Фотограф Михаил Смодор. Галич, уголки

Aug 10, 2016 20:07

Оригинал взят у gorbutovich в Фотограф Михаил Смодор. Галич, уголки

История фотографии и быт России

Михаил Маркович Смодор (1882-1942) родился в местечке Любавичи, Оршанского уезда, Могилёвской губернии. В течение семи лет он был учеником известного варшавского фотографа Якова Тираспольского.



Смодор Михаил Маркович. Призывная комиссия Галичского райвоенкомата. Дата съемки: 1931 г. Источник Костромская областная общественная краеведческая организация «Костромская старина». Russiainphoto.ru

В его обязанности входило посещение музеев и картинных галерей, чтение книг по искусству. Ученик мэтра должен был хорошо владеть польским и свободно разговаривать на французском и немецком языках. Только на четвертом году обучения Смодор удостоился права прикоснуться к фотокамере и начал обучаться мастерству ретуши - он делал несколько автопортретов и собственноручно исправлял все изъяны изображения, пытаясь сделать его безукоризненным.

О фотографе Михаиле Смодоре - статья к выставке[*] «Уездный город Галич (1900-е - 1930-е годы) в фотографиях Михаила Смодора»:

Кроме того, ученики Тираспольского проходили курс павильонной этики. Мастер-экзаменатор изображал пришедшего клиента. Необходимо было должным образом встретить его, принять, выслушать, выполнить его пожелания и проводить. При прощании надо было, выразив искреннюю признательность за визит, тактично узнать, в какое время и куда доставить заказ. Только удачно сдав экзамены, ученик мог рассчитывать на достойные рекомендации. Уважение и благодарность к наставнику Михаил Смодор сохранял до конца своих дней.


2.


Михаил Смодор. Автопортрет. Дата съемки 1928 г. Фотограф Михаил Маркович Смодор. «Костромская старина». Source

Закончив обучение, Смодор недолго проработал в одном из московских фотоателье, чтобы набраться опыта и заработать денег для приобретения самой современной аппаратуры. В 1906 году он впервые посетил Галич. Приезжал, скорее всего, «на разведку», осматривался, посетил фотоателье потенциальных конкурентов, убедился в их несостоятельности, влюбился в город и его жителей, уехал, а спустя год вернулся, чтобы остаться в этом городе навсегда.

[Галич - город в современной Костромской области]

3.


Михаил Смодор. Портрет неизвестного. Дата съемки 1913 г. Место съемки г. Галич. «Костромская старина». Source. Может быть это селфи Смодора?

Получив разрешение губернатора, он открыл собственный павильон под названием «Универсальная фотография М. Смодора» и начал принимать первых клиентов, которые очень быстро оценили качество фотографии и уровень обслуживания.

4.


Михаил Смодор. Портрет неизвестного. Дата съемки 1916 г. Место съемки г. Галич. «Костромская старина». Source. Может быть это селфи Смодора?

Смодор работал один, помощников не признавал, зачастую проводя в фотоателье по 20 часов в день. Заработанные деньги тратил на помощь семье, книги, альбомы по искусству, подписки на фотографические журналы и т. д.

5.


Михаил Смодор. Девушки. Шуточный портрет. Дата съемки 1916 г. Место съемки г. Галич. Костромская областная общественная краеведческая организация «Костромская старина». Source

Именно любовь к книгам сдружила его с известным галичским книготорговцем и краеведом К. В. Палиловым.

6.


Михаил Смодор. Лов зимним неводом. Дата съемки 1910 г. Рыбаки Рыбной слободы. «Костромская старина». Source

По его просьбе, Смодор начал снимать виды Галича, его архитектурные памятники, пейзажи озерного края и быт галичан, оставив потомкам бесценные свидетельства давно ушедшего времени.

7.


Михаил Смодор. Рыбаки Рыбной слободы. Дата съемки 1913 г. «Костромская старина». Source

В 1913 году состоялся высочайший визит царской семьи в Кострому. По этому поводу была устроена кустарно-промышленная выставка, на которой было представлено более 1000 фотографий. Автором нескольких десятков из них был Михаил Смодор.

8.


Михаил Смодор. Рыбаки Рыбной слободы. Дата съемки 1913 г. «Костромская старина». Source

Фотографические виды Галича, созданные Смодором, были хорошо известны в России. Они печатались в форме открыток многотысячными тиражами. К сожалению, нигде не указывалось имя их автора.

9.


Михаил Смодор. Портрет Софии Дмитриевны Лубениной. Дата съемки 1915 г. «Костромская старина». Source

Во время Первой Мировой войны Михаил Смодор был освобожден от службы, у него было больное сердце. В Галич часто приходили санитарные эшелоны из действующей армии. Однажды в его павильон зашла сестра милосердия из такого эшелона. Смодор сделал для нее несколько снимков. Вечером того же дня он отдал ей заказанные фотографии, оставив себе один снимок. Лицо молодой женщины, несущее отпечаток бесконечной усталости от бедствий и ужаса, которые обрушила на Россию война, поразило фотографа до глубины души. Работая над этим снимком, Смодор убрал все лишнее, сосредоточив внимание только на глазах девушки, так появилась одна из его самых сильных фотографий, названная автором «Война».

10.


Смодор Михаил Маркович. Испытания первой пожарной машины в Галиче, собранной из трофейных частей машин Первой Мировой войны Л.Е. Акимом и Морщихиным. Дата съемки 1918 г. Костромская областная общественная краеведческая организация «Костромская старина». Source

Страна переживала тревожное, смутное время. Революцию 1917 года Смодор сначала горячо приветствовал, а потом, как и многие, разочаровался, в корне несогласный с новым социальным устройством. Павильон Смодора все больше пустовал, заказы были редки.

11.


Михаил Смодор. Годовщина Октябрьской революции. Дата съемки 1918 г. «Костромская старина». Source

Только после окончания Гражданской войны в фотоателье стали возвращаться клиенты, но повод был горьким - в основном, это были родственники погибших, они заказывали снимки прошлых лет, так как мастер всегда хранил негативы. За эти памятные повторные портреты он брал символическую плату, а часто отдавал снимки даром.

12.


Михаил Смодор. Портрет девушки периода НЭПа. Дата съемки 1923 г. «Костромская старина». Source

С началом НЭПа (Новая экономическая политика 1921-1929 гг.) жизнь Михаила Смодора и его семьи стала налаживаться, вновь появились заказы.

13.


Михаил Смодор. Книжный киоск. Дата съемки 1923 г. «Костромская старина». Source

В ателье фотографа хлынул поток советских служащих, предпочитавших групповые снимки.

14.


Михаил Смодор. Дом крестьянина. Красный уголок. Дата съемки 1926 г. «Костромская старина». Source

Большой друг Михаила Смодора, художник Иван Каликин, в 1920-1930-е годы рисовавший карикатуры для лучших сатирических журналов страны, наслушавшись в гостях у Смодоров рассказов о группах ответственных работников, создал на эту тему рисунок, вошедший в цикл «Провинция», и получил за эту серию первый приз «Крокодила».

15.


Михаил Смодор. Дом крестьянина. Политинформация. Дата съемки 1926 г. «Костромская старина». Source

В 1921 году в Галиче открылось отделение Костромского научного общества по изучению края и музей общества, для которого Михаил Маркович много фотографировал, запечатлев жизнь Галича, и особенно Рыбной слободы.

16.


Михаил Смодор. Без названия. Дата съемки 1926 г. «Костромская старина». Source

Смодор дружил со многими рыбаками, ходил с ними на лов, фотографировал рыбацкие семьи и артели, вникая во все подробности их жизни.

17.


Михаил Смодор. Заседание УИК. Дата съемки 1926 г. «Костромская старина». Source

Именно жители Рыбной слободы поддерживали Михаила Смодора и его семью в крайне тяжелый для него момент - в 1935 году по ложному доносу он был арестован и отправлен в ГУЛАГ на строительство канала «Волга-Москва».

18.


Михаил Смодор. 1 Мая. Дата съемки 1 мая 1927. «Костромская старина». Source

В 1936 году на строительстве канала была организована фотослужба. Она имела посты и отделы по всей трассе канала.

19.


Михаил Смодор. Уголок стенгазет. Дата съемки 1927 г. «Костромская старина». Source

Благодаря помощи доктора ГУЛАГа на одном из таких постов оказался обессилевший Михаил Смодор.

20.


Михаил Смодор. Агитуголок. Дата съемки 1931 г. «Костромская старина». Source

Он занимался лабораторной работой и художественным оформлением плакатов, призывов, графиков соревнований узников ГУЛАГа. Там ему очень пригодились уроки живописи, взятые у друга-художника.

21.


Михаил Смодор. Агитуголок. Дата съемки 1931 г. «Костромская старина». Source

В 1937 году Смодор был освобожден. Здоровье его было расстроено, фотоателье ему больше не принадлежало и занятие фотографией больше не приносило удовольствия.

22.


Михаил Смодор. Военуголок. Дата съемки 1931 г. «Костромская старина». Source

В 1941 году он проводил на фронт старшего сына. Умер фотограф в Галиче, в 1942 году.

23.


Михаил Смодор. Политуголок. Дата съемки 1930-е. «Костромская старина». Место съемки г. Галич. Source

24.


Михаил Смодор. Агроуголок. Дата съемки 1931 г. «Костромская старина». Source

25.


Михаил Смодор. Агроуголок. Дата съемки 1931 г. «Костромская старина». Source

26.


Михаил Смодор. Агроуголок. Дата съемки 1931 г. «Костромская старина». Source

27.


Михаил Смодор. Ветряная мельница колхоза «Восход». Дата съемки 1931 г. «Костромская старина». Source

28.


Михаил Смодор. Радиотелеграф. Дата съемки 1930-е. «Костромская старина». Место съемки г. Галич. Source

29.


Михаил Смодор Рыбконтроль. Лабораторное исследование карпа. Дата съемки 1931 г. «Костромская старина». Source

30.


Михаил Смодор. Столовая. Дата съемки 1931 г. «Костромская старина». Место съемки г. Галич. Source

31.


Михаил Смодор. Колхозный рынок в центре Галича. Дата съемки 1933 г. На заднем плане Зимний театр Галича. «Костромская старина». Source

32.


Михаил Смодор. Аптека. Дата съемки 1933 г. «Костромская старина». Source

33.


Михаил Смодор. Аптека. Дата съемки 1933 г. «Костромская старина». Source

34.


Михаил Смодор. Промкомбинат. Нарезка заготовок ручными ножницами. Дата съемки 1933 г. «Костромская старина». Source

35.


Михаил Смодор. Администрация завода и комиссия по составлению стандартных образцов на тресты. Дата съемки 1932 г. «Костромская старина». Source

Источник текста: Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва: Уездный город Галич (1900-е - 1930-е годы) в фотографиях Михаила Смодора

[*] Выставка «Уездный город Галич (1900-е - 1930-е годы) в фотографиях Михаила Смодора» проходила в музее «Московский Дом фотографии» в рамках XI международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале-2016» с 10 февраля 10 апреля 2016.

Ранее:
Актуальные советы школьникам от Сергиевского Общества Борьбы с Алкоголизмом, 1929 - фотографии Смодора
Фотограф Петр Оцуп: история России, Ленин, Сталин, вожди
Коммунистки в паранджах, Москва, 1921 год

Previous post Next post
Up