В Мытищах, в бывшем Шараповском карьере, строится стадион. В 2022 году обещают ввести в строй. А почти сто лет назад , в 1927 году, архитектор Вагнер уже предлагал это место в Мытищах для постройки Международного стадиона.
10 октября 1920 г. в Москве, на Воробьевых горах, состоялась закладка «Красного стадиона», который должен был стать главной площадкой молодой советской республики. Изначально стадион задумывался как всероссийский, но уже в 1921 году он получил дополнительную идейную нагрузку - статус международного объекта, делегаты 3-го конгресса Коминтерна предложили уточнить наименование, назвав его «Международный Красный стадион» (МКС).
Проект был грандиозный.
Главная арена на 50 тыс зрителей с велосипедным треком (3 круга суммарной длиной 2 км), беговой дорожкой в 600 метров, тремя площадками (для футбола и гимнастики). Возле набережной Москвы-реки раздевалки для занимающихся водным спортом, на реке дорожки для пловцов, вышки, трамплины, трибуны для зрителей водного спорта на 10 тысяч мест. Лыжная станция, горнолыжная трасса, ледяные горы, полтора десятка площадок для тенниса и тренировок футболистов. Для посетителей стадиона - театр массовых действий с трибунами на 15 тысяч зрителей, Летний театр и спортклуб, на левом берегу в Лужнецкой пойме - ипподром и полоса препятствий для начальной военной подготовки.
Летом 1922 года начались строительные работы. Были сооружены одна временная футбольная площадка, «греческая сцена» (временный театр массовых действий), окруженная несколькими рядами скамеек и летняя сцена на верхней террасе. В 1924 году была выполнена частичная планировка площади стадиона, проложены две пешеходные дороги, начаты дренажные работы, подготовлены фундаменты для спортклуба, по проектам студентов Вхутемаса были построены трибуны на 2000 мест.
На Международной выставке декоративного искусства в Париже проект стадиона получил Гран-при за новаторский архитектурный проект.
Однако грандиозный замысел обернулся романтической утопией. Проект не удалось довести до завершения. Из-за слабости грунтов строительство стадиона было приостановлено, а затем и вообще прекращено.
Тем временем, на это событие отреагировали архитекторы тех лет, для которых открылась возможность предложить собственные решения по проекту стадиона и места для него. Просматривая журналы 1920-х в поиске материалов на тему жилищного кооперативного строительства в подмосковных городах и поселках, я неожиданно нашел в журнале «Строительство Москвы» статью архитектора А. Вагнера «К постройке Международного стадиона». Представляю ее полностью.
==========================================================================================
К постройке Международного стадиона
В «Известиях ВЦИК» от 6-го сентября 1927 г. за №203, в статье «Постройка государственного стадиона» указывалось, что на Ленинских горах стадион строить нельзя в виду слабости грунта и что предполагается сделать исследование места для него в Останкине.Занимаясь в данный момент перепланировкой района Перловки, Тайнинки и Мытищи по Сев. жел. дор., я наткнулся на чрезвычайно подходящее место для такого стадиона.
На расстоянии около полукилометра от станции Мытищи, в северо-западном направлении, находится отлого возвышающееся место, покрытое сплошь травой, откуда открывается красивая перспектива. Этот возвышенный массив состоит из песка, и в нем ведется разработка огромного карьера, снабжающего балластом вновь строящийся электрифицируемый путь.
Как мне известно, разработка карьера - временная и закончится с завершением электрификации дачного сообщения по Северной ж.д.
В своей планировке я отвожу это место под стадион, желая использовать счастливое, как бы природное, стечение благоприятных условий.
- Великолепное расположение стадиона в существующем глубоком котловане, на откосах которого удобно расположить большое количество мест для зрителей.
- Сухость места благодаря возвышенности и песчанности.
- Хорошая вентиляция места, что необходимо при большом скоплении народа.
- Хорошее сообщение с Москвой при наличии 3-х родов транспорта: существующая паровая тяга, электропоезда и автобусы по Ярославскому шоссе.
- Экономичность сооружения: отпадает необходимость устройства котлована, не потребуется большого специального оборудования станции и всего транспорта, как это потребовалось бы в Останкине.
По имеющимся у меня данным, площадь карьера осенью прошлого года была примерно 500 х 300 метров, а последующей разработкой ещё увеличена, глубина выемки около 10 метров. В дальнейшей разработке карьера можно дать ему определенную форму, соответствующую форме стадиона.
Было бы, на мой взгляд, очень жаль не использовать для этой цели такого подходящего места. За границей роют специальные огромные котлованы для стадионов, мы же с большим удобством можем применить существующий.
Город Мытищи с населением более 10000 жителей имеет вагоностроительный завод, фабрику искусственного шелка, кирпичный завод, Мытищинский водопровод и пр. Кроме того, Мытищи представляют узловую жел.-дор. станцию. От Мытищ идёт жел.-дор. ветка на Щёлково, обслуживающая также целый ряд фабрик и заводов: в Подлипках - орудийный завод, в Болшеве - Соколовский, Щёлкове и Монине - несколько крупных текстильных и др. фабрик.
Все это говорит за то, что место в Мытищах во всех отношениях подходящее, и устройство здесь стадиона будет иметь большое значение, если и не в международном, то, во всяком случае, в большом районном, междугородном масштабе.
А.Вагнер
==========================================================================================
Занятная статья. Можно попробовать представить какими были бы Мытищи, если бы у нас тогда построили такой стадион. Были бы советскими Лужниками - футбольные матчи сборных, Олимпиада 1980-года, чемпионаты мира, знаменитая ярмарка-барахолка 1990-х и т.п - и все у нас))
Но сегодня эта статья 1927 года про гипотетический стадион ценна и уникальна совсем другим - в ней показан план Старых Мытищ 1920-х . Признаться, увидев его, я тут же забыл про все остальное и провалился в его рассматривание. План действительно уникальный, до этого я не встречал столь детальной карты или плана Мытищ 1920-х, приходилось опираться лишь на немецкие аэрофотоснимки 1941-1943 гг , и пытаться реконструировать Мытищи 1920-х-1930-х, соединяя эти фото с имеющимися архивными документами как кусочки пазла. Ничего подобного, сопоставимого с планом Вагнера - не было. Поэтому - про план Мытищ архитектора Вагнера оставляю на
отдельную заметку. Там есть что рассмотреть.
Источники: журнал «Строительство Москвы» №12, 1927г.