БУШЕН Дмитрий Дмитриевич
26 апреля 1893 (Сен-Тропе) - 6 февраля 1993 (Париж)
Живописец, график, сценограф.
Dmitri Bouchene by Serebryakova Z.E
Серебрякова Зинаида Евгеньевна -Портрет Дмитрия Бушена,1922
Дмитрий Дмитриевич Бушен происходил из известного аристократического рода.
В 1895 был перевезен в Россию. Рано потеряв мать, он воспитывался в семье Кузьминых-Караваевых, приходился двоюродным братом и другом мужа поэтессы Елизаветы Кузьминой-Караваевой, в будущем монахини Марии, которая оставила обширные воспоминания о Серебряном веке, в частности об А. Блоке.
+
В имении Гумилевых Слепневе. 1912 г.
В центре - Анна Ахматова, слева от нее Мария Кузьмина-Караваева, справа - Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева и художник Дмитрий Дмитриевич Бушен.
Подробнее здесь:Мать Мария
Из книги "Елизавета Кузьмина-Караваева и Александр Блок" В 1912 Бушен окончил петербургскую гимназию, где на всю жизнь сдружился с будущим искусствоведом С. Эрнстом. Обратил на себя особое внимание директора школы Н. Рериха.
З.Серебрякова. Портрет С.Р.Эрнста. 1922
S.R.Ernst by Serebryakova Z.E
*(С.Р. Эрнст, 1894-1980, искусствовед, друг Бушена. Автор многочисленных монографий, в частности о К.Сомове и А.Бенуа.Вместе с Бушеном уехал в командировку из СССР в Париж и не вернулся.)
Был отправлен в Париж на практику. Там посещал академию Рансона, познакомился с художниками-авангардистами М. Дени, А. Матиссом.
После возвращения в Петербург, в 1913 поступил в Университет на историко-филологический факультет и одновременно учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1915-1917 работал помощником хранителя музея ОПХ.
В то же время Бушен вступил в члены объединения «Мир искусства» и с 1917 активно экспонировался на его выставках, на выставках «Русский пейзаж», на первой Государственной свободной выставке произведений искусств, на выставках книжного знака в Петрограде и Казани и выставке русского искусства в Америке.
Занимался станковой живописью (в основном писал натюрморты и пейзажи), книжной графикой, исполнял эскизы декораций для спектаклей. Стилистически его живопись пересекалась с искусством XVIII века: в ней видны мотивы и приемы картин Гварди, Каналетто, изделий севрского фарфора и венецианского стекла.
В годы революции скрывался в квартире А. Бенуа.
Бенуа Александр Николаевич ,1924
A.N.Benois by Serebryakova Z.E
Потом активно включился в общественную жизнь: в духе «Мира искусства» оформлял экслибрисы для издательства «Аквилон»; до 1925, года своей эмиграции в Париж, работал младшим хранителем Эрмитажа в отделении фарфора. Под предлогом необходимости лечения уехал из советской России.
Свою творческую карьеру за границей Бушен начал с того, что разрабатывал рисунки тканей и модели одежды для французских модных домов Пату, Риччи, Ланвин и Лелонг, в конце 1920-х создавал эскизы костюмов для Анны Павловой.
Все последующие годы писал, главным образом пастелью и гуашью, небольшие по формату картины: цветы, натюрморты, пейзажи Франции, Италии, особенно Венеции, сцены из жизни театра и цирка.
В области сценографии, которую художник вплотную начал осваивать с 1930-х, Бушен сотрудничал с хореографами Д. Баланчиным, М. Фокиным, Л. Мясиным, Р. Пети и в особенности с С. Лифарем. Известны эскизы его костюмов к балетам «Семирамида», «Диана де Пуатье» и «Вальс» для гастролей Иды Рубинштейн в Grand Opera (1934-1935), эскизы декораций к балету «Элементы» на музыку И.-С.Баха для гастролей Русских балетов Монте-Карло в Лондоне (хореография Фокина, 1937), а также к опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского для Амстердамского оперного театра (1955). Много работал для основных европейских оперных театров: для Гран Опера, Театра Елисейских полей, «Русского балета», Берлинской оперы, Ла Скала и т. д. Во всех своих декорациях Бушен продолжал традиции «Мира искусства».
В годы Второй мировой войны художник, оставшись в Париже, вместе с матерью Марией участвовал в движении французского сопротивления.
В 1950-е - 1970-е Бушен деятельно представлял свою живопись и театральные эскизы на персональных и групповых выставках. В 1982 в Nouveau Drouot состоялась его первая выставка-аукцион, а в 1991 в Государственном Эрмитаже прошла выставка его работ.
Работы Бушена хранятся в ряде музейных и частных собраний, в том числе в Национальном музее современного искусства и Музее Оперы в Париже, музее Ashmolean в Оксфорде, Музее Виктории и Альберта в Лондоне, музее Метрополитен в Нью-Йорке.
Свыше 50 работ Бушен подарил Государственному Эрмитажу.
*Биография из Аrtinvestment
***
Stage Design :
Décor de théâtre .Gouache
Projet de décor.Gouache
Décor de théâtre.Gouache sur papier
***
Costume for a Male Figure as a tree
Femme oiseau.Gouache;Personnage fantastique
Artvalue (Auction results) Projet de costume Tatiana pour Eugène Oneguine. Aquarelle
***
for Nina Ricci :
Nina Ricci (années 1950)
Très rare et élégant panneau publicitaire en forme de triptyque, monté sur châssis en bois clouté et gainé de tissu, illustré polychrome d'une brassée de fleurs et de roses et d'un ruban titré d'après une peinture de Vladimir Bouchène, peintre décorateur, ami de Robert Ricci.
Nina Ricci - « L'Air du Temps » - (1948)
Modèle créé par Marc Lalique, Vladimir Bouchène, et Robert Ricci.
Nina Ricci « Fille d'Eve » - (1952)
Illustré d'après Vladimir Bouchène,édité par Marc Lalique
Design by Dimitri Bouchene, circa 1950
продолжение следует...