Не гравицапа.(не знаю, что это такое, но, Котэ виднее...)
Гравистат напоминает внешне в большинстве случаев старинный компьютерный жесткий диск. Что внутри - не
знаю, да и не интересно. Однако при работе гравистат шумит или свистит почти как этот самый жесткий диск. Но сильно тоньше, почти как гигантский комар. Да, я знаю как шумит старинный жесткий диск в отличии от многих моих современников.
Гравистат в наше время является неотьемлемой частью почти всех транспортных средств. 100% летающих в атмосфере Земли аппаратов имеют его на борту, Примерно половина из всех передвигающихся по поверхности и немного (в основном военных и спортивных) плавающих механизмов. Гравистат позволяет уменьшить вес (но не массу) транспортного средства вместе с полезной нагрузкой. К какой экономии ресурса ведет эта приблуда несложно догадаться.
Гравистат, исходя из его физических характеристик, действует в окресностях любого массивного тела, как то: планета, звезда или астероид. В открытом космосе в слабых гравитационных полях различных векторов направленности гравистат не действует. Ну как бы он подчиняется всем классическим законам Ньютона, только с обратным знаком. Если принять величину его воздействия на поверхности планеты Земля на уровне мирового океана за единицу, то ниже этого уровня тело, оснащенное гравистатом, будет иметь отрицательный вес и будет парить в воздухе или воде. А при удалении от поверхности планеты действие гравистата на обьект будет уменьшаться пропорционально квадрату расстояния от центра Земли. Т.е. на расстоянии 6300 км. от поверхности Земли действие гравистата ослабнет в 4 раза. А в точках либрации его действие будет равно 0. Можно сказать , что гравистат разворачивает вектор гравитации на 180 градусов.
Как он работает на практике: В рабочем состоянии гравистат создает вокруг себя кокон или капсулу или обьем(кому как нравиться) в котором физическое тело или часть тела перестают притягиваться к Земле. Всё просто. Но на практике экранировать тела, которые передвигаются в пространстве с помощью реактивной тяги, полностью невозможно. Иначе нарушится работа движителей или движителя. Т. е. различного рода пропеллеры, турбины, сопла ракетных двигателей помещать в поле гравистата нельзя. А механизмы приводящие их во вращение можно. Также нельзя помещать в поле рулевые устройтва использующие аэрогидродинамические принципы. Поэтому все механизы, оснащенные гравистатом имеют определенную характерную компоновку.
Вот как самый типичный пример можно взять Люсин самолёт. Тут должно быть фото ентого самолета, да чета у меня его нет под лапой. Ну вот здесь есть примерно (внизу)
https://mojsuslik.livejournal.com/74161.html(Эллочка тщательно порылась в своих архивах и обнаружила искомый самолет)
Гравистат расположен под полом грузовой кабины в геометрическом центре самолета в горизонтальной плоскости. Поле одношпиндельного гравистата имеет форму круга в горизонтальном плане. Круг этот имеет достаточно четкие границы, хотя и невидим. Однако Котэ (да и все другие животные, включая людей ) очень четко ощущает этот контур своим хвостом и другими частями тела. В этот круг не включается пилотская кабина, двигатели на консолях крыла и хвостовое оперение. Поэтому при полете аппарат очень хорошо управляется, имеет большую скорость и дальность полета с полезной нагрузкой за счет значительного уменьшения веса центральной части, где сосредоточены груз и запасы топлива. В поле этого самого гравистата могут находится любые живые организмы неограниченное время безо всяких вредных последствий. А вот пересекать это поле во время его работы( т.е. чтобы часть живого организма была в поле, а часть вовне) нежелательно. В этом случае этот живой организм впадает в неадекватное состояние из за всяких нетривиальных ощущений. По собственному опыту Котэ может сравнивать эти ощущения с сильными приступами морской болезни. А кто то даже теряет равновесие и ориентацию в пространстве и падает в обморок или блюёт.
Что касается конкретного гравистата на Люсином самолете, то она может оперативно менять из своей пилотской кабины размеры поля, меняя при этом вес самолета в полете. Правда при условии, что в грузовой кабине нет живых организмов. В противном случае она рискует получить заблёванный или обкаканный, обписанный интерьер. )) Самой пилотской кабины поле гравистата не достает.
С другой стороны, учитывая, что масса остается прежней, силы инерции продолжают действовать как и без применения гравистата. Поэтому пилоты обучаются пилотрованию так же как и триста - четыреста лет назад . И только после полного прохождения обычного курса учатся летать с гравистатом. На космических кораблях не предназначенных для взлета и посадки на поверхности планет, комет и астероидов гравистаты применяются редко, хотя как правило входят в комплект оборудования. А вот для всякого рода челноков и суборбитальных капсул гравистат является основным движителем и его поломка в условиях полета чревата катастрофой.
Кстати о поломках. Поломка гравистата сама по себе случается редко, а в условиях полета еще реже. Хотя, к примеру Люсин самолет способен летать и без оного. Просто возрастет сильно расход топлива и износ моторов. Но причина надежности гравистата в эксплуатации заключается в том, что для них предусмотрена специальная служба эксплуатации, которая устанавливает их ,обслуживает и проверяет регулярно. Сами хозяева или наемные пилоты транспорта туда не лазят под страхом крупного штрафа или иных наказаний. Да и сам гравистат имеет отдельное от бортового электрическое питание. Главное, чтоб АКБ были всегда заряжены. Обычного автоаккумулятора достаточно для большинства потребительских гравистатов.
Исправлено 05.02.2022 (Чистильщик).
Чистильщик - привет! 17.02.2022(Эллочка)