Всем известно, что заучивание стихов наизусть тренирует память. Обычно ученикам не стоит большого труда выучить даже объемные стихи на русском - в школе учат Есенина, Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Стихи у них ритмичные, запоминаются легко. А вот со стихами на английском иногда возникают проблемы. Многим детям бывает трудно запомнить все самостоятельные части речи и артикли, предлоги. Вроде все слова запомнил, а собрать в кучу не получается, то и дело что-нибудь да теряется.
Вот и сегодня я столкнулась с такой проблемой. Ученику в школе задали выучить стишок. И поскольку я знала, что самостоятельно он его по-любому не выучит, то пришлось наше занятие потратить на зубрежку. Но простая зубрежка не помогла. Артикли все равно терялись, слова менялись местами. Протупив минут 15, я придумала, как выйти из положения исходя из своего опыта.
Метод я называю «Бусы». Последовательность действий такая:
- Естественно, прежде чем приступить к заучиванию, стих нужно перевести, чтобы понять смысл. Так будет легче запоминать.
- Переписываем стих из учебника на листок А4 и разрезаем его так, чтобы каждое слово, включая служебные, оказалось на отдельном кусочке.
- Раскладываем кусочки со словами на столе в стишок.
- Просим ребенка прочитать первую строчку минимум 2 раза.
- Убираем из нее или переворачиваем белой стороной 2 любых слова и снова просим ребенка прочитать. Два слова из строчки - совсем не много, память о только что прочитанном еще свежа, поэтому ребенок с легкостью справится.
- Убираем еще 1-2 слова. И снова просим прочитать. Делаем так до тех пор, пока не запомним всю первую строку.
- Переходим ко второй. Читаем ее пару раз и убираем 1-2 слова. Но читать он должен начать с самой первой строки, чтобы пока мы учим вторую, он не забыл первую и чтобы не терять смысл прочитанного. Мы ведь все-таки не вслепую зазубриваем.
- Справились? Убираем по 1-2 слова до тех пор, пока он не запомнит вторую строку. Важно: после каждого удаления слова, пусть это будет даже артикль, читать нужно начинать с самого начала! Таким образом мы как бы постепенно нанизываем одну строку на другую.
Можно убирать слова не строчкам, а как вам вздумается. Но и в этом случае стих должен каждый раз прочитываться от начала и до конца.
В данном способе изучения задействованы сразу 2 органа восприятия: слух - мы вслух произносим одно и то же, и информация подсознательно записывается в мозг. Второй это зрение - ребенок запоминает, в какой последовательности идут слова, их количество, более ясно, чем в учебнике, представляет структуру стиха. Перед глазами возникает целостная картина. Зрение вообще играет большую роль в обучении. Вспомните, сколько раз вы забывали какую-то прочитанную информацию в школе или в университете, но точно знали, на какой странице и даже в какой ее части можно найти ответ. Здесь работает тот же принцип. Правда, я не пробовала этот метод на длинных стихах, в школе обычно учат коротенькие :) Но я точно знаю, что для заучивания текстов он также весьма действенен. Испытано на себе.