Решение писать свой сеттинг у меня оформилось по двум причинам:
1. Мне хотелось сеттинг в жанре псевдоисторичка, в котором ирловые познания истории можно применять, в не читать что за фентези-королевства навертели авторы. Внезапно выяснилось, что по ДнД таких нет.
2. Мне не очень хотелось выслушивать от игроков "я лучше тебя сеттинг читал" и прочие сеттингосрачи, в которых влёгкую может выясниться, что таки да, кто-то или лучше меня читал или нашёл какой-то более обскурный источник.
И по первому пункту, кто-то может возразить, что да, по ДнД нет, но чем тебе Арс Маджика не подходит? Псевдоисторичка до упора, своя детально прописанная система магии с конструктором спеллов, и даже всякие правила по крафтам, которых в ДнДу не звезли в нормальном виде, казалось бы, мечта, а не сеттинг? Оказалось нет.
Сеттинг утверждает, что Орден Гермеса (далее в тексте ОГ) доминирует потому что у них самая совершенная система магии, созданная гениальным Бонисагусом с участием ряда одарённых личностей (ака основатели домов), и развитая небесталанными учениками и последователями. По факту же крутизна ОГ базируется не на той самой прописанной системе магии, а на ИСКЛЮЧЕНИЯХ из неё, которые в неё никак не вписываются, и никакого отношения кроме как "ну оно флаффово как-то из Теории Магии следует" не имеют. Что же это за исключения?
1. По законам мира Арс Маджики, от магии по дефолту защиты у простых людей нет, т.е. никакого "спасброска". Под простыми людьми понимать всех людей, кто не в ОГ, т.е. и другие покастуны и нобли до короля включительно. Единственное, что могут "простые смертные" это или стать Истинно Верующими или носить с собой какую-то реликвию типа "палец святого", да и то, это очень слабенькая защита. Покастуны ОГ имеют специальный скилл Парма Маджика (который все зовут просто парма), который даёт магрез, который, что естественно, они качают. Т.е. если не брать совсем стартеров, то дуэль мага ОГ с любым другим средним покастуном идёт в одну калитку.
1.1. Ещё по законам Арс Маджики все покастуны всех традиций имеют пенальти в социалку просто за то, что у них есть гифт, в книге правил даже есть примеры "как на персонажа реагируют неписи", с разными вариантами этого гифта и разной степенью знакомства с этими нпс. Парма или любой другой магрез от этого пенальти защищают (т.е. если у вас магрез, то вы не негативите на обладателей гифта, но от вашего гифта ваша же парма не помогает), но все остальные покастуны вне ОГ пармы не имеют, а потому это пенальти в социалку по версии авторов приводит к дружной атмосфере коллектива Ситхов, где все ждут нож в спину и подумывают, не лучше ли быть первым, и как следствие, крупных магических традиций нет. Только не спрашивайте меня как это сочетается с текстом про то, что со временем к "гифту" привыкают, т.е. формально работающие вместе покастуны должны вырабатывать резистентность и без пармы, никак не сочетается, максимум что предлагает текст это орден покастунов, которые общаются текстом и очно видятся только ритуалы делать, да и то это история из прошлого, на момент игры их уже нет.
2. Только у покастунов из ОГ есть доступ к зелью долгожительства. Всё бы ничего, но это система, в которой есть прямая связь между возрастом и могуществом персонажа (формально, конечно, можно не качаться), и конвертация "сезонов" (единица межигрового времени) в опыт. В результате имеем, что только в ОГ могут быть архимаги, у всех остальных происходит естественное выбывание с возрастом. У этой позиции, впрочем, есть формальная связь с основным покастунством, так как оно использует оттуда циферку параметра (но не правила). Вечную жизнь оно не даёт, но в гипотетических рассчётах что у вас есть профильный специалист то до 100 дожить легко, до 150 реально, под "дожить" я не имею ввиду как доживают в реальности (или в самом сеттинге АМ), а именно что вполне функционирующим и бодрым. В моих рассчётах по прошлой редакции максимум был около 250 лет, но для этого требовался больной псих, который настолко боится умереть, что работает в цикле "всё свободное время тратит на прокачку параметров для делания зелий долгожительства", т.е. продлевет жизнь ради продлевания жизни.
3. Только у ОГ есть Аэгис, т.е. "магические крепости". Если точнее, это возможность обнести территорию условным "заборчиком", в рамках которого любая супернатуралка получает минус много (зависит от вложенных ресурсов, конечно) - и нет, тут нельзя "кастать снаружи" или, как в случае реальной крепости "прорваться за стены", любой эффект будет получать минус на этой территории вне зависимости от точки происхождения. Возводится, к слову, штука ритуалом продолжительностью в день. Что приводит к тому, что если ОГ где-то окопался, то его оттуда фиг выкуришь, а окопаться он может при желании где угодно если отвернуться. Экспанисей они не занимаются по внутренним политическим причинам. А занимать ключевые точки тут полезно, так как там водятся ресурсы на крафт и буст спеллов.
Итого что имеем на выходе, система магии отдельно, столпы мощи ОГ отдельно (замечу, что с этими тремя китами любая не совсем уж ватная "система магии" гнула бы тех, у кого их нет). ОГ сидит отдельно на своём олимпе, конкурентов у них нет. Как только персонажи немного прокачаются, им становится совсем положить на т.н. "реальный мир", ибо с одной стороны какой-нибудь "император" это всего лишь простолюдин (на которого положить спелл не сильно сложнее, чем на свинопаса, ибо у него не только жопа голая, но и вообще нет компетентного персонала, который бы просёк, что их сюзерена обкастывают как бы), его придворный маг - или шарлатан или в лучшем случае неспособие (если вы используете один допник), ну и так далее, а с другой правила ОГ как бы запрещают вмешиваться в дела внешнего мира (на это, конечно, забивают, когда надо, ибо по сути правило работает только когда вы своим вмешательством помешали ещё кому-то в ордене, и он напишет жалобу, ибо у "всего лишь императоров" возможности прислать ноту протеста никакой нет). Т.е у нас нет интеграции супернатуралки и истории, магический андерграунд сидит в добровольной изоляции и решает дела внутри себя, внешний мир служит пассивной декорацией и играет по системе Mortal the Ignorance. Если вам где-то здесь пробили вайбы ВТМа и прочего ВоДа, то я могу только сказать, что у них был некоторое время общий издатель, Дом Тремере В АМ и клан Тремере в ВТМ это не просто совпадения, когда-то они были одним сеттингом, но потом это откатили, и даже как-то юридически оформили с разносом по разным издателям. Ну и к слову, истории Основателей домов тоже имеют вайбы ВтМа с его антедулувианамми - т.е. во все поля уникальные снежинки с зашкаливающим павером, загадочные исчезновения, и даже такие вещи как "угон лидерства" (пусть и не через диаблерие), и всё это в формате "старые загадочные истории" хотя там прошло не так много поколений.
Занчит ли это что у ОГ нет конкурентов? Нет, править миром они не смогут, т.к. есть прочая супернатуралка, которой это не понравится, а у прочей супернатуралки есть встроенный магрез + пенетратор магреза. Причём этот параметр прямо привязан к рангу этой супернатуралки и не требует никакой оптимизации, т.е. у условной королевы Маб этот показатель будет в топчике просто за то что она фейская королева, а у фейского рыцаря он будет на средненьком уровне, ибо он таки рыцарь. В примере выше феи, но у остальных супернатуралов та же картина, с поправкой на то, что у ангелов этот параметр изначально задран, ну и в недостатках этой схемы то, что этоу стату, конечно, не надо оптимайзить, но и нельзя оптимайзить, т.е. задрать, а потому если покастун прокачался, то придётся вместо рыцаря уже барона какого доставать, но даже тут эта стата роляет, так как снижает спектр доступных эффектов (в прошлой редакции было несколько по другому). Ну а эти парни уже как раз прекрасно могут помешать ОГ править миром и будут это делать, та же церковь страшна не тем, что может выставлять бойцов с истинной верой (что неприятно, но не критично), а что если надо, то влёгкую прилетает ангел с 50-ым майтом, что крайне неприятно даже для архимага ОГ.
Можно ли это исправить? Исправить, очевидно, в субъективном смысле, т.е. под мой вкус, чтобы вышла игра про людей с паверсами, которые конфликтуюют с другими людьми с паверсами, и часть этих людей была вполне себе встроены в социум, а не "разборки магического андерграунда, который с повседневной реальностью пересекается только когда пиццу заказывает".
* Например вонзаться внутри ОГ? Конфликты внутри самого ОГ исключены, ибо это организация имени Холодной Войны, воевать не хотят, но при этом яростно прокачиваются под лозунгами "хочешь мира готовься к войне", конфликты больше решают по политичке. И их всех это устраивает, ОГ это по сути первая и единственная в мире киберпанк-корпорация, у которой всё хорошо, т.е. нет проблемы с набором персонала или с ресурсами, т.е. им нафиг не надо распадаться и грызться между собой, среднему "менеджеру" этой корпы хватает и на золотой унитаз и на чёрную икру и на манекенщицу в постель, и рисковать этим всем ради перспективы большего мало кто станет. Для несерьёзных вонзаний, конечно есть процедура, но я уже не помню детали, ну а Аэгис мешает, да.
* Например, выдать всем парму, аэгис и зелья долгожительства, чтобы играть больше в разборки людей между собой, игроки в ОГ, а остальные не в ОГ?
* Начнём с Пармы. Во первых, аналогия с киберпанком выше приведена не просто так - официально на уровне сеттинга сказано, что ОГ Парму "закопирайтил", и бдит как копираст, т.е. если вдруг обнаружится (хотя слов "вдруг" лишнее - опять же, как копирасты, они мониторят ближайшие окрестности), что какая-то магическая традиция обзавелась пармой или её аналогом (формально, напомню, не запрещено, ибо Парма к ОГ покастунству отношения не имеет), то её зачистят, в лучшем случае предложат вступить в ОГ. То есть, надо не просто "раздать Парму" а ещё и раздать её орге, с которой ОГ ещё подумает связываться ли, т.е. эта штука будет не ближе Персии, чтобы успеть развиться и вырасти. Ну или объявить такую копирастию анахронизмом, да, так как да, в истории были примеры, когда кто-то берёг свои "торговые секреты" (китайцы и шёлк, арабы и кофе, венецианцы и зеркала), но когда этот секрет таки выходил наружу это не становилось казус белли (причём до полного уничтожения). Ну и во вторых, в глобальном плане одна парма сама по себе ничего не решает, она может быть частью решения, но не сама по себе - это просто специфика Арс Маджики что по умолчанию "спасброска" нет, но это далеко не везде так.
* Зелья долгожительства. Да это можно раздать (предварительно прописав от какой статы кидать всем кто не в ОГ), хотя я не берусь судить как оно поможет той или иной магической традиции. Тут проблемка в том, что этот как раз то что мне не надо, для мира реального это заканчивается очередным киберпанком, в котором богачи живут столетиями, ибо могут себе позволить, для мира супернатурального это заканчивается теми самыми анально доминирующими элдерами, которых даже не переждать. Или пойти по пути ДнД, где "воскрешение мёртвых" существует, но пользуются им в 95% случаев игроки за столом (а оставшиеся 5% это ГМ нпся поднимет), а вот в остальном мире "почему-то" этого нет, но имо это плохо с точки зрения построения мира.
* Аэгис. Опять же, раздать можно, но это больше про стратегичку, и ни на что не повлияет - ОГ не расширяется добровольно, а не потому что у врагов аэгис, окружающие с ОГ ничего не могут сделать потому что у ОГ есть аэгис, архимаги, парма и самого ОГ тупо больше буквально на порядок чем любой другой магической традиции, т.е. опять проблема комплексная.
Итого, "решить"-то (в кавычках ибо по сути перепилить на свой вкус, так-то я знаю людей, которым интересно играть в магический "андерграунд", которому плевать на королей и президентов) можно, но это не перепилы уровня "вот здесь циферки переписать" или "некоторое изменение в сеттинге", это будет именно что глобальное перепахивание сеттинга, с перестройкой именнно что фундамента, т.е. считай свой сеттинг, пусть и с элементами официального.
PS: У меня феерично протоптался текст про второй большой кампейн, потому что я большой молодец. Ну что же, значит такова воля высших сил, попробуем написать другой. А пока этот.