В Неаполе есть особый кофе - un caffe sospeso (“подвешенный кофе”). Те, кто не был в неаполитанских кофейнях, может подумать, что это - какой-то местный сленг или сорт кофе. Это не так, а приготовить подвешенный кофе и получить его бесплатно может почти любой, - учитывая дешевизну эспрессо в Италии. Теперь это стало возможно и в России.
Выпив кофе в кафе, ты можешь оплатить не одну чашку, а две или три - с тем, чтобы их кто-то мог выпить потом бесплатно. Неважно кто - бедный человек, или растяпа, забывший взять с собой деньги. Клиент платит за «подвешенный кофе», бармен записывает себе на доску количество оплаченных и ставших бесплатными кофе и по первой просьбе готовит его.
Как сообщает Алекс Дубас, ведущий «Серебряного Дождя», 1 ноября, в 16:30 в Москве, в магазине “Республика”, были “подвешены” первые шесть чашек эспрессо. Три “подвесил”- сам Алекс, а три - Вадим Дымов, владелец “Республики”, который затем решил распространить эту практику на все свои магазины, в которых есть кафе.
2 ноября к акции присоединилась сеть кофеен «Кофеин». Она обкатывает систему «подвешенного кофе» в кофейне на Сретенском бульваре, 6/1.
Алекс Дубас пишет на свой странице в Facebook: «Подвесить кофе - нетрудно. Это гораздо проще, чем привести себя на протестную акцию, или отправиться работать волонтером в Дом Престарелых. Однако, это чуть сложнее, чем бросить мелочь в церковную коробку или перепостить в своем блоге чью-то просьбу о помощи.
В сущности нужно сделать вот что: Просто заказать в своем любимом кафе на одну чашку кофе больше. Ну и сказать хозяину кафе, бармену или бариста, что бы он ее передал по назначению». «За» и «против»
Акция вызвала невероятно активное обсуждение в интернете. Помимо восторгающихся, нашлись и скептики, и критики. Вот несколько аргументов, которые приводили скептики, и ответы на них в споре: приживется в России эта традиция или не приживется.
Кофе в России в три раза дороже, чем в Италии - три евро «подвешивать» не так легко и беззаботно как один евро. - Да, кофе в России дорог. Тем не менее, если человек может себе позволить пить кофе в Москве, значит, он может себе позволить угостить другого.
В кафе будут приходить бомжи и пугать респектабельную публику. - Это технически решаемо: кофе на вынос, например. Бумажные стаканчики - удобны. Может действовать и дресс-код, тогда интеллигентные старушки получат кофе, а неряшливые пьяницы - нет.
Обслуживающий персонал будет воровать. - Возможно. Но, во-первых, у работников и без того есть возможности для этого, во-вторых, если бы все люди так думали друг о друге, то мы бы как человечество давно бы уже кончились. Нам просто необходимо верить друг в друга.
Лучше бы вы подвешивали самсу или бинес-ланч. На этот вопрос Алекс Дубас ответил так: - Это хорошая идея. Но давайте начнем с малого, потому что как мне кажется “подвешенный” кофе - это не благотворительность. Это - солидарность. Это когда ты видишь личность в другом человеке. Замечания мальчиша-плохиша-пиарщика
На некоторое время я решил стать придирчивым, злым и циничным, вспомнив о том, что долгое время был профессиональным пиарщиком. И вот какие злобные придирки к кофейной акции я выдумал: участвуя в такой акции и, особенно, обсуждая ее, я ведь за бесплатно пиарю кофейную сеть. Зачем?
Ведь это я плачу за подвешенный кофе, его цену никто не отменил - а что конкретно делает кофейня? Мой вклад - 50 рублей, а каков вклад кофейни? Она не крадет мои деньги? Можно ли признать это большим вкладом в филантропию, настолько большим, чтобы кофейню пиарить?
Фактически мы имеем дело с очень простой по организации, недорогой по затратам и эффективной самораспространяющейся пиар-кампанией. Например, ее готов поддержать Дмитрий Даушев, координатор программы «Сторонники WWF России» (в Facebook - Dmitry Daushev): «Сама идея вполне тянет на добро-вирусную. Может, устроить заражение? Сделать версию этой истории “для распечатки” (сама история, дизайн, призыв присоединяться, ссылки на списко таких кофеен в инете - хоть ту же группу в ФБ), повесить хоть тут, хоть на сайте Сер. дождя. Я бы например с удовольствием распечатал и занес в ближайшие “Кофе-тайм”, “Шоколадницу”, “Караваевых” и проч. И раз-два в неделю подвешивал бы кофе или бутер, если они присоединятся».
Следует снять шляпу перед теми, кто эту кампанию в России придумал и начал. И я с удовольствием полностью принял бы и саму акцию, и пиар-кампанию вокруг нее, если бы увидел, что кроме клиентов в «подвешенном кофе» участвуют и сами кофейщики.
Например, если бы они ввели такое правило: две выпитые чашки кофе позволяли бы получить флаер на получение бесплатного кофе, который можно было бы «подвесить». Или бы ввели то, что в западных странах называется «мэтчинг»: если клиент «подвесил» один кофе, заведение «подвешивает» второй за свой счет.