О литературе.
В гимназии у меня был замечательный учитель русского языка и литературы - назову сокращённо ГШ. Умная, импульсивная, громкая, немного странная женщина, но до мозга костей любящая свой предмет.
Гуманитарный класс, уроков литературы достаточно, но все же мало по мнению ГШ, поэтому дополнительные часы забирались у учителей других предметов в счёт «потом верну» (и, как правило, не возвращались), плюс дополнительные уроки по внеклассному чтению (вёл Игорь Васильевич, голубоглазый брюнет в очках с чёрной оправой). Все вычитать было нереально при большой школьной нагрузке, поэтому иногда спасалась шпаргалками. В то время появились брошюры «Школьная программа в кратком изложении». Что-то типа этого. Либо после занятий шла с одноклассницами в Национальную Библиотеку и лопатила статьи критиков, рецензентов и иже с ними. Тогда библиотека была наше всё. Сейчас есть интернет. Тонны информации. И мусора.
Об открытиях.
Мое недавнее открытие - портал «
Полка». Это просто кладезь информации для нынешних школьников/студентов. Да для всех. Рецензии, разборы, статьи, которые хочется поглощать и впитывать. Там столько всего интересного. Загляните, и вам не захочется уходить с этого сайта 🙂
А ещё люблю читать обзоры и статьи на портале «
Livelib». Как раз благодаря ему начала читать книгу Лидии Чуковской «Записки об Анне Ахматовой» (3 тома). Очень увлекательно. Узнаешь не только о том, как жила Анна Андреевна, но и о жизни и творчестве людей, окружавших её: Н. Гумилёве (первый муж, их сын Лев Гумилёв), О. Мандельштаме, В. Маяковском и чете Брик, о Пастернаке и других. «Записки» написаны так, что создаётся ощущение присутствия в жизни поэтессы; иногда кажется, будто видишь её гордый профиль, а на плечах чёрный шелковый халат, или слышишь её испуганный голос, когда она не решается перейти через дорогу. И, конечно же, по-другому чувствуешь те или иные стихи, которые в школьные годы бездумно заучивала, потому что надо, и не понимала смысла.
Сейчас читаю главу, где не раз упоминается роман Л. Толстого «Анна Каренина». Ахматова иронически отзывается о писателе, а про роман сказано следующее:
- Неужели вы не заметили, что главная мысль этого великого произведения такова: если женщина разошлась с законным мужем и сошлась с другим мужчиной, она неизбежно становится проституткой. Не спорьте! Именно так! И подумайте только: кого же «мусорный старик» избрал орудием Бога? Кто же совершает обещанное в эпиграфе отмщение? Высший свет: графиня Лидия Ивановна и шарлатан-проповедник. Ведь именно они доводят Анну до самоубийства. А как сам он гнустно относится к Анне! Сначала он просто в неё влюблён, любуется ею, чёрными завитками на затылке... А потом начинает ненавидеть - даже над мертвым телом издевается... Помните: «бесстыдно растянутое»?...
- Весь роман построен на физиологической и психологической лжи. Пока Анна живет с пожилым, нелюбимым и неприятным ей можем, - она ни с кем не кокетничает, ведёт себя скромно и нравственно. Когда же она живет с молодым, красивым, любимым, - она кокетничает со всеми мужчинами вокруг, как-то особенно держит руки, ходит чуть не голая... Толстой хотел показать, что женщина , оставившая законного мужа, неизбежной становится проституткой. И он грустно относится к ней... Даже после смерти описывает ее «бесстыдно-обнаженное» тело - какой-то морг на железной дороге устроил. И Серёжу она любит, а девочку нет, потому что Серёжа законный, а девочка нет... Уверяю вас... На такой точке зрения стояли окружавшие его люди: тетушки и Софья Андреевна. И скажите, пожалуйста, почему это ей примерещилось, будто Вронский ее разлюбил? Он потом из-за неё идёт на смерть...
Сам Толстой не скрывал, что не любит роман, хотел даже бросить писать, но нужда в деньгах пересилила. Лев Николаевич даже жаловался корреспондентам: «берусь за скучную, пошлую Каренину», «мне противно то, что я написал». Роман печатался по частям, новый выпуск журнала «Русский вестник» читатели ждали с нетерпением, но современники - культурная элита - отзывались о нем не очень хорошо. Салтыков называл его «коровьим дерьмом», а Чайковский - «пошлой дребеденью». По завершении публикации романа негатив постепенно спал, читатели поняли, что роман не просто об адюльтере, он намного глубже. И что самое интересное, его не с чем было сравнить, даже с зарубежной литературой. Такое ещё ни разу не писалось.
«Анну Каренину» мы проходили как внеклассное чтение, в школьной программе романа не было. И что странно, я не помню, чтобы мы писали сочинения, углублялись в него, хоть и были гуманитарным классом и каждую книгу разбирали по полочкам. На тот же роман «Война и Мир» сколько было написан сочинений и эссе. Мама дорогая ) Чуть ли не на каждую главу )))) Понятно, что тема не для детей, но все же.
И вот поняла, что «Каренину» я не знаю, не анализировала роман, не разбирала на составляющие. И после прочтения его раз 5-6 понимаю, что нужно ещё раз прочесть и наконец понять, мое это или не мое. Дать объективную оценку, считаясь не только на эмоциональную составляющую. И понять, отчего подруга обожает роман и перечитывает его раз в год.