Как это удается делать?

Apr 25, 2011 13:38

Чем больше людей узнает о том как я занимаюсь с детьми русским, тем чаще я слышу высказывания, типа "Преклоняюсь, как это у тебя получается", или "Когда ты находишь время?". А также вариации на тему "А мои совершенно не хотят - ленятся, брыкаются, балуются, отказываются". Про последнее могу только сказать - ага, мои тоже. А дальше я постараюсь развернуто ответить.

Итак, успех занятий зависит в первую очередь от мотивации родителя. "Конечно, я тоже хочу!" не канает. Мотивация, заинтересованность должна быть именно в процессе занятий. И пока мама (или папа, как у кого поведется) не настроят себя положительно и организованно, ничего не выйдет. Помяните мое слово - ничего! Поиск лучших учебников и методик не поможет. Возмущение тоже. Нанять хорошего учителя помогает, да.

Следующий этап - после того, как мама (или папа) настроились получать удовольствие от занятий с ребенком и делать это систематически. Теперь необходимо заинтересовать ребенка, вовлечь его в эту "игру", по типу "а спорим, тебе понравится?". Важно помнить, что ребенок быстро устает и его внимание не задерживается надолго. В наше советское детство дети должны были сидеть сморно на уроках и молчать. В американской школе обстановка совсем иная. Поэтому если мы по памяти попытаемся заставить ребенка выполнять нормы нашего детства, то получится культурный шок. В полном смысле. У нас это было с ДД1, и именно ее полное и бесповоротное отвержение таких методов заставило меня броситься на поиски альтернативных методик, и привело к методика.ру (наше начало см. по тэгу metodika.ru). Для справок, ребенку трех-четырех лет достаточно будет пяти минут, ребенку четырех-пяти надо не больше пятнадцати, а в шесть лет занятия можно продлить уже до получаса. Для разряжения обстановки хорошо встявлять игровые моменты - писать на доске, делать карточки, просто сидеть или лежать на полу, меняться ролями. Так урок можно искуственно продлить на 5-10 минут. Но всегда необходимо помнить, что давление сегодня вылезет боком в следующий раз. И если у ребенка уже есть негативный опыт занятий (см. по тэгу писанина ДД1 с самого начала), то это будет очень трудно и долго-мучительно. В таких ситуациях важно помнить, что основная цель занятий в первое время - это привить любовь к занятиям!

Следую ли я всегда этим принципам? Нет, конечно! У меня не всегда получается, хотя очень хочется.

Еще очень важный момент. Ребенок должен быть в курсе планов. Это касается не только занятий, это распространяется на любые действия. Мои дети любят с пятницы вечером прослушать планы на все выходные. Даже если планы совсем обыкновенные! Последнее время девочки начали вставлять в основные планы свои желания "а можно мы поиграем после вот этого?". При таком раскладе все уже запланировано и совсем нельзя рушить эти планы - раз договорились занятие русским в воскресенье утром, значит занятие русским в воскресенье утром. А тут я вернусь к первому абзацу - очень важно, чтобы родитель следовал этому плану неуклонно. Можно менять, но не вдруг, а обоснованно и с возможностью другого времени. Во время занятия - то же самое. С чего начнем: читать, писать, или беседовать? Поначалу такие обсуждения необходимы каждый раз. Потом, можно и проскользнуть формальную часть.

А теперь - кульминация. Демонстрирую применение вышеперечисленных тезисов на вчерашний день. Дилемму я решила в пользу музея, собираясь направиться туда с самого утра. Оговорила с детьми с вечера, что урок русского придется перенести на во-время музея (там есть детская игровая комната). С выставкой тоже было все неоднозначно. После ланча в кафе и обновления парковки дети попросились в парк. Побегав вволю где можно и где - не очень, у них был выбор "занятие русским в парке или в музее". Солнышко такое теплое, что загонять детей в помещения было бы явно жестоко. Раз выбрали в парке - ищите место для занятий. Я-то думала, что девочки выберут лужайку или скамейку. Но не тут-то было! Вот как они занимались. Конечно это был не полноценный урок, и длился он всего 20 минут. Но был положительный настрой, было удовольствие от картинок, были письменные задания, которые соответствовали окружающей среде: ДД2 описывала дерево, а ДД1 придумывала слова из «гуляющих» морфем, а потом показывала эти милые морфемы братику. В целом, эффективность занятия была явно на высоте!

Я не говорю "делайте, как я". Просто помните, что так - тоже можно. И я тоже постараюсь не забывать!

русский язык, metodika.ru, 1 класс, 3 класс, ДД1, ДД2, kids

Previous post Next post
Up