Так уже повелось, что машина для мужчины сродни любимой женщины. Мы ухаживаем за автомобилем, покупаем дорогую косметику, ревнуем её к другим водителям и с сожалением расстаёмся. В 2013 году мне в очередной раз пришлось расстаться с машиной, но не по своей воле…
В 2012 году я приобрел новый, комфортабельный и динамичный авто Шкода Октавия в солидном сером цвете. Чудесная машина! Турбированный фольксвагеновский двигатель, смешной налог, небольшой расход при отличной динамике, передовая коробка DSG, огромный салон и багажник, да еще и досталась скидка 5% от Сбербанка по программе автокредитования, т.е. КАСКО вышло бесплатно. Такой подарок я сделал себе за пару дней до 23 февраля и был доволен как слон! Весь год я покупал и устанавливал ей всякие шняжки типа Вебасты, ковриков, солнцезащитных сеток и т.п., покрыл защитной полиролью, ну короче фапал на машину как мог.
Но радовался я своей новой подруге чуть меньше года, так как 28.01.2013 попал в ДТП. Понедельник, обеденное время, час пик, центр города, мороз, пробки. Только начинаю двигаться на зеленый свет светофора пешеходного перекрестка у Голубого огонька (пересечение с Чокана Валиханова) как вижу, что из-за автобуса вылетает на встречку что-то джипобразное, цепляет край автобуса и бьет меня в передний левый угол. Я кричу от страха, как японская школьница, потому что реально ссыкотно, когда прямо на тебя летит без малого две тонны железа. От удара раскрываются обе передние подушки, немного оправившись и отправив жену в ближайшее кафе, чтобы она пришла в себя и не замерзла, начинаю оценивать ситуацию.
Оказалось, что пострадал не только я один, да к тому же как настоящий герой принял основной удар на себя. Итак, джип снёс мне всё переднее левое крыло, ушатав полморды, капот и дверь. Можно легко представить силу удара, ведь я стоял почти параллельно перед Митсубиси Лансером, который видно за мной. После удара об автобус джип начало разворачивать и он зацепил меня левым задним колесом, вырвав себе и мне стойки. Пробка была отличная. С этим событием я даже засветился на городских сайтах, но единственная новость с правильными фотографиями очевидцев по солнцу уже исчезла из архивов.
Лансер пострадал не так сильно, его задело по касательной, по-моему там две вмятины и царапины на крыле и двери. Идем дальше.
За Лансером виднеется Нексия, у которой были основательно вмяты обе двери по левой стороне. Её загораживает человек в левой части снимка, явно молящийся богу ОСАГО. Тут же мы видим автобус, с которого все и началось.
Автобус поближе.
Ну и наш герой, некто Граф А.А. на Хёнде Санта Фе, в норочке такой, все выхаживал и обсматривал что осталось цело на его бэтмобиле .
Еще раз можно оценить сколько десятков метров летел наш супергерой (видимо спасать кого-то, явно где-то в это время творилась несправедливость), попутно тормозя об наши машины. Напомню, что ДТП произошло в час пик, в пробке, через пару секунд после того, как загорелся зеленый свет на пешеходнике. В общем, мы очень помешали доброму делу, я так думаю.
Виновник после ДТП даже не подошел и не поинтересовался живы ли мы, здоровы, нет ли трупов пешеходов. Кстати, пристегивайтесь! Ремень в общем-то и спас от травм, только очень болела грудь. И руки держите правильно на руле, а то я сам себя ударил рукой в нос из-за подушки безопасности. Вину водитель Хёнде сваливал на автобус, который якобы его подрезал и клубы дыма (ну все мешали, ясно же!). На медосвидетельствование направлен не был, типа нет первичных признаков опьянения. Протокол делали долго, нудно и даже переписывали схему.
В общем, чувак начал "тянуть резину в долгий ящик". Не был согласен со своей очевидной виной на месте аварии, затем на разборе заявлял, что у него якобы есть разоблачающее видео, потом писал жалобу на инспектора, который составлял схему плюс были праздничные дни... Из-за всего этого заветную бумажку (а ля постановление) я смог получить только через месяц. Пришлось дважды приезжать в ГИБДД, писать заявление от имени жены, как свидетеля, так же пригодилась помощь еще одного очевидца, который дал свой телефон на месте ДТП. В общем, когда замаячило лишение прав, то наш уважаемый А.А. сразу же согласился с виной и даже оплатил в этот же день штраф.
А дальше мои мытарства только начались. Месяц без машины и возможности что-то сделать были только цветочками. Были две веселые экспертизы с участием независимой, виновника и моей страховой по КАСКО, машину мою "затоталили" (стоимость восстановительного ремонта оказалась более 75% от цены авто). Повреждения были очень серьезные, пришлось бы переваривать половину переда и тянуть силовые элементы, поэтому от машины я отказался и попросил выплатить всё деньгами. Всю весну машина простояла в ожидании калькуляции и решения, но не зацвела (привет Калуге и оцинковке). Изредка я приезжал навещать её, но без цветов, чтобы сделать фото для страховой, забрать целые запчасти, шины, которые я успешно сбагривал другим радостным владельцам шкод.
Интересно поступила страховая компания виновника. Машину-то я оформлял по КАСКО, а вот по дополнительному оборудованию пришлось прибегать к помощи ОСАГО. И когда я пришел в РЕСО, то там мне тетеньки так и заявили: нам, мол, сказали вы по КАСКО будете деньги получать, поэтому пока я оформлял экспертизу по машине все выплаты уже произвели. Хорошо, что повреждения у остальных были относительно небольшие и оставшихся денег хватило, чтобы получить компенсацию за Вебасто и зимнюю покрышку.
Чтобы получить деньги за машину, нужно было её снять с учета и передать комиссионеру, который уже занимается продажей годных остатков. Инспектор, осматривающий автомобили в ГИБДД, предложил мне привезти автомобиль на эвакуаторе, а затем отвезти обратно. Для этого нужно было очень много времени и денег, а также согласование с техцентром на временный вывоз авто с территории. Моё робкое и наивное предложение о том, чтобы любого из инспекторов отвезти к машине в любое удобное для них время, поставить пару автографов, а затем вернуть обратно было безальтернативно отметено. Ну что ж, поход к начальнику ГИБДД, вежливый рассказ о своих правах и их обязанностях (выезжать к месту нахождения авто на служебном транспорте), а так же просьба принять во внимание сложившую ситуацию решили данную проблему очень быстро в тот же день и с удивленно-расстроенным выражением лица того самого инспектора.
И вот в мае я снимаю машину с учета, фотографирую, забираю все свои вещи и уже ближе к июню передаю её комиссионеру. Забирал её не автовоз, а какой-то калымщик на фургоне, который не хотел ехать пустым до Москвы и искал попутный груз. Грузили все вместе, стоимость эвакуатора пришлось делить пополам (жлобские москвичи всегда ставят тебя в неудобное положение перед новыми фактами, хотя условия сделки долго и нудно обсуждают заранее).
Забыл рассказать как это трудно ровно погрузить машину на эвакуатор с заблокированными ведущими колесами и отваливающейся стойкой, но глаза боятся, а руки делают. К сожалению, на тот момент нормального эвакутора с краном в нашем городе то ли не было, то ли он был на ремонте.
В фургончик Шкоду запихивали с помощью эвакуатора. Попеременно скатывали ее с платформы во внутрь, отъезжали назад и снова толкали обратно. К сожалению, заснять весь этот фееричный спектакль я не смог, потому что пришлось помогать.
В последний раз я за рулем Октавии. Классная была машинка, что и говорить.
Ох, отдельная песня была с документами комиссионера, который принимает годные остатки и документами для банка со страховой, а так же с получением денег. Побегать пришлось, но только из-за того, что я хотел убыстрить весь процесс. Ну вот например, забрать гарантийное письмо из страховой и отдать банку (автокредит) для распределения выплат, а затем забрать из банка информационное и отдать страховой. Час отдать, три дня названивать и торопить всех подряд, час вернуть обратно. Сами же бы они между собой общались не меньше двух недель через нашу любимую Почту Россию. Насчет комиссионера тоже все не так просто. Когда ему была нужна машина, то он мурыжил меня каждый день звонками что да как. Должен был приехать человек от компании с документами, которые нужно было подписать при передаче авто. В результате машину отдавали левому чуваку, документы прислали сканом, отдавал авто я по расписке корявым почерком водителю с Тульской пропиской. Оригиналы мне никто так и не выслал. И если бы не цветной принтер, то деньги я наверное бы получил только к осени. Кстати, машинку в Москве успешно починили и продали одному наивному в каком-то ара-сервисе. Он уже звонил мне как бывшему владельцу и был немного растерян, когда узнал почему он так дешево взял автомобиль в таком хорошем состоянии.
До получения выплаты по машине я пытался через суд стрясти с виновника деньги за арендованное авто. Работа моя разъездного характера, прямой необходимости в этом нет (нет путевых листов и т.п.), но без неё я просто не справился бы со своими обязанностями. С полным пакетом документов (ТД, приказ о принятии на работу, копии авансовых отчетов за ГСМ, адресной программой подотчетных магазинов, копии договоров об аренде и передаче денег) суд с апелляцией я проиграл. К сожалению, почему-то в ПФР не было отчислений на меня за последний период от московского ООО, в котором я числюсь (хотя, к дело это не имело прямого отношения) и моему любимому судье Солодкевичу почему-то показались неубедительными доводы о том, что я работаю удаленно, филиала в Омске нет и мне действительно нужна машина для работы (ну не курьер я и не экспедитор). В самом рассмотрении дела и доставке документов были очень странные моменты. А особенно был въедливым их представитель Колмаков (ох и продажная же профессия адвокат), который перевирал факты и всячески пытался запутать суд, что впрочем обычное дело в таких разбирательствах. Ладно, но замечу тот факт, что глубокоуважаемый виновник ДТП Граф А.А. так не разу и не позвонил мне, даже не попытался как-то наладить диалог, зато после подачи в суд названивали его жена (юрист, кстати) и мама (!), которые возмущались моим поведением (!). И я понял, что у каждого супергероя на бэтмобиле есть своя мама, которая в любом возрасте считает, что его мальчика обижают...
Кстати, с виновника моя страховая регрессом уже истребовала разницу между выплаченной мне суммой и стоимостью годных остатков (160 тысяч по ОСАГО все выбрали). Сумма получилась приличная, в несколько сотен, поэтому не забывайте оформлять на свои авто ДОСАГО, так на всякий случай. Сейчас за ним настойчиво ходит судебный пристав.
Выплату от страховой компании за машину я получил уже в июне (напомню, ДТП произошло 28 января), но выплатили мне стоимость авто с вычетом автокредита и износа, который за первый год составил приличные 20% по внутренним расчётам страховой компании. С этим решением я не был согласен. Ну посудите сами, я платил страховку за полную стоимость авто, почему выплачивать должны с учётом износа? Ссылаясь на последние разъяснения Верхового Суда по автострахованию, районный суд признал мою правоту и обязал выплатить в мою пользу не только незаконно удержанный износ, но так же штраф 50% от назначенной суммы (по закону о защите прав потребителей), неустойку и судебные расходы. Деньги я получил аккурат перед Новым годом.
Несмотря на все мои мытарства и не все выигранные суды, я все же смог остаться в плюсе. Первый раз КАСКО полностью окупилось. К тому же авария произошла менее, чем за месяц до окончания действия полиса, везуха! Сегодня я смотрю на эту историю и понимаю, что все это случилось неспроста и вижу одни положительные стороны, я даже немного рад, что все так вышло. Ведь у меня появился бесценный опыт и реализовалась мечта взять более крутой и интересный автомобиль, но это уже другая история...