Оригинал взят у
il_ducess в
Товарищество высшей парфюмерии "А. Ралле и Ко"Вчера в ФБ известный историк доктор наук Галина Николаевна Ульянова поместила очень интересную свою статью.
Так как в ФБ все потеряется, я ее тут помещу, чтоб не потерять.
Французские предприниматели-москвичи задавали тон в «индустрии красоты». В рекламе фирмы Ралле утверждалось, что ей принадлежит «самая старая и величайшая фабрика парфюмерных изделий в России». Конечно, до Ралле в Москве существовали "помадные" и парфюмерные мастерские Лемерсье, Бородина и других, но до конца XIX века они не дожили.
Зато крупнейшей в России фабрика считалась по праву. В 1884 году она произвела туалетное мыло, духи, помаду, пудру на 1 млн рублей, выпустив 37% всей парфюмерной продукции в стране. В это время на фабрике трудилось 200 рабочих. Лидерство в парфюмерной отрасли предприятие сохраняло вплоть до 1910 года, когда по объему производства к нему вплотную подошла еще одна московская фирма с французским хозяином - «Брокар».
Парфюмерная фабрика приехавшего в Москву француза-предпринимателя Альфонса Ралле (1819-1894) была основана в 1843 году. В конце 1850-х годов Ралле возвратился во Францию, продав предприятие другому французу-москвичу - Фредерику (Фридриху) Дютфуа. С 1870-х годов у Дютфуа появился партнер-совладелец француз Фредерик (Фридрих) Арман.
За награды на всероссийских торгово-промышленных выставках 1846, 1865, 1882 и 1896 года фирма получила право изображения государственного герба на изделиях и рекламе. Товарищество Ралле являлось «Поставщиком Двора Его Императорского Величества», а также дворов Шаха Персидского и Князя Черногорского, получила Гран-При на всемирной выставке 1900 года в Париже.
Первоначально производство размещалось в Хамовниках, в Теплом переулке. Торговый дом первой гильдии «Альфонс Ралле и Ко» (A. Rallet et Société) существовал с 1869 года.
В 1898 году в судьбе фирмы «А. Ралле и Ко» начался новый этап - фабрику купила известная с 1768 года французская парфюмерная фирма Ширис (Chiris). Семейная компания из Грасса являлась ведущим производителем растительного сырья для парфюмерной промышленности всей Европы и на протяжении 40 лет снабжала исходными продуктами - прежде всего, цветочными эссенциями и маслами высокой очистки - фабрику «А. Ралле» в Москве.
В 1899 году была построена новая фабрика в Бутырках на Вятской улице (в советское время фабрика «Свобода»).
Она имела современнейшее на тот момент оборудование, главным образом, привезенное из Франции. Стоимость фабричных строений и машин оценивалась в 1900 году в 562 500 руб. В 1910 году на фабрике было 500 рабочих и в 1913 - 625 рабочих. Годовое производство в 1908 году составляло 3,3 млн руб., в 1910 - 4 млн руб., в 1913 г. - 5,5 млн. руб. Чистая прибыль в начале ХХ века исчислялась в 300-400 тыс. руб. ежегодно.
При этом затраты на дорогостоящее сырье, привозимое из Франции и закупаемое в России, доходили до 1,5 млн. руб. в год. Например, кориандровое масло для Ралле производило производственное товарищество «Анис» в слободе Алексеевке Воронежской губернии, сало - до 16 тонн в год - Бузулукский союз кооперативов из Оренбургской губернии. В Германии у фирмы Пильхау покупали масляный эфир, амилацетат, прочие химические реактивы и соединения.
Товарищество Ралле первым в своей отрасли стало производить парфюмерно-косметические линии, куда входили духи, мыло и пудра. Изящная коробка с тремя предметами стоила два рубля. Наиболее продаваемыми были линии «Анютины глазки», «Снежная фиалка», «Рояль-Ралле», «Confidence» («Доверительность»), «Роза - красавица садов». Российским покупателям нравились офранцуженные названия продуктов - зачастую в рекламе и на этикетке фигурировало название по-французски, а рядом, мелким шрифтом - перевод на русский язык.
Крупнейший производитель ароматов в России откликался на важнейшие события в жизни страны и юбилеи - так, в 1896 году были выпущены духи «В честь коронации». После состоявшегося в 1903 году широко освещаемого в газетах костюмированного «Русского бала в Зимнем дворце», где все участники-аристократы были в костюмах XVII века, поступил в продажу набор «Парфюмерия русских бояр».
Производимый на высококачественном сырье товар, руководители фирмы стремились сделать доступным по цене широкому кругу покупателей. К примеру, была выпущена «Цветочная вода Ралле», которая, как гласила реклама, заменяла духи, и выпускалась с разными ароматами: «Майский ландыш», «Иланг-Иланг», «Левкой», «Сирень», «Нильская лилия», «Гелиотроп».
О первом месте фирмы Ралле в иерархии российских парфюмеров напоминал государственный герб, присутствовавший на флаконах, коробках и даже на изделиях. Так, на кусках мыла любого сорта с одной стороны был вытиснен государственный герб России с двуглавым орлом, а на другой стороне название мыла и имя фирмы на русском и французском языках.
Продукция Ралле привлекала покупателей изысканной упаковкой товара. Флаконы для духов были стандартной высоты 17 и 18,5 см, и при этом имели разнообразную конфигурацию. Название фирмы было отштамповано на каждом флаконе сбоку или на донышке. Разные ароматы отличались формой притертых пробок - причудливые навершия иллюстрировали названия парфюмерных продуктов, например в виде переливающегося гранями хрустального кристалла яйцевидной формы или большой царской короны (на флаконе духов с названием «В честь коронации»).
Смежное производство стеклянных флаконов наладил сын Ф. Дютфуа - Арман Фридрихович, с 1860 года имевший завод по производству парфюмерной, аптекарской, химической и кондитерской стеклянной посуды в Бутырках (1884 - 348 рабочих). Хрустальные флаконы и баночки для кремов фирмы «Ралле» с 1879 года также производились на заводе Эльвиры Бромлей в Верейском уезде Подмосковья.(стеклянный завод Бромлей Эльвиры Федоровны при станции Шелковка ).
Использовались картонные коробки с богатыми цветными рисунками, жестяные коробочки для пудры и мыла, коробки для дорожных наборов в виде шкатулок с выдвижными ящичками. Сейчас флаконы и коробки Ралле являются предметами коллекционирования.
Основной капитал товарищества Ралле составлял 1,5 миллиона рублей, разделенных на 2000 именных паев по 750 рублей. Около 99% акций принадлежало французским гражданам, в том числе, по сведениям на 1909 год, контрольным пакетом акций в 57% владели представители династии Ширис: Жозефине Маргарите Ширис принадлежало 745 паев, Жоржу Ширису - 400 паев. В числе пайщиков были Валентина Карно, родная сестра Жоржа Шириса, и ее муж Франсуа Сади Карно, сын президента Франции в 1887-1894 годах - им принадлежало 400 паев (по 200 каждому). (Интересно, что впоследствии их дочь Анна вышла замуж за Рене Жискар д’Эстена - дядю президента Франции Валери Жискар д’Эстена.)
Два директора предприятия француз Эдуард Бо и русский - потомственный почетный гражданин Михаил Иванович Проскуряков имели по 10 паев, и члены правления В.И. Проскуряков, Ф.Э. Шаверт, Я.С. Лопатин и Л.А. Дютфуа по пять паев каждый. Единичные паи принадлежали мелким акционерам.
Расцвет парфюмерного дела Ралле пришелся на начало ХХ века, когда главным парфюмером был один из директоров фирмы знаменитый Адольф Лемерсье, а под его мудрым наставничеством с 1902 года зрел талант Эрнеста Эдуардовича Бо (1881, Москва - 1961, Париж), сына директора-распорядителя. Первый успех пришел к Эрнесту Бо, сменившему Лемерсье на посту главного парфюмера, когда были выпущены духи и одеколон с цветочным ароматом «Царский вереск». В 1912 году ярко прозвучал новый продукт фирмы - выпущенные к 100-летию войны 1812 года духи «Букет Наполеона», и в 1913 году, к 300-летию воцарения династии Романовых - парфюм «Букет Екатерины».
Среди ассистентов Эрнеста Бо было несколько молодых русских и немцев. Правило секрета фирмы действовало неукоснительно, и при поступлении на предприятие парфюмер подписывал обязательство, что «все рецепты всего парфюмерного товара должны быть передаваемы правлению и составляют собственность Товарищества».
Об Эрнесте Бо, который всегда вел довольно закрытый образ жизни, известно по мемуарам его ученика во Франции, эмигранта, парфюмера русского происхождения Константина Веригина, опубликовавшего в 1965 году в Париже свои «Мемуары парфюмера». Веригин рассказал историю создания Эрнестом Бо самых известных в истории духов «Шанель № 5». В аромате этих духов, по словам Веригина, Бо стремился достичь «тающей зимней ноты». Согласно романтической версии, будучи во время первой мировой войны офицером французской армии в Архангельской области, Эрнест Бо был впечатлен свежестью, которую излучала ледяная вода озера за Полярным кругом, летним утром постепенно согревающаяся в скудных лучах северного солнца. В 1921 году эти духи удалось создать.
В 1914 году Эрнест Эдуардович Бо являлся кандидатом в директора правления товарищества «А. Ралле и Ко» и жил неподалеку от фабрики, в существующем и сегодня доходном доме по адресу: Тихвинский переулок, 9.
Фирма тратила огромные средства на рекламу, например, в 1908 году 78 тыс. руб. Выпускались открытки, блокноты, карандаши с логотипом фирмы. Открытки представляли виды Москвы, а также популярные в начале ХХ века карикатуры, в шутливой форме обрисовывавшие взаимоотношениях мужчин-тружеников и женщин, стремившихся к неге и удовольствиям за счет заработков мужей.
В статье использованы сведения, найденные в Центральном гос. архиве г. Москвы.
Когда то в ЖЖ был чудесный пост Марии про Ралле.