Emil Orlik (1870-1932)
Born in Prague, Czech. Emile Orlik studied at the Munich Academy, travelled to Holland, Paris, England and finally to Japan where he studied woodcut techniques. He joined the Vienna Secessionist movement along with Gustaf Klimt and Oskar Kokoschka. An important printmaker for the Art Nouveau movement, he was also known for his book illustration and graphic design.
Эмиль Орлик (чеш. Emil Orlík; 21 июля 1870, Прага - 28 сентября 1932, Берлин) - чешский художник, график, фотограф и художник-прикладник.
Emil Orlik
Self portrait,1920-s
Emil Orlik-ca.1932
Self portrait- in profile to righ,1911
Etching with roulette and drypoint; printed in brown ink
Из Вики:
"Орлик входил в Венский сецессион и был известен в первую очередь как художник-портретист.
Kolo (Koloman)Moser,1903
Josef Hoffmann,1903
(пост в ЖЖ по теме:
History of Art: Moser/Hoffmann/Klimt)
С 1905 года и до своей смерти Эмиль Орлик вёл в учебном заведении при берлинском Музее декоративно-прикладного искусства, а с 1924 года - в Объединённых государственных школах свободного и прикладного искусства класс оформления книги. В это время им были написаны портреты Эрнста Барлаха, Ловиса Коринта, Отто Дикса, Кете Кольвиц, Франца Верфеля, Рудольфа Штейнера, Томаса Манна, Альберта Эйнштейна и Альфреда Дёблина.
Ferdinand Hodler - 1903-04
Ferdinand Hodler
Max Klinger
(посты в ЖЖ по теме:
History of Art:Max Klinger (1857-1920))
Вместе с Максом Рейнхардтом Эмиль Орлик работал над декорациями и костюмами для его спектаклей.
Cover for the score of
Ferruccio Busoni's Turandot Suite, Op. 41.-1906
;Rudolf Schildkraut as Autolycus,1906,Berlin
После поездки в Японию Орлик создал работы, вдохновлённые цветной ксилографией, и в этой связи Орлика относят к художникам японизма. *(подробно в след.постах)
Fuji Pilgrims
Кроме Японии Орлик побывал в Китае, России и Египте.
В 1917-1918 годах Орлик принимал участие в переговорах по заключению Брест-Литовского мира в качестве официального художника.
Одно из произведений Орлика исподволь посодействовало приёму Зигмунда Фрейда в круг венских профессоров в 1902 году."(c)
***
Из статьи Лореты Вашковой (Прага,2004 г)
"Созданные им портреты, представляющие наиболее обширную часть его творчества, принесли ему известность на переломе 19 и 20 веков, однако широкой общественности Эмиль Орлик сегодня не известен. После прихода нацистов к власти художник еврейского происхождения был вычеркнут из списков авторов, выставляющихся на оккупированной немцами территории. После войны, по словам куратора выставки Арно Паржика, старые вещи вышли из моды, и Орлик был забыт. А когда в 60-е о нем вспомнили, то оказалось, что теперь камнем преткновения для возвращения Орлика на художественную сцену стала его принадлежность к немецкоговорящему кругу людей искусства.
Несколько лет Орлик учился в мюнхенской художественной Академии. В 1899 стал членом Венского Сецессиона - другой сильной ветви модерна начала 20 века - и стал печатать свои работы в выходящем здесь «Ver Sacrum». В этом же журнале поэт Райнер Мария Рильке опубликовал статью о нем .К этому периоду относится и его первая самостоятельная выставка весной 1900 г. в Моравском художественно-промышленном музее в Брно, а также последовавшее после нее годовое путешествие в Японию
Rilke
Emil Orlik: Rilke with Wilhelm von Scholz and Oskar Fried (1896)
С театральной средой, позволившей ему досконально изучить выражение лица и переменчивость актерских перевоплощений, связана значительная часть работ Орлика. Кроме эскизов к костюмам, он подготовил ряд сценографий для выдающегося режиссера Макса Рейнхардта, возглавлявшего Немецкий театр в Берлине почти тридцать лет, и запечатлел такие личности как Луиджи Пиранделло и Герхарда Гауптманна - оба были писателями-драматургами, впоследствии ставшими нобелевскими лауреатами, австрийского художника-экспрессиониста и драматурга Оскара Кокошку, многих замечательных актеров того времени. На пражской выставке были показаны также литография датской звезды Асты Нильсон и рисунок «сухой иглой», изображающий Лил Даговер.
Max Reinhardt
Asta Nielsen , 1921
Тилла Дюрье-Вики-австрийская актриса, писательница, мемуаристка.
Tilla Durieux
Tilla Durieux -из ЖЖ Tilla Durieux by Pierre Renoir
Tilla Durieux als Circe by Franz Von Stuck (1)
***
Ванда Ландовска-Вики
-польская пианистка и (преимущественно) клавесинистка, музыкальный педагог. Ключевая фигура в возрождении клавесина в XX веке.
Wanda Landowska 1917
Wanda Landowska
Альбом для набросков, непременно сопровождавший Орлика, пестрел портретами писателей Томаса Манна и Максима Горького, в то время проживавшего в Берлине. Увековечены были пражским портретистом и композиторы Антон Брукнер, Рихард Штраус и Густав Малер.
Gustav Mahler,1902
Richard Strauss,1916
***
Hermann Bahr-1904
Portrait of Carl Flesch
Der Dichter Klabund,1915
Justus Hermann Wetzel,1919
***
К берлинскому периоду его творчества относятся и несколько портретов Альберта Эйнштейна, один из которых изображает значительного ученого играющим на скрипке в 1924 г. На ней Эйнштейн написал:
Наука все же не пустяк,
Коль сей скрипач такой толстяк
Einstein by Orlik
Литография Эйнштейна,
выполненная Эмилем Орликом. 1928 г.
Репутация блестящего рисовальщика и портретиста способствовала тому, что Эмиль Орлик был приглашен статс-секретарем министерства иностранных дел Германии Рихардом фон Кюльманом на Брест-Литовскую мирную конференцию, охарактеризованную Л. Троцким как «самую причудливую комбинацию, какую только могла создать история».
Lev Trockij
В течение целого февраля 1918 г. Орлик трудился над изображениями представителей отдельных делегаций Четверного союза Германии, Австро-Венгрии, Болгарии и Турции, а также Украины и Советской России. Он создал ряд точных, хотя и в некоторой степени идеализированных портретов всех участников конференции, а также серию карикатурных литографических изображений, изданных в 1918 г. отдельным альбомом «Брест-Литовск». "(c)
***
Emil Orlik -Marlene Dietrich a Resel Orla,ca 1923
Bernhard Weiss photo by Emil Orlik,1920s
***
продолжение следует...