Пара абзацей про "игру в разные игры", но для начала предисловие.
Из прошлого
поста за давностью лет и отсутствием логов потерялся небольшой фрагмент, он же известный как "Первая Экспедиция Даэнора". Вкратце суть в том, что Даэнору в голову пришла мысль открыть морской путь в Индию, для чего он взял на родине корабль, заручился поддержкой храмов релевантных торговле, дабы они выделили квалифицированный персонал (то есть других игроков), нанял капитана, ну и в общем-то отплыл с целью попасть из пункта А "Венеция" в пункт В "где-то в Индии". Оставим в стороне смысл мероприятия, ибо мне тогда было не известно что в Индию никто не доплывал не потому что "тупые, глобуса не видели", а потому что корабли в те времена не из Age of Empires были и чисто конструктивно доплыть Индии бы не смогли, и от этого маршрута, если бы положим, персонаж его проделал благодаря особому эльфийскому кораблю, никто бы ничего не выиграл (да и байки про тупость древних это байки, гипотетически они этот маршрут знали). Если бы же с условным итсмеджиком эта проблема решалась (ну или если мы смысл сводим к получению точки для телепорта), то это бы сделали уже давно, ибо НПС своими заклинаниями пользоваться всё же умеют, а не пускают слюни в ожидании команды от РС. Даэнор доплывёт примерно до Берега Слоновой Кости, там обоснует поселение (видимо, так же методом Age of Empires), поплывёт дальше на юг, но воткнётся в "роадблок" в виде ББЕГа, от которого все в общем-то и растараканятся, т.е. остальные члены экипажа ему скажут, что дело стало слишком рисковым, и они пас. Продолжать игру, если что, они могли, это игроки сказали ему что они более не готовы.
Для нагнетания драмы на старте игры у меня возникла восхитительная идея, мол де за вами плывёт ББЕГ, давайте мы набилдим топовых полу-НПЦ под вашим управлением из релевантных структур которые в свою очередь отправятся за ним. Мой-то план был простой, как и всё гени.. тупое, скажем честно: ББЕГа они "настигают" в определённом месте силы, где их и раскатывают в тонкий блин, ибо НПС категории D, только внезапно с уровнями, кажется, 16. Игроки, что в целом не мудрено, поняли это всё совсем не как как оно было задумано мною, т.е. "демка ББЕГа", и решили, что им дали шанс решить проблему, и принялись с энтузиазмом генериться. Вот только проблемка, генериться, особенно некоторые, стали "под задачу", которая им была объявлена, и в шитсах стали появляться эффекты очень нишевые, которые редко кто берёт, но очень полезные вот прямо здесь и сейчас - ибо мы начали играть и генерились на ходу (не помню точно, но вроде как это был мой хитрый план чтобы игроки совсем уж не заоптимайзились на бордах, и генерились с тайм лимитом). После очередного невероятно полезного эффекта, вкряченного в шитсу задним числом (т.е. сначала тебе со словами "а и так сойдёт" кидают чарник, а потом "ой что я нашёл, можно заменю / вставлю в вот тут свободный слот был, и тут же применю") мне стало ясно, что меня это не устраивает на концептуальном уровне, то как делается процесс, даже не затрагивая как оно влияет на результат столкновения, и потому мероприятие было свёрнуто. Скажем честно, идея была плохая, даже если выдать игрокам прегены, ибо катсцены надо показывать катсценами, а не манить игроков интерактивом (даже если они его себе выдумали), когда там интерактива "как именно вы долго побарахаетесь перед тем как сольётесь", что игроков явно "порадует" если это не было прямо проговорено.
И мы плавно подобрались, после двух вводных абзацев к главной теме, или точнее, проблеме, которую я до сих пор не знаю как решать. Которая называется "игроки и ГМ хотят играть в разные игры". В нашем случае это, в примере выше игроки хотят играть в "а сейчас мы как догоним и отпинаем ббега другой игры", а ГМ как-то вот запланировал "интерактивная катсцена про пафосность ббега, в которой он раскатывает посланный за ним отряд". Зачем мне пафосность ббега? Да затем, что побеждать - а у меня всё-таки были рассчёты, что игроки победят, хоть и с шансом в 50% - надо всё-таки именных оппонентов обвешанных регалиями, а не "рандомный ноунейм моб, у ГМа таких вязанка и пучок", да что там побеждать, даже проигрывать таким (в моём понимании) не так обидно и достижение само по себе. Ну хорошо, скажете вы, тыжгээм, ввидишь что игрок хочет играть во что-то ещё, поиграй с ним в это, и тут мы втыкаемся в два кейса, как раз красиво случившиеся в рамках одной игры и рассказанные выше.
Первый, более простой и более редкий кейс. Игрок хочет играть в то, во что не хочу играть уже я. Апологеты низведения гейм мастера до гейм менеджера, задача которого ублажать игроков любой ценой и весь смысл которого в создании игрокам счастья, могут пройти лесом и попытаться повзрослеть. Пока ГМу не платят за игру деньгами, ГМ имеет право иметь ожидания что на игре будет интересно. Я не из тех, кто считает, что ГМ ну вот вообще всегда прав и важнее всех вместе взятых, имеет право делать что хочет и прочий такой абсурд, но да, я считаю, что вклад ГМа в игру больше вклада игрока, а потому вылизывать игроков обязанности нет. Так вот возвращаясь к нашему кейсу, "игроки почти не читеря и непалевно метагеймя собирают сайдпартию и решают проблемы основной партии" это не в то, что мне очень интересно играть, равно как и вообще жанр "игроки рофлстомпят всё что встретят потому что они же главные герои истории!!1". Причём, хочу отметить, мне не жалко конкретно данного НПС, все равно среспавнится (а даже если бы не респавнился можно замену "из шкафа" достать), а вот силы потраченные на сопутствующий сюжет уже жалко.
Второй, более сложный и более частый кейс. "Что ты, чёрт побери, такое?", точнее, "Во что ты хочешь играть-то?". В данном случае, ок, игрок хочет повторить деяние Васко да Гамы, точнее сделать это первым, это форма. А какое он ждёт содержание? ББЕГа ему бороть не интересно, ок. Points of Interest с лором и трежой, натыканные вдоль берега, он не то что бы игнорирует, но немного потыкав отбрасывает в сторону и плывёт дальше. Вряд ли ему интересен менеджмент ресурсов "еда, пресная вода, hull корабля, мораль экипажа, здоровье экипажа" (часть вещей, впрочем, non-issue по причине ДнД-жрецов на корабле) и рандом ивенты их подтачивающие (от части, типа штормов, снова защищают профильные жрецы на корабле). Рандом энкаунтеры в море, лесенка пираты-морские супернатуралы-кракен, т.е. сводим всё к трём-пяти комбатам? ВНЕЗАПНЫЙ портал в царство какого-нибудь Нептуна и ГМ должен сам угадать что именно это хочет игрок? При применении на игрока навыка "говорить слова ртом" внятного ответа игрок дать не может. И это не проблема конкретно Даэнора, а вообще частый случай ситуации "Игрок ставит цель - ГМ придумывает препятствия - Игрок фрустрирован если препятствие не преодолевается лихим кавалерийским наскоком с прописыванием несогласным в табло", и вот ты говоришь с игроками, и они тебе ответить что они хотят не могут, а предложенные варианты, включая такие радикальные кейсы как "поставленная задача решается как у короля Артура, фоновым сделал это" и "хотите для вида попинать несогласных лузеров, которые опасность представляют только в комбинации ваших тупняков и плохих дайсов, и достичь цели", отрицают. Попытки "менять препятствие" (хоть и в другой игре), ну вдруг им конкретно это не нравится, не хотят его бороть, были, результата не дало, кроме превращения сюжета в балаган, где НПС с конкретными претензиями к персонажам сваливают в закат на три буквы потому что "ну наверное игрокам это не интересно, давайте попробуем что-то ещё". "ролевая терапия в ролевой игре", а точнее вопрос "вот ты ГМ и у тебя вот эта партия, что бы ты делал" к полезному ответу не приводит в большинстве случаев (в меньшинстве это возврат к прошлому редкому кейсу, типа давайте играть в бездумное вонзалово в ВтМ). Выдать победу на тарелочке (так же в другой игре) тоже не особо помогло, кроме как выдохнуть и закончить игру, ибо цель поставленная игроками это не что-то промежуточное класса "накоплю на свой истребитель, запишусь в космические пираты", а всё, прошёл, молодец, цель достигнута, ты богат и знаменит, титры. С моей личной колокольни это выглядит как желание сверхприбылей с минимальными усилиями, но при этом чтобы это выглядело (ключевое слово) как сложное дело, что игроки не хотят признавать по очевидным причинами, но, возможно, я хватаюсь за самое примитивное объяснение проблемы, а у людей реально каша в голове и они сформулировать не могут.
В общем, что делать с "хотим того, не знаем чего, сделай нам красиво" я до сих пор не знаю, на сегодня решение это "ставим игру на паузу, и давайте играть в то, где вы мне дадите содержательный ответ".