Условность - существенная черта литературы (как и искусства вообще), состоящая в том, что создаваемые писателем образы воспринимаются читателем не как тождественные действительности (при всей конкретности изображения), а как нечто сотворенное творческой волей автора.
Известны случаи, когда читатели запрашивали у писателей адреса их героев. Но грамотный человек понимает, что даже в очерке есть условность, в отборе фактов, их композиции и так далее.
Условность присуща прозе, где рассказывается, например, о мыслях и чувствах человека, на самом деле им не высказанных в прямой речи. В лирике - то, о чем говорит поэт, на самом деле могло с ним и не происходить.
Искусство условно воспроизводит жизнь, для того чтобы открыть нам дорогу для более глубокого ее понимания и ее оценки. Такого рода условность искусства называют первичной условностью. Для нее характерна большая степень правдоподобия, когда вымышленность изображаемого не декларируется и не акцентируется автором.
Вторичной называют такую условность, когда писатель обращается, изображая жизнь, к формам, отступающим от жизненного правдоподобия, к фантастике, гротеску. Это демонстративное нарушение художником правдоподобия в изображении предметов или явлений, сознательное использование символов для того, чтобы придать тем или иным жизненным явлениям особую остроту и выпуклость.
Художественная условность выражается в самых различных формах в зависимости от художественной задачи писателя, его стиля, метода, исторической обстановки и другого.
Из «Словаря литературоведческих терминов»