Оригинал взят у
rubstein в
уровни осознавания себя1. Уровень бытовой проблематики. Это причина начала изучения психологии, обращения за психологической помощью. Бытовой проблематикой я называю ситуацию, когда человек многократно пытался решить проблемы в отношениях дома, на работе, с друзьями, в личной жизни или связанные с работой и самореализацией, и все попытки приводили к одному и тому же результату. Тогда появляется потребность узнать, что ж за законы работают в этой области.
Не рабочая версия решения проблемы: нужно найти подход к другим людям и/или исправить их.
Рабочая версия решения проблемы: осознать привычные повторяющиеся способы собственного поведения и научиться новым. Потому что если вы все время делаете одно и то же, то трудно ожидать нового результата.
Это - зона консультирования.
2. Уровень работы с устойчивыми повторяющимися паттернами поведения. Такой запрос возникает в тот момент, когда человек начинает сам замечать, что делает одно и то же, и не может переключиться на другие варианты, ходит по кругу как загипнотизированный. Паттерны формируются в родительской семье, и для их изменения требуется не консультирование, а экспериментальная и диалоговая терапия. То есть, не рекомендации, как можно было бы поступать, а глубокая работа над осознаванием, помогающая увидеть, как именно этот паттерн проявляется здесь и сейчас в отношениях с терапевтом и, благодаря осознанности, начать экспериментировать, делая другие выборы.
Не рабочая версия: найти причины в детстве и заняться обвинением родителей в том, что они не так вас воспитывали.
Рабочая версия: экспериментирование в здесь-и-теперь в клиент-терапевтических отношениях или психологической группе.
3. Уровень работы с конструкцией характера. Характер - это индивидуальный набор устойчивых навыков поведения: способов установления контакта, динамики контакта, психологических защит. Такой запрос возникает, когда человек понимает, что ему не удается установить продуктивных отношений с другими людьми из-за своих черт характера.
Метод работы: экспериментальная и диалоговая терапия.
Не рабочая версия: устранить "плохие" черты характера и воспитать "хорошие".
Рабочая версия: изучить устройство своего характера, исследовать его и "расшатать" привычные черты, выведя их из режима "автоматическое реагирование" в режим "осознанное употребление в зависимости от контекста".
4. Уровень работы с особенностями восприятия. Такой запрос возникает тогда, когда человек понимает, что он неверно интерпретирует события: иллюзии, фантазии, "сны наяву", катастрофические или анастрофические ожидания, флэшбэки, придавание таких смыслов, которые приводят к ошибкам и разочарованиям.
Метод работы: экспериментальная и диалоговая психотерапия.
Не рабочая версия: избавиться от иллюзий, ожиданий и фантазий.
Рабочая версия: научиться отличать иллюзии, ожидания и фантазии от текущей реальности и научиться ими управлять.
Я полагаю, что глубже еще много слоев, о которых я пока еще очень мало могу сказать. Потому что в процессе исследования.
Я так же ничего не написала об уровне работы с управлением эмоциями, так как есть два направления работы с ними: а) телесная саморегуляция и б) работа с восприятием, поскольку большая часть испытываемых нами чувств - это результат той или иной интерпретации происходящего. Оба эти направления могут быть затронуты на любом из перечисленных уровней.
Обычно последовательность работы строится от первого уровня к четвертому по степени сложности и готовности человека изучать себя и свое взаимодействие с миром. Но если вам доступен для работы сразу уровень наблюдения своего восприятия, то все остальные проблемы решаются быстрее и легче.
Приходите тренироваться на индивидуальную и групповую работу
http://rubstein.ru