Специально для издания "ПРАВОСЛАВНЫЕ АРМЯНЕ":
http://vk.com/arm_orthodox_ru Символ граната в мировой и армянской культурах
Почему символика предмета так важна для нас? Что нам даёт изучение древних символов? Символ в искусстве является художественным образом, воплощающим идею. Изобразительное искусство говорит с нами именно на языке символов. Сквозь века они несут в себе сокровенный смысл, бесценную информацию о самосознании целых цивилизаций, о чаяниях и надеждах человечества.
"Райский плод", "яблоко" Евы, "яблоко" Париса, "яблоки бессмертия", "карфагенское" или "пуническое" яблоко... С каким плодом отождествляют фрукты, упоминаемые в древнегреческой и скандинавской мифологиях, а также в Библии, Коране и Торе? С общеизвестным гранатом. А если быть точнее, то с его африканской разновидностью, не содержащей косточек, известной древним египтянам, а позднее коптам, родиной которого считаются Вавилония, Ассирия и Древняя Палестина.
Гранат (Punica Granatum) - плод гранатника - это один из самых древних съедобных плодов, который обладает выраженными полезными, лечебными свойствами. Гранатовое дерево - образец жизненной силы и выносливости, ведь оно способно произрастать даже на безводной почве пустыни, что позволило растению распространиться по землям Востока, Азии, Африки. Появившись затем в западной Европе - в Испании при помощи мавров, гранат даже послужил названием целому городу - Гранаде. Из Испании гранат распространили также в страны Южной Америки и Австралии. Издревле удивительный плод всегда связывался с понятиями изобилия, любви и вечной жизни. Символика граната обусловлена его своеобразными свойствами: цветом, формой, внутренней структурой.
В разное время у разных народов гранат наделялся божественными свойствами; например, у финикийцев, он был эмблемой солнца. Во время вскрытия египетских пирамид обнаружилось, что в саркофаг фараонов, перешедших порог земного бытия, клали гранат, так как плод почитался египтянами священным и способным дать новую жизнь.
В Древнегреческой же культуре гранат считался символом плодородия, жизни и брака. Согласно языческим верованиям древних греков, гранат произрос из крови Диониса, бога виноделия, вдохновения и религиозного экстаза. Существовала также греческая легенда о том, что первое дерево граната посадила богиня Афродита, и золотой гранат на острове Кипр стал символом этой богини. Для мифологического персонажа Персефоны, супруги бога Аида и дочери богини растительности Деметры, именно гранатовые зёрна стали средством для того, чтобы оставаться живою и невредимою в царстве мёртвых, а затем снова выходить на свет, как бы возрождаться для жизни. Так удивительный плод снова предстаёт в качестве символа бессмертия.
Персами и израильтянами именно дерево граната, а не яблоня, что более характерно для западной культуры, признавалось Древом Познания Добра и Зла. В Вавилоне было поверье, что употребление воинами зёрен граната перед сражением делало их неуязвимыми. Гранат занимает важное место в древнееврейской культуре. Для иудеев гранат - символ плодородия Обетованной Земли. Упоминание о гранате в Торе звучит так: «…число семечек граната равно 613, что соответствует количеству Заповедей (мицвот)». Израиль, преисполненный благими деяниями, сравнивается с плодом граната, преисполненным зёрнами. В иудейской молитве присутствуют такие поэтические слова: «Пусть мои добрые поступки будут многочисленны, как семена граната». Изображения граната украшали колонны в храме Соломона и одеяние первосвященника. Еврейский народ и поныне признаёт гранат национальным символом, символом Израиля.
Считается, что форма чашелистиков граната послужила прообразом королевского головного убора, собственно короны. По преданию, уже царь Соломон носил именно такой венец - неотъемлемый атрибут царской и королевской власти на протяжении всех последующих тысячелетий. На Востоке гранат называют «королём всех плодов», а цветки и плоды граната символизируют любовь и дружбу, поэтому его часто преподносят в подарок, входя в дом в качестве гостя. Все традиционные мировые религии отводят символу граната особенное место. В буддизме гранат - один из благословенных плодов. В исламе - считается фруктом, который произрастал в Раю и трижды упоминается в Коране.
Часто гранат называют яблоком, добавляя при этом слова "пуническое", "карфагенское" (по причине широкого распространения в этой стране которая ныне является Тунисом) и т.д. В переводе текста Библии на церковно-славянский язык было использовано именно слово "яблоко", что послужило поводом считать райский плод аналогом обычного яблока, хотя большинство исследователей идентифицируют райский фрукт с бескосточковой разновидностью граната.
Существует старый русский термин - "яблоко державное". Яблоком называли императорскую, царскую и королевскую регалию - державу. Держава представляет собой золотой шар с короной или крестом. По одной из версий, прообразом державы является плод граната. В русской христианской традиции державное яблоко символизирует Царство Небесное и присутствует в религиозной живописи и в иконографии как символ вседержительства Бога в Лице Иисуса Христа (икона "Спас Вседержитель") или Бога Отца, а также власти Богородицы как Царицы Небесной (икона "Державная").
В христианской культуре гранат (иногда раскрывающийся) - это также символ Воскресения Христова, пасхальной радости, вечной жизни. Он относится к числу первоначальных христианских символов. О присутствии образа граната в раннехристианском искусстве повествуется в исследовании Н. Степанян "Мотив граната в раннесредневековом изобразительном искусстве Армении". Автор упоминает несколько древнейших памятников, в которых используется символ - напольная мозаика в церкви Св. Марии в Хинтоне, где представлено погрудное изображение Христа, окружённое “гранатовыми яблоками” (Британский Музей, первая половина IV в.); изображение на саркофаге Константины, дочери Константина Великого (IV в.); мозаики южной и восточной галереи церкви Санта-Констанца в Риме (IV в.); мозаика церкви Св. Георгия в Тессалониках (около 400 г.); обрамление диптиха из слоновой кости в Милане (около 500 г.).
В некоторых религиозных сюжетах западноевропейской живописи можно видеть, что Младенец-Спаситель держит в Своей Деснице плод граната. В данном виде символ граната интерпретируется искусствоведами как дар, принесённый Христом человечеству - дар вечной жизни. Иногда гранат сравнивают с Церковью, объединяющей верующих под властью монарха, а сок плода - с кровью святых мучеников.
Гранат является одним из основных символов в искусстве Армении с древнейших времён и поныне. Интересно, что в современной Армении в огромном разнообразии сувениров с изображением граната распространено и такое явление: подсвечники в виде гранатов. Согласно одной из легенд, ковчег Ноя, причаливший на вершине горы Арарат, освещался гранатом.
Понимание граната в армянской культуре, в целом, схоже с представлениями соседних народов. Гранат аналогично понимается как символ жизни, плодородия, процветания, а также брака, супружества. Тёмно-красный цвет плода напоминает кровь и жизненную силу, а зёрна являются символом деторождения. Интересно, что в одном из древних армянских обрядов невеста разбивала гранат о стену, и чем более рассыпался плод, тем больше чад пророчилось молодожёнам.
На территории Армянского нагорья в культе почитания Священного Древа ещё в период древнеармянского государства Урарту (IX-VII вв. до н. э.) зачастую фигурировал гранат. И в более поздние периоды, вплоть до утверждения христианской веры на территории Армении, гранат более или менее часто появляется в архитектуре, о чём можно судить по археологическим раскопкам. Затем новая волна популяризации символа приходится на Средневековье. И вновь активное развитие символ граната получает уже в современном армянском искусстве.
Есть предположение, что изначально в армянской традиции почиталось единое женское божество плодородия, любви и воды, которое лишь позже разделилось на два основных отдельных культа: Астхик - богиню любви и воды, и Анаит - богиню плодородия. Н. Степанян предполагает, что в древние времена единым божеством была богиня, чьё имя звучало как Нар, этимологию которого связывают с названием гранатового яблока в армянском языке ("нур").
Полагают, что исчезновение изображения граната из раннехристианского искусства Армении связано с противопоставлением новых сугубо христианских символов языческим, с полным изменением народного сознания, узревшего свет истинной веры. Виноград вытесняет гранат из орнаментов церковного искусства Армении на несколько веков. Ещё одной из возможных причин считают также противопоставление искусству враждебных государств Персии и Ирака, в которых символ граната активно использовался в тот исторический период. Из византийского раннехристианского искусства гранат не был исключён, вероятно, по причине не столь важной, ведущей роли в культуре народа еще до принятия христианства, в отличие от Армении.
Но уже среди орнаментов многих раннесредневековых армянских церквей вновь можно встретить изображения граната. Перечислим лишь некоторые из них: собор Св. Григора в Аруче, церковь Зоравар в Егварде, церковь Св. Саргиса (Св. Георгия по Таманяну) в Артике, монумент в центре села Агиту.
Именно в VII в. католикос Нерсес Строитель смог вернуть образ граната в армянское искусство, в котором стали соседствовать вечные антиподы - гранат и виноград. Так символ граната был возрождён в стенах Звартноца. Н. Степанян поясняет данное событие: "Нам представляется, что таковыми были идеи национального примирения, соборности, объединения различных народных течений, снятия противоборства между продолжавшими существовать языческими культами и христианской церковью. В этом контексте, выбор в качестве одного из основных декоративных мотивов запрещённого в первые века христианства граната, очевидно, означал “легализацию” древнего, языческого, запрещённого официальной церковью, но очень глубоко укоренившегося и продолжавшего жить мотива плода гранатового дерева. Очевидно, проявлением той же политической гибкости и стремления к консолидации являлись религиозно-политические воззрения Нерсеса III. В 648 г. католикос, совместно с епископами и военачальником Армении Теодором Рштуни отвергает предложение Византии принять постановления Халкидонского собора. Однако, когда четыре года спустя император Константин прибывает в Двин и вновь требует церковной унии - принятия армянами халкидонизма, Нерсес соглашается и склоняет к этому епископов".
Арменовед, архитектор и историк архитектуры Н. Токарский пишет о Нерсесе следующее: “Нерсес был активным сторонником воссоединения армянской церкви со вселенской (принявшей постановления Халкидонского собора), но едва ли только догматические вопросы привлекали его на сторону греков: широко образованный, талантливый, он с прозорливостью государственного мужа должен был понимать, что… перед лицом грозной опасности, надвигавшейся из далёкой Аравии, нужно было сделать попытку опереться на единоверную, в случае воссоединения церквей, империю”. К сожалению, данные политические идеи Нерсеса были встречены радикальным неприятием.
Со второй половины VII в. символ граната можно встретить и в армянских миниатюрах. Благодаря экземплярам, хранящимся в собрании Матенадарана, можно узнать о значении, какое придавали символу граната средневековые художники и богословы. Во всех комментариях к хоранам повествуется о символическом значении исключительно четырёх растений - это гранат, олива, пальма и лилия. О гранате нам рассказывают следующие письмена: комментарии к хоранам Степаноса Сюнеци, рукописи Нерсеса Шнорали (XII в.), Ванакана Вардапета (XIV в.), Григора Татеваци (XIV-XVвв.), Погоса Рабунапета (XVI в.) и несколько рукописей неизвестных авторов.
Распространены следующие трактовки мотива граната, о которых, обобщая, напоминает Н. Степанян: "<...> горечь кожуры символизирует Ветхий Завет, а сладость зёрен - Новый Завет и Церковь; горькая кожура, заключающая в себе множество семян граната - это горькие притчи пророков, несущие сладость Благой Вести; горечь угроз, пленений и бед, которыми кормили язычников, противопоставляется сладкому плоду всех перенесённых испытаний, обретённому в Церкви; жизнь праведников, полная горечи и испытаний, несет в себе сладость плода бессмертия, обретённого после воскрешения".
В символике граната важнейшая смысловая акцентуация - множественность в единстве. Соответственно, гранат - яркий символ Церкви, как было сказано выше. Каждый из внутренних отдельных элементов, зёрен, представляет собой целостную и неделимую единицу, объединённую с другими, подобными себе, под общим "куполом". Это служит прекрасной иллюстрацией присутствия свободных личностей в Церкви. Личность полностью сохраняется в соединении со множеством, не разделяясь, не растворяясь. В этом состоит одно из основных отличий христианства от восточных верований, представляющих освобождение человека возможным лишь через потерю собственной идентичности и растворение в общем "бульоне" вселенской, космической энергии. То есть гранат - символ, утверждающий личностное начало в Божественном замысле о любви. Подобными по своему смыслу в христианском искусстве являются виноградная лоза, виноградная ветвь. Кстати, виноград тоже представлен традиционным символом Армении, и, по преданию, появление первых виноградников после Всемирного Потопа приписывается именно этой древнейшей стране.
Сегодня гранат для армянского народа является главным символом армянской диаспоры, рассеянной по всему миру вследствие исторической катастрофы - геноцида, произошедшего в начале двадцатого века на территории исторической Западной Армении, Османской Империи, современной Турции. Гранат прочно занял своё место в современном изобразительном, декоративно-прикладном, кинематографическом искусствах армянского народа. "Цвет граната" Сергея Параджанова - поэтический манифест символу жизни через призму личности великого армянского средневекового поэта и музыканта Саят-Нова, сочные полотна Мартироса Сарьяна, прилавки Вернисажа в Ереване - это яркие примеры значения символа граната в самосознании армянского народа. Богатый символизм этого выносливого, пробивающегося сквозь засуху и беспощадные ветра, деревца с тяжёлыми плодами, облечёнными прочной сухой кожурой и таящие в себе россыпь переливающихся рубиновых зёрен, заложен глубоко в народной памяти, в традиционной образной системе. И он имеет особенное значение для выражения основных национальных, христианских идеалов и принципов через народное и церковное искусство Армении.
Итак, мы видим, что многие древние народы связывали с гранатом чаяния обретения воскресения и бессмертия. Дохристианские языческие верования считали плод священным, мифологизируя и обожествляя его свойства. И уже в христианской культуре, по свершении спасения человечества через Крестную Жертву Господа Иисуса Христа, по оправдании всех чаяний и надежд о Воскресении из мёртвых, о жизни вечной, гранат, лишившись почитания и поклонения как священный плод, будто бы имеющий источник жизни в самом себе, стал для христиан только символом. Однако сколь богат и красноречив этот символ, когда в нём нашли отражение величайшие догматы, основополагающие образы земного и небесного бытия!
Литература:
*Степанян Н. Мотив граната в раннесредневековом искусстве Армении
*Похлёбкин В. Словарь международной символики и эмблематики
*Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка
*Википедия
Прилагаемые фото:
1. Цветущий гранат. Мартирос Сарьян. 1947 г.
2. Кадр из фильма С.Параджанова "Цвет граната". 1968 г.
3. Прозерпина. Данте Габриэль Россетти. 1877 г.
4. Ева с гранатом. И.П. Кёлер-Вилианди
5. Мадонна с гранатом. Сандро Ботичелли. 1487 г. Галерея Уффици, Флоренция.
6. Напольная мозаика, изображающая Христа с символами граната.
Церковь св.Марии в Хинтоне
7. Мозаичный пол с изображением гранатов
Курси, Израиль
8. Натюрморт с гранатами. Мартирос Сарьян. 1913 г.
9. Эчмиадзинское Евангелие 989 г.