Константин Коровин. Натюрморты, Крым, времена года, грандиозные декорации и красивые женщины...

Aug 11, 2012 14:08

Оригинал взят у junet в Константин Коровин. Натюрморты, Крым, времена года, грандиозные декорации и красивые женщины...
Уже не в первый раз я попадаю на хорошую выставку в ЦДХ буквально "под занавес", в последние дни.
Только если на Левитана я никак не могла собраться, то о выставке Коровина узнала на днях и вовремя спохватилась.
Дождавшись утром маму и оставив ее наслаждаться обществом внука, я помчалась на Крымский вал. Помню, как по дороге на левитановскую выставку (брр, ну и мартовский холод был тогда!) я нервно смотрела на большое количество народа, которому было со мной по пути. На сей раз попутчиков было поменьше. В здание я прошла беспрепятственно, только предъявила сумку равнодушной девушке на охранной рамке. В вестибюле стояла длинная очередь, и немолодая тетенька, за которой я встала, сообщила мне доверительно: "Я спросила у тех, кто уже подошел к кассе, они стояли примерно полчаса!" Мы простояли примерно столько же. За это время я успела обойти две сувенирных лавки, в одной мне не нашли сдачи, чтобы продать диск с картинами, во вторую ломилась огромная толпа народа, но я все же успела дождаться своей очереди здесь и выйти с диском. Развеявшись таким образом и немного компенсировав тупое стояние в очереди (которая за это время здорово удлиннилась), я наконец получила билет и поспешила наверх.



Как водится, народу было много, даже очень много. У некоторых картин посетители толпились усерднее, у некоторых было попросторнее, у каждой картины мне встречались люди, прижимающие к уху черную коробочку аудиогида, а на табличках картин были прописаны номера, которые, наверное, соответствовали трекам в этом самом гиде. Как ни странно, глупостей на выставке я почти не услышала. То ли я сама была чертовски рассеяна сегодня, то ли картины Коровина не вызывали столько околесицы, сколько, например, Модильяни...
Всех гостей выставки встречал знаменитый портрет раскинувшегося на диване Коровина. Он как-то очень дружелюбно и слегка хитро поглядывал на толпящихся зрителей.



А напротив - относительно ранняя картина, которую я очень люблю, - "Бумажные фонари", с красивой и изящной женой Коровина и пестрыми китайскими фонариками.



Владельцы аудиогидов торчали у картины подолгу. Я предпочла подойти к ней несколько раз, но ненадолго. А дальше все, уже без аудиогидов, почему-то неизменно застревали у картины с купальней и голой женщиной в красном чепце.



Я воспользовалась паузой, которую вызывала женщина у купальни, и вволю насмотрелась на висящий рядом чудный пейзаж "Мальвы в Саратовской губернии", который обычно живет в Тульском музее.



Эти мальвы, наверное, не зря меня привлекли. Потому что на обратной стороне стенда с мальвами... Вот там я остановилась, как вкопанная, а потом, не в силах оторваться, принялась бродить взад-вперед вдоль целой невероятной и прекрасной вереницы натюрмортов - цветов, фруктов и рыб. "Розы на берегу моря", "Гвоздики и фиалки", "Розы и фиалки"... "Рыбы, вино и фрукты" и просто "Рыбы", "Рыбы"... Никогда не думала, что рыбы могут успешно соседствовать с фруктами...









Цветы эти, фрукты, в своих невероятных сочетаниях, красующиеся на берегу моря и в полутемной комнате, казались настолько осязаемыми, настолько плотскими и в то же время даже лучше, чем те, настоящие, давно исчезнувшие цветы, фрукты и рыбы (я, кстати, рыбу терпеть не могу, так что рыба, которую не надо есть, мне очень понравилась), что можно было бродить вдоль этих картин бесконечно, махнув рукой на все остальное. Но махать рукой не стоило, потому что дальше было не хуже...
Потому что Коровин, видимо, бесподобно чувствовал не только эти сочные, "вкусные" дионисовы сочетания, но и жизнь, жизнь красивую и очень чувственную, которая так и рвется на волю с холстов и досок, вправленных в рамы.

На портрете Перцовой (он называется "Натюрморт с портретом В.В.Перцовой") даже не сразу заметен портрет - настолько вылезают вперед пышные цветы в вазах.



Цветы рядом с красивыми женщинами - практически обязательная деталь на портретах Коровина. Впрочем, кое-где на мужских портретах (и отнюдь не у красавцев) цветы тоже мелькают.



Если нет под рукой букета, женщина может, например, понюхать сирень прямо на кусте...



А вот чудная Тенишева осталась без цветов, разве что с нечетко прописанной какой-то гирляндой на шляпке.



По всей выставке разбросаны (то по хронологии, то по местностям, я слегка запуталась) пейзажи. В противоположность сочным натюрмортам, они прозрачны, чисты и легки, они не вылезают из холстов, а наоборот, затягивают тебя внутрь... "Зимой", "Ранняя весна", "Весна", "Ручей"...









И унылая, полутемная деревенская улочка, по подписи оказавшаяся улочкой в Переславле...



И даже в деталях выписанная верандочка на какой-то даче близ Сенежа...



А мимо картины "Костер" я сначала прошла равнодушно - яркое пятно, темно вокруг... И только спускаясь со второго этажа, я вдруг почувствовала, как ударил в глаза свет этого костра, и как по-иному она вдруг увиделась...



Отдельный павильон посвящен северу. Туда Коровина занесло, видимо, любопытство и воля Мамонтова. Север ему очень понравился, так, что он сделал 12 гигантских панно с северными видами.



Но север его впечатлил, а юг Коровин, видимо, все же просто очень любил. Иначе как могли получиться чарующие виды Гурзуфа - все с теми же неизменными цветами в вазах...



...ялтинские кафе на улице...



...и, наконец, обожаемый мой, белый Севастополь...



Выставка называется "Живопись. Театр". Примерно четверть экспозиции - это эскизы к декорациям и костюмам для массы пьес. И две огромных натуральных декорации из "Сказки о золотом петушке". Вблизи очень впечатляют. А в витринах костюмы, один из них даже отделан стразами, тогда только-только появившимися.
Эскизы разнообразные и пестрые, карнавальные и снова выпукло-сочные. Среди них - мой любимый Шмель из "Царя Салтана" ))



И врубелевский Демон...



И разные чудные города...





И Шемаханская царица...



Вырваться из очарования коровинских картин, скажу вам честно, очень трудно. Хочется вернуться еще раз, посмотреть на этот пейзаж... и еще на тот натюрморт... и еще вот тот вид гурзуфской набережной... и портрет... и снова натюрморт, ну это уже в последний раз... нет, все-таки еще летний пейзаж...
Наконец я буквально за шиворот потащила себя на выход.
На выходе две пожилых дамочки переговаривались, обсуждая увиденное. "Ах, Париж меня просто очаровал!" - восклицала одна. Я почему-то рассердилась, потому что Париж мне как раз совершенно не понравился. Разве что вот этот, отгороженный от художника и от зрителя неизменными цветами...



Я к Парижу на картинах Коровина осталась совершенно холодна, примерно как эти рыбы ))



Да и для чего мне Париж, особенно эмигрантский, если есть на картинах -
И своды скал, и моря блеск лазурный,
И ясные, как радость, небеса?





Previous post Next post
Up