Оригинал взят у
marina_klimkova в
К 200-летию смерти Державина: «С миром покойся, великий русский человек!»Марина Владимировна Кудимова, поэт, писатель, переводчик о
памятной дате:
НИ ЗЛАТА, НИ ЧЕСТЕЙ
200 лет назад в Новгородском имении Званка скончался Гаврила Романович Державин.
Предсмертные муки поэта описал В. Ходасевич:
«- Ох, тяжело! ох, тошно!.. Господи, помоги мне грешному... Не знал, что будет так тяжело; так надо! Господи, помилуй меня, прости меня!.. Так надо, так надо!
Так он долго стонал и жаловался, порой с укоризною прибавляя еще одно слово, которое относилось, должно быть, к съеденной ухе:
- Не послушался!»
Державин сам был знатный смертеописатель («На смерть Бибикова», «На смерть князя Мещерского», «На кончину благотворителя», великолепный «Водопад»).
Тело его, прошедшего путь от солдата до министра, было погребено согласно завещанию в Богословском приделе собора Преображения Господня Варлаамо-Хутынского монастыря в семи верстах от Новгорода. Здесь же впоследствии упокоилась и жена его Дарья Алексеевна.
«Я хотел парить, но не мог постоянно выдерживать изящным подбором слов, свойственных одному Ломоносову, великолепия и пышности речи. Поэтому, с 1779 г. избрал я совершенно особый путь…», - писал Державин. «Особый путь» заключался в том, что Державин впустил в поэзию русский язык во всем его диапазоне. И поэзия засверкала жизнью!
Блажен, кто менее зависит от людей,
Свободен от долгов и от хлопот приказных,
Не ищет при дворе ни злата, ни честей
И чужд сует разнообразных!
Зачем же в Петрополь на вольну ехать страсть,
С пространства в тесноту, с свободы за затворы,
Под бремя роскоши, богатств, сирен под власть
И пред вельможей пышны взоры?
Возможно ли сравнять что с вольностью златой,
С уединением и тишиной на Званке?
Довольство, здравие, согласие с женой,
Покой мне нужен - дней в останке.
С миром покойся, великий русский человек!
Источник.