Художественные произведения очень помогают почувствовать изучаемую эпоху. Если еще книги написаны современниками. А если писатель творил позже, тоже нормально, главное, чтобы он был жителем той же страны. Но вот что-то я не совсем поняла, какое отношение имеет французский художественный фильм «Шуаны» к одноименному роману Оноре де Бальзака. Интернет в аннотации к фильму сообщает, что снято по роману, а там совершенно другие герои и время действий.
Киноискусство влияет на наше воображение несколько иначе, чем книга. Но речь сейчас не об этом, а только о фильме. Год выпуска 1988-й, режиссер Филипп де Брока.
Завязка сюжета начинается в 1769 году у холодных берегов полуострова Бретань на севере Франции. В доме графа Совинье де Керфадека растут дети Орель, его родной сын, и Селин, девочка, найденная новорожденной у крыльца. Позже появляется еще один приемный ребенок, их ровесник Таркен.
Граф - главный герой (актер Филипп Нуаре) лично у меня вызывает любовь с первого взгляда. Это утонченный аристократ, романтик, физик и философ-энциклопедист. Всю жизнь хранит верность жене, которая умерла при родах. Он сам конструирует различные летательные, колесные и паровые машины. В основном, летающие. «Все люди свободны, поэтому мы непременно когда-нибудь взлетим!» Граф верит в прогресс и приветствует все доброе.
В 1789 год детям исполняется по 20 лет. Молодые герои тоже прекрасны, один лучше другого. Селин - очаровательная девушка (Софи Марсо), в которую влюблены оба молодых человека.
Революция! К ним прилетает весть о взятии Бастилии в Париже. Новый флаг: красная, белая и синяя полосы - цвета свободы. Граф в своем замке устраивает праздник для всей округи. Все празднуют вместе, благородные и простолюдины. Это всегда отличало его дом, что все жили в мире и дружбе, слуги, работники были членами семьи.
«В Бастилию бросали без суда и следствия лишь по прихоти короля. Народ своим божественным дыханием стер ее с лица земли, не оставив камня на камне…» - вдохновенно говорит Таркен (Ламбер Вильсон).
За праздничным столом есть и открыто выражающие недовольство. Например, соседка маркиза де Сан-Жильдас, женщина распущенная, не желающая расставаться со своим образом жизни, а тем более, с кем-то делиться своими богатствами. Ей не нужны никакие реформы в государстве.
«Мы чествуем равенство, мы все равны перед Богом», - говорит аббат, живущий в замке графа. Он воспитатель и учитель детей и теперь искренне поддерживает Революцию.
Граф пишет письмо Франклину, и с ним отправляет сына Ореля в Америку. А Таркена посылает в Париж, с письмом графу Мирабо.
Фильм захватывающий и динамичный, в первой же серии наступает 1793 год.
Казнь короля вызывает самые разные реакции. «Первый раз в мировой истории королю отплатили той же монетой», - говорит один из персонажей.
Граф теперь живет в нужде, но его мало интересует материальное. Аббат по-прежнему разделяет его взгляды. Спекулянт, двуличный трус, ставший мэром города, скупает у графа вещи. Он наживается на войне, выступает то за монархию, то за Республику. Вот живые иллюстрации исторических событий.
Гражданин Таркен - комиссар Конвента приезжает в родные места.
В республиканскую армию набирают солдат, и здесь он должен найти 3000 человек. «Каждый будет гражданином мира, и мир воцарится на земле. А кто хочет мира, должен готовиться к войне и ответить тем, кто на нас посягает!» - выступает Таркен перед собравшимися жителями. Принуждения нет, совершеннолетние мужчины тянут жребий, кому идти в армию.
Селин учит детей в созданной республиканской школе. Девочки и мальчики сидят на занятиях в красных колпаках. А граф счастлив, когда взлетает над землей на своем очередном усовершенствованном аппарате. На смену картинами мирной жизни приходит война.
Неустрашимые бретонцы поднимают бунт против Республики. С какой невероятной жестокостью действуют мятежники-вандейцы. Они перебираются в лес, с ними священник - агрессивный, зловещий. С горящими глазами благословляет разбойные нападения на проезжающих через эту местность. Они грабят, насилуют, убивают.
Я, наконец, поняла, о каких фанатичных священниках говорил Робеспьер в своих речах. Вот о таких! Хотя Революция им ничего плохого еще не сделала, они яростные противники изначально. Это фанатизм не по отношению к религии, а слепая борьба против всего нового. Разбойники под его предводительством уверены, что сражаются во имя Господа и короля.
В банду нечаянно попадает 17-летний сын работника графа, который очень хотел записаться в армию. Тем временем мятежники захватывают дилижанс, где ехал присягнувший Конституции священник. Он такой же служитель, так же крестил, исповедовал, ничем не отступая от веры.
Этот безумный священник заставляет юношу убить присягнувшего пастора. Очень ужасающая сцена.
Мятежная банда решает идти на Париж восстанавливать монархию. Все надевают на грудь знак «Сердце Иисуса». С каким неистовством они вырывают посаженное дерево свободы. Во время схватки с солдатами-республиканцами этот мальчик пойман и расстрелян на площади как дезертир.
Аристократы стремятся сломить Республику. К банде присоединяются маркиза де Сан-Жильдас и барон Тифош. С беженцами из Англии во Францию возвращается Орель.
Вот еще важный для меня момент. После налета на город роялисты укрываются в женском монастыре, где настоятельница сестра графа. Монахини и аббатиса в белых одеждах говорят, что революция отняла у них все. Что - все? Что нужно монахам, давшим добровольный обет нищеты? Почему же граф спокойно отдал лошадей, одежду, обувь, мебель? И остался счастливым. Потому что свободен духом.
Как трогательна встреча Ореля с отцом! «Знаешь, как легче дышать, если понимаешь, почему дышишь... Пространство и время - это одно и то же!» - восклицает граф де Керфадек. Прекрасная философская мысль. Снова проблема - Орель должен подтвердить свое присутствие за границей, поддерживал ли он все это время связь с врагами нации.
Вандея в огне. Бретань против всей Франции, 3 департамента против 89-ти. Вандейцы наступают, вооруженные пиками. Шуаны - это крестьяне, наводящие ужас на округу, они повсеместно убивают республиканцев. Из центра приходит приказ очистить замки и монастыри, принимающие бунтарей. Но я не увидела жестокого подавления восстаний. Гораздо больше жестокости со стороны восставших.
На мятеж против республики поднимается вся страна. Народ ищет вождей, поэтому идет к господам. Когда графа просят стать генералом, он отвечает коротко: «Нет войне!» Граф теперь сам пашет землю, ведь все работники ушли в леса.
Герои на каждом шагу стоят перед выбором. Как мучительны эти муки выбора, муки совести. Селин должна определиться, с кем она, кого любит.
«Париж осуждает меня и Париж прав», - Таркен переживает, что он не может усмирить мятеж. Пора мне остановиться на образе Таркена.
Орель называет его неподкупным. Таркен не отвечает на пощечину Ореля. Между ними еще острее встает конфликт соперничества в любви к Селин.
Я во всех отношениях на стороне Таркена. Да, он похож на Сен-Жюста. Но мне кажется, это собирательный образ. Он великодушен и непоколебим. В конце 3-й серии происходит важный разговор между графом и Таркеном.
Речь идет о том, чтобы остановить набор в армию. Граф признается, что открыл принцип полета ангелов, когда спал во время мессы в церкви. Таркен так же мечтает подняться и воспарить над остальными.
- Вы хотите лишить меня остроты, когда я вижу соль земли! Конвент требует непреклонных людей. Освободительная война должна вестись яростно...
- Вы хотите террора? - спрашивает граф.
- Я хочу силы, и я ее получу, - говорит Таркен.
Таркен боится умереть лишь потому, что погибнет все, что он хотел спасти.
Он кажется беспощадным, когда запрещает Селин вспоминать о грибах и всяких нежностях. «Это запах гниения старого мира!» Скорее из ревности, ведь она все-таки не может забыть Ореля. Таркен говорит, что счастья можно добиться только кровью.
«Дети мои, вы попали в бурю, которая сильнее вас…» - сокрушается старый граф. Двадцать пять лет он помнит и любит свою жену. И добавляет: «У любви нет ни прошлого, ни будущего, у меня все сейчас...»
Теперь Орель - генерал шуанов. Когда Таркен с войсками отправляется по их следу, повстанцы свирепствовуют в городе. Устанавливают на крыше ратуши королевский флаг. Потом все входят в церковь, с ними епископ, этот жуткий священник, монахини, маркиза, крестьяне. Все стоят и воодушевленно поют.
А Селин с горсткой детей заходят с пением «Марсельезы». Потрясающий эпизод! Я уверена, что Бог в эти минуты был с ними, а не с роялистами.
Республиканцы отливают из колокола пушку, чтобы разрушить мельницу. С помощью мельницы переговаривались вандейцы. Селин бросает Таркену: «Орель - жизнь, а ты смерть!»
Решающее сражение происходит на острове. Этот безумный священник бегает с крестом из палок и вызывает только ужас и отвращение. Республиканцы окружают шуанов. Все арестованы. Победа не удовлетворяет Таркена, так как нет Ореля.
Граф спрашивает: «Так вот, что такое твоя добродетель?» Но Таркен себя ненавидит.
На площади устанавливают гильотину и всех казнят, маркизу, аббатису, главных мятежников. Священник, мне важна его судьба, был сражен пулей в бою.
Почти весь фильм пересказала (ну нравится мне пересказывать!), а теперь советую: кто не видел, посмотрите. Замечательная картина! Даже если вам и не интересна тема Великой Французской Революции, скучно не будет.
Конец оставляет зрителя в раздумье. О чем фильм? О революции. О гражданской войне. О любви. Любовь превыше всего.
Люди, которые понравились мне больше всех, погибают. И граф де Керфадек, и Таркен. Погибает во имя революции и во имя любви. Они жертвуют собой, на это способны только истинные патриоты. Но жизнь не заканчивается, Таркен умирает со словами «Да здравствует жизнь!»