***

May 26, 2013 02:15

Наконец-то сегодня выспалась за всю неделю. 14 часов - мой рекорд :)
Что самое интересное, сейчас два ночи, а я снова хочу спать. Наверно, все дело в том, что вечером я погуляла в Аптекарском Саду-Огороде и надышалась свежим чистым воздухом после дождя, потом не спеша погуляла по вечерней Москве, выпила легкий освежающий коктейль "Пасадена" на летней веранде "Defaqto". Домой идти совершенно не хотелось, только бродить не спешным шагом, слушать звуки и шелест. От метро до дома полпути прошла пешком, доехала уже на трамвае...
И вроде бы ничего полезного не сделала за сегодняшний день, но чувство такое - умиротворенное, - что день прожит не зря!

Только что прочла статью, опубликованную на сайте the-village в рубрике "Неизвестный горожанин". Прочла и задумалась: "А ведь верно!" В наше время все так быстро и неуловимо, что не видишь вокруг себя чего-то настоящего, а может быть главного. Мы разучились видеть в простом - простое, в красивом -красивое, в настоящем - настоящее. Мы привыкли к гаджетам, к виртуальности, к модным словам. Все как один хотят быть в тренде, и не важно, в чем это проявляется - владеешь ли ты дорогими телефонами или машинами, носишь ли брендовые вещи, слушаешь ту или иную музыку и т.п. Нужно научиться жить здесь и сейчас, научиться получать удовольствие от того, что приносит удовольствие, снять маски и не врать себе и окружающим, кто мы есть на самом деле.
Под катом статья!

Недавно я был на концерте. Думаю, многие на нем были, судя по ленте моего "Фейсбука". Я никогда не испытывал особой симпатии к исполнителю. Шел дикий ливень. Мы ждали уже полтора часа. Над городом сверкали молнии, гром, вокруг ходили люди в мусорных пакетах, в тысячный раз из колонок играл какой-то луп, а на экранах мелькала странная реклама. И вот настал момент, свет погас, на сцене появился оркестр, барабанщики, началась музыка.
Это было невероятно круто. Дождь лил как из ведра, иногда сверкали молнии, вокалист был похож на протестантского проповедника, оркестр играл мощно, музыка разливалась по телу, заставляя двигаться, - в общем, это был тот самый миг, которого я всегда жду от живых концертов и который в последний раз испытывал, пожалуй, на невероятном концерте Massive Attack. Но тут что-то случилось. Через пять минут после начала все достали свои "Айпады" и начали снимать. Никто больше не смотрел на сцену, все уставились в свои экраны, кривыми дрожащими руками пыталясь запечатлеть то, что происходит.
Те, у кого не было "Айпадов", стали орать, перекрикивая музыкантов, тем, кто стоял впереди: "Уберите зонты, уберите зонты!". Девочка рядом выясняла отношения со своим молодым человеком, кто-то обсуждал, что обязательно надо сфоткаться с артистом после окончания, а еще часть старалась орать как можно громче, чтобы все вокруг знали: эти люди тоже знают текст. И тогда концерт для меня закончился.
То, чувство эйфории, ощущение полета в космос - когда твое маленькое, не самое удачное сконфигурированное тельце поднимается куда-то ввысь, а вся твоя энергия проходит через человека, стоящего на сцене, и ты на секунду, сливаясь с толпой, превращаешься в огромный поток, который несется сквозь время и пространство, - это ощущение исчезло. Я опять был в Москве среди толпы глубоко неприятных мне людей, откуда хотелось как можно быстрее убраться и никогда больше не видеть эти модные, красивые и абсолютно бессмысленные лица.
Конечно, это случилось не вчера и даже не позавчера, мы давно привыкли делать по тысяче фотографий на мегапиксельные камеры, чтобы зафиксировать собственное присутствие, чекиниться, чтобы со спокойным сердцем покинуть одну бессмысленную вечеринка и переехать на другую. Я давно заметил: Москва - это город, в котором скучающие лица перемещаться с места на место. Куча мероприятий, каждое из них не назовешь говном, но и событием это назвать язык не повернется. И вот, постояв и поздоровавшись со всеми, обнявшись и обменявшись парой слов, ты опять отправляешься искать неизвестно чего.
Обычно это не вызывает особых эмоций, ты давно привык так жить. Москва, как я уже писал в прошлом сезоне, славится свои постоянным фоном, от которого невозможно избавиться. Страшно другое. Мы так к этому привыкли, что почти разучились встречаться в своей жизни с чем-то настоящим, с чем-то большим - тем, что должно заставлять нас стоять с открытым ртом, упавшей на пол челюстью, где угодно и в любую погоду.
Мне хотелось отобрать у них зонты, сорвать с голов мусорные пакеты и выкинуть "Айпады". Стойте и слушайте, забудьте вы о том, что затвра с утра проснетесь с севшим голосом и больной головой. Зато вы проживете один день по-настоящему. Вы наконец почувствуете себя живым. С вами что-то случится. Хоть что-то. Но нет, процесс необратим, тысячи фотографий будут выложены в "Инстаграм", тысячи статусов в "Фейсбук", миллионы сообщений в "Твиттер". Выложены и навсегда забыты. Информация в последнее десятилетие потеряла всякий смысл, память заменили папками, которые никогда не будут открыты - только жесткие диски будут наполняться белым шумом.
Вчера мой друг показывал мне фотографии своих детей. Он был в поездке и снимал, а потом напечатал снимки. "Что за идиот? Зачем он их печатает? Какой в этом смысл? - так думал я, пока не поймал себя на мысли, что уже минут двадцать смотрю на эти картинки, верчу в руках, рассматриваю детали. Запоминаю. Все технологические достижения ускорили нашу жизнь, сделали ее быстрой, мобильной, удобной, но начисто лишили нас двух вещей - памяти и способности жить здесь и сейчас. Никто не знает, к чему это приведет - это наше поколение будет стареть в новой реальности, и по нему можно будет делать выводы, - но я уже сейчас уверен, что это по-настоящему страшно и требует немедленного хирургического вмешательства.
Потеря памяти, в том числе коллективной, очень опасна для будущего: как можно знать свою историю, делать выводы, учиться на своих ошибках, если новости, даже самые страшные, забываются на следующий день? Как можно любить музыку, если ты не запоминаешь автора, каждый день заваливаешь себя новыми треками, не успевая вслушиваться. Чтобы по-настоящему что-то разобрать в музыке, мне нужно раз десять послушать альбом - не песню, а альбом, - и я с трудом могу поверить в то, что я не единственное ископаемое на этой земле, кому нужно так много времени. Но его нет, потому что мы постоянно живем будущим, событиями, которые когда-то случатся, и тогда можно будет вздохнуть спокойно. Видимо, правда, исключительно в гробу.
Когда я учился в школе, у нее был слоган, девиз, не знаю, как сказать точнее - "Дети не наше будущее, дети наше настоящее". И чем старше я становлюсь, тем больше понимаю ценность того, что нам объяснили еще в младших классах. Вся наша жизнь с самого детства была настроена исключительно на будущее - кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Надо учиться, чтобы стать человеком! Ты будущая опора семьи! И прочее-прочее-прочее. Никто не говорил: стой, молчи и смотри, забудь все, чтобы ты знал, и начни сначала, подожди минутку, прежде чем оценить мир своими точными оценками, заставь себя не прожить, а пережить текущий момент. Потому что потом, когда ты посмотришь назад, окажется, что вся твоя жизнь и есть сумма таких моментов и чем их больше, тем она счастливее, тем интереснее ты будешь другим и тем проще тебе будет одному, когда все разойдутся по домам и ты останешься наедине с подушкой и назойливым шумом кондиционера.
Это не так просто, как кажется. Все созданные предыдущей цивилизацией ограничения постепенно снимаются, а ведь в них был большой смысл: ты должен переодеваться, когда идешь в театр, это заставляет тебя принимать другие правила игры. Ты покупаешь пластинку и слушаешь ее от начала до конца. Ты проявляешь и печатаешь фотографии и не можешь исправить их - они такие, какие есть. Все эти ограничения глупы и неудобны, но они заставляют тебя существовать в определенной системе координат, понять, подумать и почувствовать. И возможно, именно этого больше всего не хватает нам сегодня - просто умения существовать только здесь и сейчас.

people, статья, мысли

Previous post Next post
Up