К протестам «примазываются» самые пестрые политики, а ассортимент в магазинах падает
Всероссийская стачка дальнобойщиков все сильнее отражается на экономике, значительно затруднив доставку продуктов на склады и магазины во многих регионах. Хуже всего ситуация в Дагестане, Карелии и Иркутской области. О том, что больше невозможно игнорировать протесты водителей, заявила даже спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Но будут ли реальные последствия?!
Машин сто или миллион?
Председатель «Общества защиты прав потребителей» (ОЗПП) Михаил Аншаков обратился с письмом на имя председателя правительства Дмитрия Медведева, в котором предупреждает о предстоящем продовольственном кризисе. Его причина - это продолжающаяся с 27 марта всероссийская акция протеста дальнобойщиков, которые отказываются перевозить грузы. Специалисты ОЗПП регулярно фиксируют жалобы потребителей: к моменту написания письма их было 116 из 34 регионов, среди которых по количеству лидировали Дагестан, Иркутская область и Карелия. Как говорится в обращении на имя премьер-министра, в России возможны перебои с поставками следующих групп товаров: свинина, говядина, овощи (помидоры, морковь, свекла, капуста, лук), картофель, мука, сахар, яйца, гречневая крупа, пшено, рис, фрукты (яблоки, апельсины, бананы) и даже гигиенические и моющие средства. Не нагнетает ли Аншаков лишнего страху?! Похоже, что нет. Некоторые торговые сети уже получили предупреждения контрагентов о возможных перебоях с поставками, невозможно вывезти готовую продукцию с дагестанского завода минеральных вод «Рычал-Су» (находится вблизи Дербента).
По оценкам лидера «Объединения перевозчиков России» Андрея Бажутина, к настоящему дню в акции принимает участие половина от всех действующих в стране (в системе «Платон», по данным Росавтодора, зарегистрировано более 810 тысяч автомобилей грузоподъемностью более 12 тонн). Официальные лица, разумеется, масштабы проблемы пытаются всячески преуменьшить. На момент начала всероссийской стачки 27 марта Росавтодор сообщал, что акции протеста состоялись лишь в 21 городе, и в них приняли участие 197 грузовиков. Спустя три дня, 30 марта, Росавтодор распространил сообщение, будто количество протестующих и вовсе сократилось вдвое. Выходит, их, по мнению федеральных чиновников, осталось не более сотни. На всю страну! На самом деле сотня протестующих - это средняя численность только одной протестной акции в одном регионе. В этом легко удостовериться, взглянув на видеоролики, которые во множестве выкладывают в Интернет участники таких протестов.
Стачка началась даже в Чеченской Республике, куда на встречу с ее участниками 8 апреля приехал сам Андрей Бажутин. И в этом, кстати, разительное отличие нынешней акции от той, что была в ноябре 2015 года: тогда, скажем, на территории Чечни и Ингушетии дальнобойщики не протестовали. При этом, скажем, многие чеченские водители, недовольные «Платоном», переезжали через границу Дагестана и присоединялись к тамошней стачке (как правило, близ Хасавюрта). Теперь же, выходит, недовольство дальнобойщиков стало настолько мощным, что охватило даже регионы, где протестовать против власти - смертельно опасно. Председатель «Общества защиты прав потребителей» (ОЗПП) Михаил Аншаков пишет премьер-министру, что масштабы стачки, спровоцированной введением системы «Платон» растут, а правительство не предпринимает никаких реальных шагов для решения этой проблемы. Аншаков предлагает Медведеву немедленно создать при правительстве кризисный центр, чтобы не допустить надвигающегося кризиса снабжения.
Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Михаил Рощин отмечает: поскольку власти отказываются вести диалог с протестующими, отстаивающими профессиональные интересы, то и сам протест постепенно и неизбежно переходит из социальной в политическую плоскость. Так, на минувшей неделе видеоролики в защиту дальнобойщиков записали сразу два политика из либерального лагеря - это лидер незарегистрированной «Партии прогресса» Алексей Навальный и президент политического движения «Союз правых сил» Леонид Гозман. В их компании неожиданно оказался и депутат Государственной Думы от «Справедливой России» Гаджимурад Омаров, избранный от Башкирии (в предыдущем созыве он представлял Дагестан). Он предложил правительству России создать рабочую группу, которая бы выезжала в регионы для встреч с лидерами протестующих дальнобойщиков. Неясно только, зачем нужны эти лишние дискуссии: водители уже не раз озвучивали свои конкретные требования, и теперь чиновники должны их либо выполнить, либо действительно могут получить кризис снабжения в масштабах страны.
Недовольна «Платоном» даже Матвиенко
Лозунги поддержки дальнобойщиков звучали и на несанкционированном «Народном сходе», который 8 апреля провело движение «Солидарность» в центре Санкт-Петербурга, в Малом Конюшенном переулке. В акции приняли участие около 80 человек, трое из них были задержаны сотрудниками полиции, в том числе и организатор Константин Ершов. Ну а в Великом Новгороде 9 апреля прошла санкционированная властями акция протеста, организованная председателем независимого профсоюза дальнобойщиков «Дорога жизни Северо-Запада» Александром Расторгуевым. Участники акции потребовали отставки правительства. После митинга Расторгуев, который направлялся домой в Санкт-Петербург, был задержан сотрудниками полиции: его отвезли в отделение МВД в Тосно под тем предлогом, что якобы его документы не внушают доверия и требуют дополнительной проверки.
Власти реагируют на эту «политизацию» протеста по-разному. С одной стороны, 10 апреля Роскомнадзор потребовал от операторов связи ограничить доступ к интернет-рации Zello, которую используют для переговоров дальнобойщики. В то же время спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко на заседании парламента 12 апреля поручила профильным комитетам по экономической политике и по бюджету рассмотреть обоснованность и эффективность системы «Платон». Матвиенко добавила, что больше невозможно игнорировать протесты дальнобойщиков… Может и вправду, власти наконец-то услышали своих протестующих?! Глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев прокомментировал «Свободной прессе» появление в истории с дальнобойщиками новых политических персонажей. - Экономические проблемы чреваты социальными протестами. Но сами по себе социальные протесты не политизируются. Политизировать их можно только извне. Политические лозунги в чистом виде не слишком популярны: права человека и ограничение свобод мало кого интересуют. А вот направить социальный протест в русло кампании оппозиции - это перспективно. И Гозман, и Навальный это понимают. Отсюда их попытки наладить контакт с протестующими.