Старые Мытищи. История в документах. Артефакты с чердака мытищинского волостного правления.

Mar 27, 2023 12:42



В 2013 году  при очередном расширении Ярославского шоссе исчезли последние два гражданских объекта мытищинской истории середины 19 века -  здание волостного правления и здание заставы шоссейного сбора. Перед тем, как за дело взялись бульдозеры и экскаваторы, последний прощальный визит в эти дома нанес мытищинский краевед Владимир Сергеевич Фролов, автор и ведущий экскурсий, в том числе и велосипедных, по разным интересным местам города и района.

Вместе с другим краеведом Дмитрием Гурьяновым они обследовали  исторические мытищинские здания от фундамента до чердака, и обнаружили немало интересного. В частности В.С.Фролов  нашел на чердаке, где вероятно когда-то хранился архив волостного правления, несколько любопытных старых документов. Состояние их было из категории «рассыпаются в руках», поэтому то, что удалось сохранить в некоторой степени целостности, было бережно уложено в пластиковые конверты и сфотографировано.




Мытищи. Ярославское шоссе. Бывшее волостное правление и бывшая застава шоссейного сбора.

Владимир Сергеевич предложил мне некоторые эти артефакты-документы опубликовать в моем ЖЖ. Почему бы и нет. Печатные книги, где эти документы частично были использованы в качестве иллюстративного материала, тихо-мирно лежат по библиотекам и на свою распространяемость среди населения не претендуют. Чтобы их найти в недрах Московского областного архивного центра, куда эти артефакты были В.С.Фроловым переданы на хранение, тоже надо специально постараться. И хотя мои промытищинские заметки читает мелкий процент жителей Мытищ, но интернет-поисковики свое дело делают добре, и любой интернет пользователь при желании или случайно их найдет и посмотрит.
Заранее прошу извинить за нелучшую  читаемость публикуемых артефактов, использовал то, что было, как говорят краеведы, «предоставлено».  As is. Что возможно было довести до более-менее приемлемого состояния с помощью графических приложений, то в меру моих компьютерных компетенций доведено.

Артефакт №1. Паспорт крестьянина Петра Романова 1855 года



Лет: 28. Рост: 2 аршина 5 вершков ( т.е. ~165 см). Волосы и брови: тёмно-русые. Глаза: карие. Нос, рот, подбородок :  обыкновенные. Лицо :… Особые приметы …
«Объявитель сего Московской губернии и уезда Тайнинского приказа села Пушкино крестьянин Петр Романов уволен в разные города и селения Российской империи для собственных надобностей от нижеписанного числа впредь на один год,  а по прошествии срока явиться ему обратно,  в противном же случае поступлено с ним будет по законам.»

В 1721 году Петр I ввел обязательные паспорта для крестьян, временно покидающих пределы постоянного жительства.  Крестьянин должен был получить от своего владельца или управляющего поместьем отпускное письменное разрешение с точным указанием цели поездки, ее маршрута и сроков отсутствия в родных местах. Затем он отправлялся к земскому комиссару, отвечавшему за исполнение всех указов и распоряжений императора, и тот, оценив, не создаст ли отсутствие собравшегося в поездку крестьянина каких-либо препятствий для исполнения монаршей воли, выписывал паспорт, где указывались все те же подробности поездки.
Процесс получения паспорта мог занять больше времени, чем получение сегодня визы для поездки в европейские страны.  Единственное исключение было сделано  для ездок не далее 30 верст от дома - для этого было достаточно письменного отпускного свидетельства от помещика, управляющего или городского управления.

В результате в следующие 150 лет подавляющее большинство жителей империи никогда в жизни не отъезжали от своих городов и деревень даже на это разрешенное  расстояние.

Еще один пример такого паспорта, из фондов Вологодского государственного музея-заповедника.

Артефакт №2. Паспорт крестьянина Сергея Левичева 1916 года



В 1895 году с принятием нового «Устава о паспортах», начался следующий этап паспортной реформы .  В основе функционирования дореволюционной  паспортной системы лежали два принципа: сословного деления и закрепленности человека за определенным местом жительства.

По типу выдаваемых паспортов все население империи было разделено на две категории.
К первой относились дворяне, офицеры, почетные граждане, купцы и разночинцы. Им выдавались бессрочные паспортные книжки (пример - стр.1, стр 2).
Ко второй - мещане, ремесленники и сельские обыватели, то есть люди податных сословий. Для второй группы, а мытищинские крестьяне относились как раз к ней -  предусматривалось три вида на жительство:
1) паспортные книжки (выдавались на пять лет при условии отсутствия задолженностей по сборам и платежам; в них указывался годовой размер сборов, и полиция отбирала паспорта у тех, кто не уплачивал установленного в срок);
2) паспорта (выдавались на срок до одного года независимо от наличия недоимок и согласия других лиц);
3) бесплатные виды на отлучку (выдавались на срок до одного года пострадавшим от неурожая, пожара, наводнения).


Большинство «коренных мытищинцев» первой волны, т.е. тех крестьян, кто перебрался в Мытищи из других губерний (в основном из Тульской, Рязанской, Владимирской, Тверской, Витебской) в самом конце 19 века в основном в  связи с открытием вагоностроительного завода, имели именно паспорта.  В записях метрических книг Владимирской церкви о рождении или бракосочетании, обычно после ФИО и откуда  прибыл, часто указывался также и номер паспорта  участника события.
После Октябрьской революции 1917 года паспорта внутри страны были отменены как "одно из проявлений царской отсталости и деспотизма", паспортная система была ликвидирована. Удостоверением личности признавался любой официально выданный документ - от справки волисполкома до профсоюзного билета, в том числе волостные комитеты использовали и имевшиеся бланки паспортов «образца 1895 года», вот пример такого паспорта, выданного в 1918 году.



Артефакт №3. Табличка Московской уездной земской управы (М.У.З.У.) 1893 года


Что означала такая табличка - трудно сказать, возможно это регистрационный номер, выданный управой кому-то из возчиков, извоз был у мытищинских крестьян довольно распространенным промыслом.

Артефакт №4. Квитанция об уплате за свидетельство на право торговли 1900 года.


В книгах и статьях мытищинских краеведов можно встретить упоминания о «мытищинских купцах»: купец Ничичейко, купец Кондауров, купец Гордеев, купец Зверев и т.д.  Конечно это были никакие не купцы, это были обычные крестьяне, податное сословие.  Статус купца требовал, помимо прочего, внесения каждый год авансом значительной суммы, проще и разумнее было получить свидетельство на право торговли, что-то вроде нынешнего патента. Этот способ использовался практически всеми мытищинскими торговцами как  до революции, так и во времена НЭПа.

Артефакт № 5. Расчетная книжка Мытищинского Кредитного Товарищества 1903 года



Кредитное товарищество - вид кооперативного учреждения мелкого кредита, существовавший в Российской империи. Введенные Положением об учреждениях мелкого кредита, принятым 1(13) июня 1895 года, кредитные товарищества отличались отсутствием паевых взносов, что создавало условия для более широкого доступа к мелкому кредиту малообеспеченных слоев населения, и в первую очередь крестьян. Источниками средств для открытия кредитных товариществ служили  кредиты Государственного банка, выдаваемые под ручательство участников товарищества на срок до 12 месяцев, пожертвования земских, общественных, частных учреждений и лиц.
Кредитные товарищества продолжали свою работу и после революции. В архиве сохранилось громкое в свое время дело 1920-х годов  по обвинению в нарушениях руководства Мытищинского кредитного товарищества

Артефакт № 6. Личная карточка 1921 года о постановке Ильинского Николая 1896 г.р. на воинский учет .


После революции в здании волостного правления одни делопроизводители сменили других, но суть их деятельности мало изменилась, работа с документами  есть работа с документами. Часть артефактов с чердака бывшего мытищинского волостного правления относится уже к советскому времени.

Артефакт № 7. Билет на Биржу труда 1922 года



Артефакт № 8. Продовольственная книжка Московской губернии.



Артефакт № 9. Карточка коневладельца Прокуронова, жителя Шарапово 1930 года



Артефакт № 10. Бланк объявления мытищинского волостного суда 1910-х гг..


Волостной суд -  низший сословный крестьянский суд в дореволюционной России, обособленный от системы общих судов. В составе председателя  и 3 судей рассматривал наиболее распространённые в жизни крестьян гражданские и уголовные дела  и решал их  «на основании местных обычаев и правил, принятых в крестьянском быту».


Волостной суд представлял собой один из элементов волостного управления, наряду с крестьянским сходом, волостным старшиной и волостным правлением. Контроль над судьями осуществлял волостной старшина.
Волостной суд мог приговорить виновных к общественным работам до 6 дней, штрафу до 30 руб или аресту до 7 дней,  до 1904 г. было даже телесное наказание до 20 ударов розгами.
Решения Волостного суда исполнялись сельским старостой, волостным старшиной или чинами сельской полиции.
С 1889 г. состав суда  назначался на 3 года земскими начальниками из избранных сельскими сходами кандидатов. Волостной суд собирался дважды в месяц или, по требованию волостного старшины, чаще.

На протяжении последних двух десятилетий до революции делались попытки включить имевшие чисто сословный (крестьянский) характер  волостные суды в систему общих судов, заменив их мировыми судьями, однако Государственный Совет возражал относительно полной замены волостных судей мировыми, полагая что это «едва ли может удовлетворить главной потребности населения уезда в суде доступном, близком и отвечающем правовым воззрениям и бытовым условиям, веками сложившимся в сельской жизни». Кроме того, высказывались опасения, что 6 000 выборных мировых судей среди местных деятелей, вероятнее всего, не найдется: «Русская деревня оскудела культурными силами, все из нее бегут»
После Февральской революции 1917 года волостные суды были упразднены.

Артефакт № 11. Уголовное дело Мытищинского волостного суда 1908 года 



Уголовное дело Мытищинского волостного суда Московского уезда
по обвинению проживающих  в с. Пушкино Григория Григорьева Любезнова и Михаила Семёнова Кормина по 38 и 42 статье Устава о наказаниях
"1908 года ноября двенадцатого дня Пушкино Полицейский урядник 4 стана Московского уезда Александров составил настоящий протокол о нижеследующем:
Содержащий трактирного заведения второго разряда в селе Пушкино, в доме Титова Московской Дмитровской Слободы Александр Николаевич Авдеенков 34 лет, заявил:  11 ноября в 2 часа дня подрядчики: плотницких работ Григорий Григорьевич Любезнов и печных работ Михаил Семёнович Кормин,  будучи пьяные в трактире ругались пьяными словами, позволили себе бороться,  при этом опрокидывали столы и стулья и разбили деревянную полоскательницу, стоит 1 руб 50 коп.  На предупреждение Любезнову и Кормину  прекратить безобразничать они никто не обращал внимания и высказывали «на то трактир чтобы в нём безобразничать».
Авдеенков просил Любезнова  и Кормина привлечь к законной  ответственности и взыскать с них за выпивку и за полоскательницу.  Свидетель случившегося в трактире крестьянин Московской губернии Тихон Титов 33 лет объяснил:  11 ноября после обеда Любезнов и Кормин пили водку и пиво, начали бороться и упали,  стол наклонился  и с него упала полоскательница и пепельница. Полоскательница разбилась, повалили на пол два стула и ругались пьяными словами. Тихон Титов.
Полицейский урядник Александров"





Артефакт № 12. Долговая расписка Василия Зверева 1908 года


Декабря 21 дня 1908 года
Я, нижеподписавшийся, обязуюсь уплатить взятые мною у Никиты Максимовича Зверева сумму денег тридцать рублей /30 руб/,  в чём и подписуюсь.
Василий Максимов Зверев

Это документ из еще одного дела, рассматривавшегося мытищинским волостным судом.  Споры между родственниками, как известно - самые ожесточенные, так же было и в те далекие времена.

Артефакт № 13. Повестка Мытищинского волостного суда.


Артефакт № 14. Резолюция на решение мытищинского волостного суда.



Решения волостного суда первоначально обжалованию не подлежали, в 1866 право кассационного рассмотрения решений волостных судов получили местные съезды мировых посредников, в 1874 г. оно перешло к уездным присутствиям по крестьянским делам, а в 1889 г. -  к губернским присутствиям.
Право апелляционного рассмотрения постановлений волостного суда  в 1889 году получили уездные съезды земских начальников. Что и отражает  представленный выше документ с чердака дома бывшего мытищинского волостного правления .

Артефакт № 15. Дело о хлебных магазинах 1861 г



Дело об обязании крестьянина села Большие Мытищи Михайлу Головина подпискою об окраске на двух магазинах крыш в Хорошевской волости.
Министерство Императорского Двора
Московская Удельная Контора.
Стол 1 в Москве. 11 мая 1861 г.

Согласно условий подписки, данной Конторе в 1860 году крестьянином села Больших Мытищ Михайло Головиным, он обязался исправить семь магазинов в Государевой Хорошевской волости. Из числа этих магазинов им исправлено в минувшем году окончательно только пять,  а при селениях Ромашкове и Павлине на двух магазинах крыши не были окрашены по случаю наступившей [ненастной] погоды.
Так как крестьянин Головин обязался на магазинах окрасить [ …. ] весною сего года, то посему контора предписывает Тайнинскому приказу объявить крестьянину Головину, чтобы он немедленно приступил к окраске на магазинах, в чем от него отобрать подписку, которую и представить в Контору.

Управляющий Конторою подпись
Старший столоначальник подпись





Артефакт № 16. Приказ волостного старшины старосте деревни Заречная Слобода.



Приказ
Старосте деревни Заречной Слободы
Cтрожайше предписываю тебе сейчас же доставить в правление именной список всем домохозяевам кто именно с каким огне-гасительным инструментом должен являться на пожар. В случае медленности в исполнении подвергнет(шь?)ся денежному оштрафованию.
Октября 7 дня 1868 года
Волостной старшина


Институт волостных старшин учрежден «Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 года,  и до 1917 года не претерпел существенных изменений.
Волостной старшина руководил волостным правлением, состоявшим из  сельских старост.  Волостной старшина избирался волостным сходом из домохозяев, не моложе 25 лет, на срок не более трёх лет и  утверждался мировым посредником, а с 1889 г. - земским начальником.

Обязанности волостного старшины были одинаковыми везде, где имелись крестьяне как сословие.  По своим должностным обязанностям волостной старшина:
- охранял благочиние и безопасность лиц и имущества, а также принимал первичные меры к восстановлению порядка до прибытия уездной полиции;
- распоряжался в чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения и т.п.)
- надзирал за исполнением решений волостного суда
- наблюдал за сельскими старостами; за  исправным отправлением обществом всех повинностей; за точным исполнением правил о приписке крестьян к обществам, за исправным содержанием дорог и мостов и гатей
- заведывал волостными мирскими суммами и имуществом;
- выдавал сельским обывателям виды на жительство.

У казаков соответствующие волостному старшине должностные лица именовались станичными атаманами.

И. Репин. Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца. 1885 - 1886 гг.


волостное правление, история, документ, мытищи

Previous post Next post
Up