Оригинал взят у
katani08 в
Мы оперу, мы оперу, мы очень любим оперу - Львовский оперный театр Click to view
Мы очень любим оперу
Исполняет - ВИА "Апельсин"
Я прекрасно понимаю коллектив "Апельсина", ибо мои первые впечатления от посещения оперы были тоже, по большей части, гастрономического свойства. Было мне четыре года, мама повела меня на дневной спектакль во Львовский оперный театр. Давали "Бал-маскарад" Верди. Спектакль начинался в 12.00 и длился более 4-х часов, поэтому время обеда припадало как раз на время, занятое спектаклем. Чтобы не нарушать мой режим, мама взяла для меня огромный бутерброд, как сейчас помню, с яйцом, обжаренным с двух сторон. Кажется, что такой вкусной яичницы я больше никогда не ела. А, может, это потому, что тогда мне просто надоело слушать поющих людей на сцене. Свои музыкально-художественные впечатления от спектакля я оформила фразой: "Этот толстый дядя хорошо поёт" (народный артист СССР Павел Петрович Кармалюк - исполнитель роли Ренато в опере "Бал-маскарад"). Но это уже семейное предание, сама же я из этого спектакля, кроме бутерброда, ничего не помню.
С давних времён считается, что город, в котором имеются университет и оперный театр, это уже не провинциальная дыра, а культурный центр.
Университет во Львове появился ещё в XVII cтолетии, а вот начало строительству оперного театра было положено только в июне 1897 года.
Необходимость в отдельном здании для городского театра особенно ощутимой стала в конце XIX века.
В это время Львов находился в составе Австро-Венгрии, официально назывался Лемберг и был столицей отдельной крупной австрийской провинции - Королевства Галиции и Лодомерии.
Проектировал и возводил театр, известный многими своими работами в Польше и в Германии, архитектор Зигмунт Горголевский, который победил в конкурсе, объявленном в связи с необходимостью постройки здания театра. Строительство театра продолжалось три года и четыре месяца.
Построен театр в стиле псевдоренессанс, который называют венским или итальянским.
Театр отличается не только богатством внешних архитектурных элементов, но и богатой внутренней отделкой. В работах по украшению театра скульптурами и живописной росписью участвовали многие известные в то время польские скульпторы и художники.
Зигмунт Горголевский
(1845-1903)
Интересны и инженерные решения, благодаря которым стало возможным построить театр именно на этом месте, - дело в том, что под театром протекает река Полтва, которая ко времени его строительства уже была взята в коллекторы городской канализации по предложению самого Зигмунта Горголевского, чтобы получить возможность построить театр в самом центре города, который в этом месте был к тому времени плотно застроен.
Открытие театра состоялось 4 октября 1900 года. В торжественном открытии театра принимали участие художник Генрик Семирадский, писатель Генрик Сенкевич, польский композитор Игнаций Ян Падеревский, делегации из разных европейских театров.
На этом вечере в помещении театра состоялся показ первого спектакля - лирико-драматической оперы "Янек" композитора Владислава Желенского, рассказывающей о жизни карпатских верховинцев.
Главную партию в опере исполнял прославленный украинский тенор Александр Филиппович Мишуга, для которого она была специально написана.
Так случилось, что я живу на улице, которая сегодня носит имя Александра Мишуги.
Владислав Желенский (1837-1921)
Портрет кисти
Яцека Мальчевского (1854-1929)
Александр Мишуга (1853-1922)
Click to view
Франческо Паоло Тости - "Vorrei morire" (Хотел бы я умереть)
Поёт - Александр Мишуга
Несмотря на такое упадническое название песни, Александр Мишуга к суициду не был склонен.))) Он прожил счастливую творческую жизнь. Хотя Александр родился в небогатой семье сапожника и его детство было омрачено сиротством, он, в силу своего характера и таланта, смог достичь высот оперного искусства и стать знаменитым тенором.
Пел он почти во всех самых известных оперных театрах Европы. Владел многими языками, на которых исполнял партии в оперных спектаклях. В честь своего отца Александр Филиппович Мишуга взял себе сценический псевдоним Филиппи.
Александр Мишуга скончался 9 марта 1922 года в немецком городе Фрайбурге.
Друзья певца, исполняя его завещание, перевезли прах на родину и похоронили в родном селе Виткове (Львовская область), под старыми липами, которые певец так часто и с нежностью вспоминал.
Всю свою жизнь Александр Мишуга занимался благотворительностью: он помогал студентам и погорельцам, детским приютам, различным обществам и больницам. На склоне лет всё свое имущество и деньги он завещал Высшему музыкальному институту имени Николая Лысенко во Львове (в советское время - Львовская консерватория имени Николая Витальевича Лысенко, а теперь Львовская музыкальная академия), где основал несколько стипендий для малообеспеченных студентов.
В конце 1970-х годов театр закрылся на реставрацию. В нём был укреплён фундамент, перепланированы подвальные помещения. Осуществлена реконструкция сценических механизмов, что позволило установить на сцене 4 плунжера для построения декораций на разных уровнях.
В обновленном виде Львовский оперный театр открылся в 1984 году.
В статье Википедии, посвящённой Львовскому оперному театру, прежде было подробно расписано всё, что касалось этой реконструкции. Вплоть до того, сколько килограмм золота пошло на обновление позолоты лепнины и во сколько обошлась эта реконструкция в денежном исчислении. Жаль, не помню цифр, но они были весьма внушительными. Коль скоро Википедия есть плод народного творчества, в неё постоянно вносятся изменения, не всегда оправданные, на мой взгляд. Но не так давно в статье "Львовский оперный театр" появился следующий абзац, правда, не знаю, надолго ли. Подредактировала в этом абзаце только орфографию.
"В 1944 году 22 июля Львовского оперного театра могло бы и не стать. В ожесточенных боях за Львов немцы решили заминировать и взорвать здание Львовского оперного театра. Эта информация дошла до командования Уральского добровольческого танкового корпуса. Двум танкам с отделениями автоматчиков под командованием гвардии старшего техника-лейтенанта Антонинова Н.И. было приказано пробиться к театру и не дать противнику осуществить свой страшный замысел. Здание охраняли 10-12 гитлеровцев, которые были уничтожены. Экипаж Антонинова Н.И расстрелял подрывников и первым вошёл в театр и тем самым спас его.
Газета "Львовская правда" от 11 января 1983 года.
Другие участники этого подвига: рядовой Николай Залунин, сержант Иван Бохан, старший сержант Караев, ефрейтор Хадоян, рядовой Всеволод Козориз и др.
Кстати, именно этот танк ИС-2 экипажа Антонинова Н.И, который спас театр, стоял на постаменте в конце ул. Ленина (теперь Лычаковская) во Львове. В 90-е годы решением Львовского горсовета он был снят и убран с постамента как символ тоталитаризма."
Не имеет смысла это комментировать - умный поймёт, а всем остальным, как говорится, своего ума не доложишь.
Жемчужина европейской архитектуры - Львовский оперный театр, является визитной карточкой города уже более ста лет.
В советское время перед оперным театром стоял памятник Ленину, теперь на его месте находится фонтан.
Изображение Львовского оперного театра присутствует на обратной стороне украинской денежной единицы достоинством в 20 гривен. Почему именно на этой купюре? А потому, что на лицевой стороне этой купюры изображён портрет писателя Ивана Франко, имя которого до 2000-го года носил Львовский оперный театр.
В 2000 году, к столетию со дня основания, театр переименовали - теперь он носит имя знаменитой украинской оперной певицы Саломеи (Соломии) Крушельницкой.
Хотя все эти переименования, в большинстве своём носят показушно-заказной политический характер с резко националистическим уклоном, конкретно этот случай мне представляется оправданным, так как имя Ивана Франко во Львове уже носит университет, оперному же театру логичнее носить имя композитора или музыканта, особенно такое знаменитое в музыкальном мире имя, как имя Саломеи Крушельницкой.
Click to view
Слайд-шоу "Львовская опера" сопровождает музыка Эндрю Ллойда Веббера к мюзиклу "Призрак Оперы"
Это слайд-шоу мой муж сделал по моему заказу, для чего специально несколько раз ходил с фотоаппаратом в оперный театр не как зритель, а как экскурсант, - вместе с иногородними посетителями.
Кликая на эти фотографии, вы можете совершить увлекательные 3D-экскурсии по залам и фойе Львовского оперного театра, а также по площади перед театром.
Парадный занавес Львовского оперного театра, созданный Генриком Семирадским
Для придания театру большей парадности архитектор Горголевский предложил расписать специальный парадный занавес театра известному
российскому художнику, поляку по происхождению, Генрику Семирадскому, который уже расписывал подобный занавес для театра в Кракове.
Семирадский работал над этой грандиозной картиной почти год в Риме и закончил её в июне 1900 года. Вышло так, что у заказчиков не хватило денег, чтобы заплатить художнику за работу и тогда Семирадский решился на благородный поступок - уникальное полотно он театру подарил.
Картина демонстрировалась на выставках в Риме и в Варшаве, но на премьеру в новом Львовском оперном театре она попасть не успела.
Парадный занавес в обрамлении бордюра, выполненного итальянским мастером Ретросси по эскизу самого Семирадского, впервые опустился
над сценой Львовского оперного театра 13 января 1901 года.
В путеводителях встречается название сюжета, изображённого на занавесе, - "Музы на Парнасе".
На самом деле на занавесе изображены не музы, а аллегорические фигуры.
Вот как сам автор понимал содержание этого сюжета:
"Центральная фигура, которая расположена на фоне храма Апполона - бога прекрасных искусств и поэзии, - олицетворяет собой Вдохновение в
образе Пифии.
Из таинственных испарений , которые выплывают из глубин земли, образуется и поднимается вверх окрылённое Воображение (Фантазия).
Сила, которая уравновешивает Воображение во время сознательного творчества, - Разум, - стоит с другой стороны дельфийского треножника в
одежде Минервы с весами в руке - символом равновесия.
С правой стороны, на фоне сумрачного пейзажа, изображена человеческая толпа, которая гонится за призраками человеческого счастья:
Фортуной, Славой и Любовью, главными пружинами трагикомедии мира.
Аллегорическая фигура Истории левой рукой указывает на эту бешеную погоню, а в правой она держит книгу со словами, написанными на ней: "Так было, так есть, и будет ли так всегда?".
Фигуры Комедии и Трагедии дополняют эту группу.
На левой стороне картины женщина опёрлась на арфу и смотрит на фигуру Вдохновения, она олицетворяет собой музыкальную драму (Оперу).
Двойственность сущности Оперы растолковывают изображения стоящих рядом: Поэзии (с лирой в руке и с лавровым венком на голове) и Музыки, в виде классической Сирены - полуженщины-полуптицы.
Фигуру Оперы дополняют: фигура Оперы комической (Оперетта) - молодая, игриво улыбающаяся женщина, которая держит лиру, украшенную
комической маской, и женская фигура, олицетворяющая собой Танец".
Художник просил дирекцию театра напечатать это толкование сюжета картины, изображённой на занавесе.
С этой целью были отпечатаны специальные открытки.
Семирадский умер через 2 года после открытия театра, а его занавес и поныне украшает Львовский государственный театр оперы и балета имени Саломеи Крушельницкой.
Занавесы-картины такого типа есть только в Ла-Скала, а также в оперных театрах Кракова и Львова. Правда, перед львовским зрителем занавес опускают лишь в особых случаях, например, на премьерных спектаклях.
Семирадский Генрик Гектор (Хенрик Хектор) Ипполитович родился 24 октября 1843 года в слободе Ново-Белгород (ныне посёлок Печенеги) около Харькова в семье офицера царской армии полкового врача Ипполита Семирадского, выходца из Королевства Польского, и Михалины, урожденной Прушиньской.
Отец будущего художника Ипполит Семирадский служил в Харьковской губернии, где и прошли детские годы Генрика Гектора. Родительский дом Генрика был в некотором роде польским культурным центром вдали от Польши, в котором говорили по-польски и о польских литературе и искусстве, заботились о сохранении национальных обычаев, религиозных традиций и передавали их своим детям.
Именно поэтому Генрик с детства ощущал свою принадлежность к польской нации, вместе с тем становление творческой личности юноши проходило в атмосфере художественной культуры России, с которой его связывали духовные узы до конца его жизни.
В харьковской гимназии уроки рисования вел украинский живописец Дмитрий Иванович Безперчий, воспитанник Карла Павловича Брюллова.
Но после окончания харьковской гимназии по настоянию своего отца Генрик поступил на физико-математический факультет Харьковского университета, который успешно закончил в 1864 году.
Однако любовь к живописи взяла верх, поэтому после окончания университета он решил продолжить обучение в Императорской Академии Художеств.
В 1870 году Семирадский завоевал Большую золотую медаль за конкурсную картину "Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу", что дало ему право на государственную стипендию и шестилетнюю поездку за границу для того, чтобы совершенствовать своё мастерство.
До 1871 года Семирадский обучался в Мюнхене у немецкого художника Карла фон Пилоти, а в 1873 переехал в Рим.
В 1873 году Семирадский удостоился титула академика Академии Художеств.
Генрик Семирадский в основном работал за рубежом.
В России его наиболее значимые работами были несколько религиозных картин на стенах храма Христа Спасителя в Москве.
Генрик Семирадский умер 23 августа (5 сентября) 1902 года в своем имении Стршалкове близ Радомска, похоронен в Кракове, в пантеоне на Скалке.
В одном из фойе театра перед окнами расположены скульптуры выдающихся артистов, выступавших когда-то во Львовском оперном театре.
Среди них скульптурный портрет Саломеи Крушельницкой, выдающейся украинской оперной певицы.
В 2000 году, в связи со столетием театра, ему было присвоено имя Саломеи Крушельницкой.
Саломея Амвросиевна Крушельницкая (Соломія) родилась в 1872 году в селе Белявинцы
( Галиция - Австро-Венгрия), ныне Бучачского района Тернопольской области (Украина) в семье
греко-католического священника.
Основы музыкальной подготовки Саломея получила в Тернопольской гимназии,
экзамены в которой сдала экстерном.
В 1893 году Саломея с серебряной медалью окончила Львовскую консерваторию по
классам вокала и фортепиано.
Осенью 1893 года Саломея уехала на учёбу в Милан (Италия) к профессору Фаусте Креспи.
Во второй половине 1890 года начались её триумфальные выступления на сценах театров мира: Италии, Испании, Франции, Португалии, России,
Польши, Австрии, Египта, Аргентины и Чили.
В первые десятилетия ХХ века на оперных сценах мира лидировало четыре певца - Баттистини, Карузо,
Титто Руффо, Шаляпин. И только одна женщина смогла достичь их высот, стать вровень с ними. Ею была Саломея Крушельницкая.
В широком мире, где она триумфально выступала на лучших оперных сценах, ее называли
"незабываемой Аидой", "единственной в мире Джокондой", "очаровательной Чио-Чио-сан", "неповторимой Галькой", "идеальной Брунгильдой", "непревзойденной Саломеей", "поразительной Валькирией", "исключительной Лорелеей".
По свидетельству великого дирижера Артуро Тосканини, в операх Вагнера, Штрауса, Пицетти, Каталани,
Пуччини Саломея Крушельницкая была непревзойденной.
Особое место в творческой деятельности певицы занимали концерты, посвященные памяти Тараса Шевченко и
Ивана Франко. Для участия в этих концертах она часто приезжала на Западную Украину.
В 1929 году в Риме состоялся последний гастрольный концерт Крушельницкой.
В августе 1939 года певица посетила Галицию и из-за начала Второй мировой войны не смогла
вернуться в Италию.
В послевоенный период Крушельницкая работала во Львовской государственной консерватории имени
Николая Витальевича Лысенко.
Непросто складывались её отношения с властью - она долго не могла получить советское
гражданство.
В 1951 году Саломее Крушельницкой было присвоено звание заслуженного деятеля искусств УССР, а в октябре 1952 года, за месяц до кончины, Крушельницкая получила звание профессора Львовской консерватории.
16 ноября 1952 года Саломея Крушельницкая умерла. Её похоронили во Львове на знаменитом Лычаковском
кладбище, кстати, занимающем по красоте второе место в Европе после генуэзского, недалеко от могилы Ивана Яковлевича Франко.
Click to view
Саломея Крушельницкая исполняет арию Маргариты из оперы Арриго Бойто "Мефистофель"
Запись 1906 года
Арриго Бойто (1842-1918) - итальянский композитор и поэт, прославившийся, в первую очередь, как автор либретто к операм Джузеппе Верди "Отелло" и "Фальстаф".
Click to view
Видеоролик подготовлен для IV Международного конкурса оперных певцов имени Саломеи Крушельницкой, проходившего в октябре 2009 -го года во Львове
О Саломее Крушельницкой был снят биографический фильм "Возвращение Баттефляй" (по мотивам одноименного романа украинской писательницы Валерии Васильевны Врублевской) с Еленой Сафоновой в главной роли.
"Возвращение Баттерфляй" (1982) - художественный фильм производства киностудии имени Александра Довженко
Автор сценария: Валерия Врублевская
Режиссёр: Олег Фиалко
В главных ролях: Елена Сафонова, Иван Миколайчук, Иван Гаврилюк
Click to view
Джакомо Пуччини (1858-1924) - Ария Баттефляй из оперы "Мадам Баттерфляй"
Поёт Саломея Крушельницкая