Отправляясь в командировку на ISE-2017, я решил остановиться не в шумном Амстердаме, а в Гааге. Тем более я точно знал, что это будет гарантированно спокойно, комфортно, да и заметно дешевле, а 50 верст при скоростях и точности графика движения местных поездов - не крюк. В последний день выставки у меня получилось выкроить несколько часов, чтобы в светлое время походить по знакомым местам и пофотографировать.
Гаага - современный город, устроенный для жизни. Современные небоскребы здесь не давят, а творческие искания дизайнеров запросто вписываются в городские улицы. Европейские университеты специально организуют поездки в Гаагу для студентов, изучающих специальность spatial planning, - в качестве наглядного пособия по этому самому spatial planning. Есть ли у нас такая специальность, и как она у нас называется, я не знаю, а означает это примерно следующее - "как на некой территории устроить все так, чтобы всем было хорошо и удобно жить". Такая "странная" специальность.
1. Выйдя из поезда, сразу окунаешься в современный урбанистический дизайн den Haag Centraal station.
Стеклянная крыша, трамваи в верхнем ярусе.
2. За ХХ веком устремляется ввысь ХХI-й.
3. Рядом с вокзалом расположены два больших парка, откуда современные здания смотрятся еще более величественно. Вдоль канала идет аллея, названная в честь президентов Рейгана и Горбачева.
4. А вот и еще несколько открывающихся видов, которые просто невозможно пропустить.
5. Традиции и инновации. Два плюс три.
6. От вокзала по направлению к центру города целый квартал, до самой улицы Spui, занимает огромное белоснежное здание. В этом здании, построенном в начале 2000-х, размещается мэрия Гааги и публичная библиотека.
7. У здания - типичная голландская парковка.
8. Вот и мэрия. "Мир и справедливость". Зайдем?
9. Все так же, как в мэрии Манчестера - зашел с улицы и ходи где хочешь.
При этом рабочий день идет своим чередом - справа в длинном ряду стоек работает гаагский "МФЦ", талончик можно получить в киоске при входе. Охрана тоже имеется и тоже занята своим делом, если поведение им покажется несколько странным, к тебе непременно подойдут и поинтересуются, чем помочь.
10. На улице Spui стоит старая "Новая церковь". На входе сразу видно кому внутрь можно, а кому нельзя. Только что на воротах церкви отлично-символично сидела огромная чайка (а чайка - символ Гааги), но пока я соображал как бы ее получше снять, она взяла да улетела.
11. А вот и старый знакомый, Бенедикт (он же Барух) Спиноза. Помню-помню, изучали в курсе марксистско-ленинской философии. Взгляды Спинозы в те времена настолько радикально отличались и не совмещались с бытовавшими в тогдашней среде, что пришлось местному раввину дважды Спинозу предавать анафеме и изгонять из еврейской общины.
"Мы можем познать Бога только в себе, в своем самосознании, а не вне себя, он имманентен миру и всем вещам, составляя их истинную внутреннюю субстанцию, а не трансцендентен. Мир есть Бог, Бог есть мир. Бог не вне мира, не отделён от него - он везде, во всем." Как-то вот так. Место захоронения философа в ограде церкви Ньюекерк выглядит скромно, но достойно.
12. На улицах тут и там стоят довольно своеобразные произведения искусства. Ну это Голландия, там это нормально, само собой.
И как подтверждение абсолютной естественности и будничности такого искусства - приставленный к скульптуре чей-то велик.
13. Довольно опрометчиво Вильгельм II снял свой головной убор.
14. Комплекс зданий парламента и пруд при нем.
15. Что за полотна с цветными квадратами по всей Гааге? Эх, темнота российская малограмотная...
Вот и ответ:
Пи́тер Корне́лис (Пит) Мондриа́н - нидерландский художник, одновременно с Кандинским и Малевичем родоначальник абстрактной живописи. Призывал к «денатурализации» искусства, к отказу от естественных форм и переходу к чистой абстракции. Cтруктуру многих его картин образовывали дихотомии цвет - не-цвет, вертикаль - горизонталь, большая поверхность - малая поверхность, а их единение должно было символизировать равновесие сил в гармонии мироздания.
16. Пока заходил в пару "одежных" магазинов ( магазины все там закрываются рано - в 6-7 вечера), стемнело.
Вечерний город
...и вечернее искусство
До Анны Павловны дойти пороху уже не хватило, в следующий раз - обязательно!