинает вникать в речь и задания учителя, включается в процесс обучения.
Старшие дети тоже: ребенок хочет быть не хуже других, в том числе не глупее других детей, и он для этого учится. Есть дети, которые считают, что учеба поможет им в будущем. Учителя, и я в том числе, их в этом активно убеждаем. Но лет с 14и дети видят, что высшее образование в нашей стране не является залогом благополучия, видят, что умные люди не ценятся и не востребованы, что общество ценит другие вещи. Для подростка в современном мире не знать закон Ома- это нормально, а не знать функций игры Майнкрафт - «отсталый придурок». Для современного мира родитель с тремя высшими образованиями работающий клерком или училкой - это «отстой», потому что «крутой батя» - это который купил дорогой гаджет, дорогую машину, и не важно, что он вор, - это у нас сегодня не осуждается. Наоборот, иметь допуск к «распилу бюджета» - это очень круто. Потому, что у нас мир потребления.
Отношение к процессу образования и работе учителей сегодня такое же, потребительское, как к сфере услуг. Я сдал в ателье рваные штаны, заплатил деньги, будьте добры, вернуть мне штаны зашитыми и крепкими. Также и к школе: я сдал вам ребенка глупого и необразованного, будьте добры, вернуть мне умного и грамотного, вы за это зарплату получаете.
Да, учителя получают за это зарплату. Сегодняшняя ситуация с противоэпидемическими мерами предоставила каждому родителю возможность самому вести процесс обучения. Вы можете уволиться с работы, встать в Центр Занятости на пособие в 12000 рублей и сидеть дома - обучать своего ребенка. Денег мало? - Так, у обычного педагога за одну ставку оклад такой же, только на эту ставку педагог должна заниматься обучением детей ежедневно с утра до вечера и не одного своего ребенка, а человек 30 или больше чужих разных детей.
Сегодня в школах ввели карантин, рассадили учителя и учеников в разные места. И что мы сегодня видим? - Мы видим возмущение родителей:
«Не хватает сил дома всем сосуществовать и единственный компьютер ребенку давать на весь день до ночи, на уроки и на конференции онлайн.» «Эмоций не хватает, что бы выразить моё негодование! А то что родители работают, это вообще в учёт не берётся!»
«Так называемое "дистанционное обучение" - фикция и очковтирательство. Достало донельзя и родителей и детей.»
«заданий столько, что они их целый день изучают, читают, выполняют смотрят, проходят тесты, потом всё это сканят, фоткают, отправляют учителям, они реально целый день за компом.... С сегодняшних условиях, активности у них мало, зарядка, да на балконе подышать, это если соблюдать само изоляцию... Через ещё месяц в таком режиме, мы начнем уже детей лечить от недугов, от такого режима»
Только СанПин у нас никто еще не отменял. Его, конечно, должны будут изменить в ближайшее время, ибо дети все равно постоянно сидят за смартфонами и напрягают свое зрение играми и всем подряд. Но учителя ведут онлайн-уроки по 15 минут. Иногда перед уроком делают еще перекличку на 5 минут. Иногда рекомендуют учебное видео. И все. Остальное - это нагрузка, которая в данный момент переложена с учителей на родителей! Раньше учитель следил за ребенком, что он делает или не делает на уроке, следил, чтобы ребенок делал что нужно за определенное время. Сейчас у учителя нет такой возможности. Если ребенок предоставлен сам себе, и он будет сидеть у монитора весь день с тем же самым заданием, что раньше делал за урок.... - что может сделать учитель на удаленке? Вариант оставить ребенка наедине с гаджетом и надеяться, что ребенок сам все сделает... - это не вариант. Я вот, честно, вижу, что ученик у меня сидит в соц. сети и весь день постит всякие смешарики, пироженки, опросы "Кем ты был в игре...", но не учебой занимается, а сделать я ничего тут не могу, это не мой ребенок. Я вам больше скажу, - я сейчас снимаю видео, как родителю нарисовать или слепить со своим ребенком, учу родителя тому, что нужно ребенку говорить и как показывать, чтобы у ребенка получилось!
И сегодня передо мной стоит выбор: нужно либо научить каждого родителя обучать своего собственного ребенка, либо нужна система, которая позволит это делать учителю.