Оригинал взят у
iphs в
СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ МИР ВЕРХОВЬЕВ КОЛВЫ И ПЕЧОРЫ В XIX - XX вв. Г.Н. Чагып Пермь.http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=1476.REbAq6qW9I_xeapZ7OSoFG2Xn-XxD1HtF0FrKJeXJm5cMGY2lqoyFIwWguTaCYV9q2eAwHB6hHr1IEpEy-iOXb7Mk35N3YNQWncvcdV6wKyeyqWft66BijDT6ABuCAno.bb0a47c4a1597cae459239362376a98afa9f8bde&uuid=&state=PEtFfuTeVD5kpHnK9lio9T6U0-imFY5IshtIYWJN7W-V64A9Yd8Kv-PJgis4UdqY898U4_M9m94R0OZ_D7xlG3uvc9MUGjGQCRWDg-_b5T8,&&cst=AiuY0DBWFJ5fN_r-AEszkyd-3jOfWS1_NJQ3l6999Xj1ALqMxEcNGTUjh5FRbXc1thXD9bPG-xG_fBuS1V-5EoQOb1R7-1ZcR_dh5fkAbcmi2TF0QpTDG80e0q1u_qmtfoOpoyGuZL2dE77oa2DUhV5mGict3YMxGBmISEYJP_Ws592NYddbV6xDQGIyb5mgAuSrKMHA_rfXUqMO9bswZklBzSL3-WLFO7xJ-cqmRka6ZSLjZ6mzm5knTFsP7QiLAeP6SCv5IdyuaEd2FjlSkDFiGC4tAxO8xbOmaPY5IHak2NHHBQcXuC2AcxpZAIvqLdnBEG82tZ3DJauP26qcbP9M15S94EjoBdINI0OYkyZoFm46HACNgev4ZCXRGAcyV6XASHz4yhuhprabhBlgh3QFf1r6y5ECAEoXMIwbBiMRYpDQ9ckFi8iYXrIFsREEmRSbXvQLSlIkAdA1H5FTGNUAwVEAX-cilSwFizdy7SO0WIyszUSRQ3h8LEn6iN0rzdeQL7d-_qd5DORaURAIWtcKGoHusUM1WdXjlWFBxImwCXLeI8GjWUD9yqDEIeQyLopyldfmCzEnOtqG2iHHgOqrnLxq5TvmeV9roMbKCm_jdSmP8YC1WGLtNajJTIKAsA1-wBsBHsfrOlZxUh_x0HQN_atUE1LX0MpOF3p7bn2t_dvZNP8X1im08y5sZoK6MRF0lvuhODN-54J40wffGQi7CExx_vVxqgMIORD8kwLYr8KEukRxIGV68Dnjr3On&data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxbU5yLVFJcFFWZU9LeXJQV2o0d2JyNFloSm8zS2FVakhFSk9oTHBmNlhEbWJSZmlhdjF6ekY3a0NMTllkS3QxWVQ0YjN1dV9UWGhQa2xPdHcxNGpncWpWclhUX3JrVnBueXF2amlDNTMtZ0k2S00tSzlOZlRvY3AxZVV0eEcyTWIwcFBRTlBaVUlORjE4ZUtrTHZQTi1KYlRsVHFUT3l2WmFuNlkwWXdxSUNxWDFpMTZCU3BpN0ks&sign=2c09262bc2676cb71a8c6fc724edc6d1&keyno=0&b64e=2&ref=orjY4mGPRjk5boDnW0uvlrrd71vZw9kp5uQozpMtKCW4RgmAu5ryJPjd4fqxbrgxqlOm32y2_OqfhVA39sdV0lNfe6He6X7wCRjKZkKk83wIBOMXex8mruZM-Gz_Y-RUfGjvKD0hf1In1JqZe7q9LQFN9d9S5DJt5IDGjbf5RB8YulG85-Nl97NgwkZALG2FXTRHZBSgF1jhwQ_mxQBdOC6T4VllLx30LGZQJ9RXHzHIIcdbCSw2uLInOvt4M2f1JFVWp0S8hZJa9AC8OfsBKwtdcXeBW2h1GUGMtADiEYnbMy1hFvzcw1c71-OE5zwpcU-XSUDJ7rs7rmgKO-DMB7_hsZNRYeQdNODLXW-HkmY,&l10n=ru&cts=1499551722582&mc=4.461723384773844 Зеркало статьи Местных жителей в бегунскую, странническую веру первыми обращали проповедники из Осинского уезда. Последователей их называли осинскими скрытниками. У них дольше других сохранялся скит по реке Посавож (приток реки Ямжач) в 6-7 км от деревни Дий. Здесь еще в конце 1950-х гг. стояло 3-4 избушки и мельница. Обитатели возделывали пашню, охотились, рыбачили, принимали милостыню от деревенских жителей. В 1973 г. мы познакомились в деревне Дий с А.А.Сивухиным, попавшим в этот скит с отчимом в возрасте четырех лет и прожившим в нем сорок лет. «Лесной человек», так прозвали его жители деревни Дий, среди которых он поселился после того, как старцы умерли в скиту, встретился в 1959 г. с прибывшими на верхнюю Колву сотрудниками археографичсской экспедиции Института русской литературы Академии наук (Пушкинский дом) и сводил их в заброшенный скит. В двух избушках они нашли 20 старопечатных книг XVII-XIX вв. и 33 рукописные книги, среди которых оказалось несколько рукописей, созданных местными переписчиками . Старцы скита проявляли большой интерес к старообрядческой литературе, поскольку среди найденных книг оказались выписки из Жития протопопа Аввакума, «Щит веры» Тимофея Андреева, «Повесть о самосожжении на Пижме» и др.
На верхней Колве и Печоре постоянно шла полемическая борьба между старообрядцами разных согласий и толков...Длительная полемика завершилась принятием самого радикального по отношению к власти и господствующей церкви страннического учения, идейный и организационный центр которого в Прикамье находился возле села Ильинское Пермского уезда.
Как это происходило, нам рассказывали многие старожилы разных деревень, но более подробно мы узнали в 1970-е гг. в деревне Нюзим от
Галины Андроновны (1902-1990), которая волею судьбы оказалась последней предельной старшей в Чердынском бегунском братстве: «Лет восьми я была с родителями в поморцах. Отец умер рано. С матерью Мастредией и сестрой Феогнидой уехали в пустынь по Унье, на приток Кисунью. В пустыни получился раскол, тот говорит, другой говорит, что у тебя вера неправильная. А Спиридон Екимович сказал, что правая вера только в Ильинском. Согласились и поехали четыре человека, побеседовали там у Рукавицына. Пригласили к себе наставников, читали книги, многие пошли по их вере. Среди них был Архип Евдокимович, по крещению
Еварест. Его оставили здесь старшим. По Колве от Дия до Гадьи и по Унье открыли кельи. Меня выучила грамоте мать в пустыне, в которой прожили года три. В кельях вели службы но монастырскому уставу» .
Население Колвы и Печоры близко восприняло идеи о побеге из мира антихриста. Многие перекрестились, сменили имя, поселились в кельях и стали считать себя странниками, не живущими в миру, в котором царствует антихрист. Такие старообрядцы называли себя истинно православными христианами. Другая часть населения оставалась в миру, заботилась о странниках и давала обет в конце жизни идти в странствие. Распространение странничества нашло отражение в быту и в местной книжной и рукописной культуре. По словам старожилов, в кельях находилось большое собрание догматической, полемической и житийной литературы, часть которого мы застали в кельях, сохранившихся еще в 1970-е - 1980-е гг. Большим собранием книг владел Еварест Евдокимович. Многим жителям запомнилось, что в своих проповеднических поездках он возил их с собой на подводах. Часть книг странники взяли от поморцев, а от икон отказались.
Хотя странничество стало пользоваться наибольшим влиянием среди населения, но оно так и не смогло вытеснить другие вероучения, и прежде всего поморское...В уньинской деревне Усть-Бердыш в 1973 г. мы встречались с И.С.Бурмантовым (1888 г.р.), поморцем по вере, так и не покинувшим свою родную деревню. К сожалению, тогда мы не познакомились с его библиотекой, которая после смерти владельца в 1975 г. разошлась среди единоверцев разных деревень. Приведем фрагмент из его рассказа, который вносит существенные уточнения в историю местного старообрядчества: «У нас вера древняя, из Соловецкого монастыря, наши предки из Заонежья. Мой дед жил в Усть-Унье и ездил в Соловецкий монастырь, но ему мощи Зосимы и Савватия не показали. Древнюю поморскую веру по Колве всю разрушили. А помню, что по Колве все были старой веры.
Приехал Еварест и ввел новую веру, мы ее не признаем. У меня была книга о Еварестовой вере, но ее увезли в Сыктывкар. Наум в Дие тоже с нами расходился, он с Александром был в нашей вере. Но потом отошли, проповедовать стали жизнь без записей, своих хозяек сами окрестили. А у нас запись есть, всем властям повинуемся, за власть мы молимся...Признание страннического учения на верхней Колве и Печоре завершилось созданием большой общины с мужскими и женскими кельями, со своей иерархией и уставом, запрещавшим жить в пустынях. Она получила название «Чердынское братство истинно православных христиан». В начале 1930-х гг. на братство со стороны местных властей началось гонение и образованные старцы и старицы подвергались репрессиям. Евареста Евдокимовича с помощниками арестовали и посадили в тюрьму. Тюремному заключению подверглись и те старцы и старицы, которые отказывались жить с записью в документах. Быстро наступало запустение старой веры, которая хотя и не была устойчивой в выборе какого-то одного направления, но оставалась нужной людям для выживания в суровых природных условиях. К сожалению, в эти годы погибли интересные книжные собрания, иконы, рукописи.
Но запустение длилось недолго. В конце 1950-х гг. возвращается на Колву после 8,5-легнего заключения Галина Андроновна. К этому времени вышел из тюрьмы и один из помощников Евареста Евдокимовича Никои (в иночестве Никита) Степанович. Встречу их, состоявшуюся под Нижним Тагилом, можно с полным основанием назвать исторической. Никон Степанович благословил Галину Андроновну на новое подвижничество в родных местах и выдал ей на руки письмо, которое адресовал всем людям Чердынского братства. Галина Андроновна хранила его как дорогую реликвию. Мы его много раз читали и называли, судя по значимости и назначению, уставной грамотой. Вот текст его: «Всей братии, живущей в Чердьнском приделе, желаю здравия и душевного спасения. Настоящим прошу всех вас жить достойно своего християнскаго звания. Больше старайтеся находиться на тех местах, куда вас определяют, а не самовольничать и не стремиться к своим прежним домам и хозяйствам: этим вы можете повредить свое душевное настроение и утратите те святые качества, которые вы раньше с трудом приобрели и которые дороги для душевного спасения. Кроме того, предупреждаем всех вас, что Гал. Андроновна назначена нами как предельная старшая. Вы ее должны слушать во всех ее полезных, душевных распоряжениях. Быть у вас кому-то из передовых старцов не представляется возможным, слушайте и будьте довольны теми християнами, кто у вас есть. Живите все в страхе Божием и имейте любовь между собою, которая покрывает множество грехов и никто без любви не может спастися. Примите это малое наставление, как будто вы слышите его из уст Божиих. С любовью к вам (неразборчивая подпись.- Г.Ч.)» .
На Колве Галина Андроновна поселилась в деревне Нюзим. На берегу реки построила новую келью, с большим трудом собрала в нее книги, иконы. По Колве и Унье открыла еще шесть келий и пригласила в них грамотных людей. Проповедями о добре и сердечным участием скрашивала Галина Андроновна последние дни многих людей. Нам приходилось много раз бывать в ее келье, наблюдать на реке крещение, участвовать в ее поездках по дальним местам, слушать пение духовных стихов и повсюду, где бы мы ни находились, чувствовать ее любовь к людям. В ее келье находили приют и сердечную правду люди глубоко верующие и неверующие, рядовые путники и ученые. Жизнь без записей длилась тридцать лет... Достойных продолжателей духовных дел Галины Андроновны не осталось, и с уходом ее в мир иной вновь наступает запустение старообрядчества. Предвидя его, Галина Андроновна незадолго до кончины установила на своей келье небольшую доску с надписью: «Память сестрам, молившимся за весь мир». Этим самым она пожелала выразить благодарность всем подвижницам, которые жили в ее келье и отдавали силы укреплению старого благочестия в северном таежном крае.