Sep 08, 2014 15:17
Так получилось, что я - христианка. И я уповаю на Воскресение, на Жизнь, на то, что дальше - потом, за порогом смерти - будет Любовь, Свет, Познание и Творчество.
Так получилось, что я - экзистенциалист. И верю в четыре данности - Бессмысленность, Одиночество, Свобода и Смерть - они многое значат для меня. И их абсолютность придает смысл моей жизни, возможность любить, печалиться, быть, чувствовать и выбирать свою дорогу. Жить.
Так получилось, что я - психотерапевт. Человек, который помогает другим людям вернуться к Жизни. Их Жизни. Разморозить и поставить на место кусочки их собственной души, потерянные в их травмах, в переживаниях, с которыми они однажды не смогли справиться. Собрать себя снова в единое целое. Вернуть себе возможность любить, со-чувствовать, переживать, быть целым.
И все взаимосвязано. Не было бы смерти - не было бы ее бесконечной абсолютности и неотвратимости - мы не могли бы жить так, как нам дано жить. Любить. Творить. Создавать новое. Узнавать новое. Помогать друг другу. Все великие произведения искусства, драмы, стихи, картины, оперы, все дворцы и все города не были бы построены. Мы не любили бы друг друга и не рожали детей. Зачем - если жизнь не будет иметь своего срока, и никто, никогда не узнает, какой именно отмерен лично ему. И если все это так - то для меня это часть замысла Божьего.
Жизнь - это часто просто больно. Жизнь отвергает насилие, бессмысленную жестокость, равнодушие. Жизнь отвергает пустоту. А этого так много вокруг. Но это не только боль, и если мы чувствуем боль - мы еще живы. По настоящему живы. Ведь тогда мы можем чувствовать многое, многое еще. Мы можем ... жить.
Я часто использую такую метафору - метафору паззла. Личность человека - как крайне сложный и интересный паззл, на котором нарисовано что-то такое большое. Красивое. Разное. Многогранное. Но иногда - под воздействием той же Пустоты - жестокости, равнодушия, насилия, - кусок паззла вылетает. Куклится в боль, которую психика пока переварить не может. И в паззле остается дырка. И чем больше таких дырок - тем больше в самом человеке пустоты. Вымороженности. Отмороженности.
И человек пытается заткнуть ее. Чем угодно. Как угодно. Другими людьми. Алкоголем. Наркотиками. Властью. Верой. Иллюзиями. Пустыми мечтаниями. Работой. Рожая детей, чтобы те бесконечно любили их и их бесконечная любовь лилась в эту пустоту. В выбитые дырки когда-то большого и красивого паззла.
Но все это бессмысленно - пустоту невозможно заполнить ничем, кроме как самим собой. Возвратом себя - себе. Оплакиванием потери. Принятием боли. Разморозкой и возвращением на место вылетевшего куска себя.
Есть хорошее русское слово - отморозок. Человек, в котором эта пустота сожрала почти всего - его. И тогда он начинает ненавидеть. Все, в чем больше жизни, чем в нем. Он способен на любую жестокость. На любое безумие. Отморозки - те, кто развязывают войны. Те, кто лупцует собственных детей. Те, кто убивают. Насилуют. Издеваются.
Я не знаю, можно ли помочь таким людям, и можно ли их отогреть. Я хотела бы знать, как.
А моя работа - греть. Размораживать. Помогать ставить на место вылетевшие куски. Помогать переживать боль. Оплакивать потери.
Я очень люблю свою работу. Она - про Жизнь.
И я... если я и могу ненавидеть - то только Пустоту. Она хуже смерти.
Смерть - данность, которая ставит все по своим местам и подводит итог. И если человек жил - значит он жил не зря. Все не зря. Люди, государства, планета Земля в бесконечном космосе.
И когда мы оплакиваем мертвых - мы оплакиваем себя. И если мы оплакиваем - значит мы - живы. И мы можем делать то, что можем. Беречь своих близких. Помогать тем, кому способны помочь. Варить борщ. Ждать с работы супругов. Удивляться тому, какие прекрасные у нас дети - такие похожие и такие непохожие на нас. Гладить собак. Любоваться звездами. Слушать музыку. Рисовать. Петь. Любить.
Этим летом вокруг меня погибло трое. 36, 29, 25 - лет.
Мне хочется коротко написать про двоих. Катю и Сережу.
Странно, но оба они учились на психфаке МГУ, там же где и я. Сережа - на курс старше. Катя - на курс младше.
Они оба были очень разные. Они оба были очень живые.
Катя - лесбиянка. Сережа - гомофоб и прожженный путинист. И они оба танцевали как боги. Катя - танго. Сережа... я до сих пор помню как он зажигал на эскалаторе в метро. Они оба занимались благотворительностью. Они оба помогали людям вокруг себя и дарили им свет. Они оба умели улыбаться так, что ты невольно начинал улыбаться в ответ. Сережа погиб под Донецком, он пошел добровольцем в ополчение. Катю убили - никто не знает кто и зачем, но вокруг ее смерти воют фашисты всех мастей.
Они оба - жили. Они оба - дарили свет. Они оба были - не зря. Я помню обоих. Я любила обоих, чисто по человечески - любила.
И как по мне - они оба погибли на одной и той же войне. Войне Пустоты и Жизни. Слишком много сейчас ее вокруг - этой пустоты...
Смерть... просто ставит точку. Пустота - убивает.
Берегите себя, люди. Любите. Плачьте. Обнимайте друг друга и своих детей. Помогайте, когда сложно. Ходите к терапевтам. Или в лес. Или в походы. Или танцевать танго. Живите. Живите про жизнь. Живите для жизни.
Мы живы, пока есть жизнь.
экзистенциальное,
психотерапия